Налоговая статистика

Автор: g********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 20:25, реферат

Описание работы

Актуальность развития методологии статистического анализа налогообложения в Российской Федерации обусловлена не только возрастанием роли налогов в формировании бюджета, но и слабой разработанностью статистической методологии в изучении проблем налогообложения и налоговых поступлений. Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нарастающими итогами в отчетности, наличием инфляционной составляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изменения налоговых поступлений на макроуровнях и микроуровнях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета……4
Классификация налогов ………………………………………………………….5
Заключение…………………………………………………………………….......8
Список использованной литературы…………………………………………….9

Работа содержит 1 файл

налоговая статистика.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета……4

Классификация налогов ………………………………………………………….5

Заключение…………………………………………………………………….......8

Список  использованной литературы…………………………………………….9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Экономическая сущность главного источника доходов госбюджета — налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

     Актуальность развития методологии статистического анализа налогообложения в Российской Федерации обусловлена не только возрастанием роли налогов в формировании бюджета, но и слабой разработанностью статистической методологии в изучении проблем налогообложения и налоговых поступлений. Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нарастающими итогами в отчетности, наличием инфляционной составляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изменения налоговых поступлений на макроуровнях и микроуровнях.

     Центральным рычагом регулирования рынка исторически выступает налоговая политика государства, разработка которой невозможна без всесторонней количественной оценки современной ситуации и моделирования последовательности реформ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета 

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).

     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ).

     В современных условиях налоги выполняют три функции: фискальную, социальную и регулирующую, каждая из которых имеет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.

     В п.1 ст.17 НК РФ говорится, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения». Данной статьей предусмотрено обязательное наличие следующих элементов налога:

     Объект налога — доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательством.

     Субъект налога — налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо.

     Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

     Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

     Статистическое изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций. 

     Классификация налогов

     Под классификацией налогов в статистике понимаются их группировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применяемые налоговыми и статистическими организациями в практической деятельности. Согласно положениям НК РФ и других законодательных актов можно определить следующие классификационные группы: по способу обложения, по виду (по уровню установления), по плательщикам, по объекту обложения, по назначению.

     По способу обложения и взимания налоги делятся на прямые (налагаются на имущество и доход, уплачиваются соответственно собственником и получателем) и косвенные (включаются в стоимость товаров и услуг, фактическим плательщиком является конечный потребитель).

     В свою очередь прямые налоги подразделяются на   реальные и  личные. К первой категории относятся земельный налог, налоги на недвижимое имущество, на ценные бумаги и ряд других. Для них характерно взимание платежа с хозяйственного субъекта или объекта (с отдельных видов имущества), а обложение строится исходя из средней доходности этого имущества, а не фактической — для конкретного налогоплательщика.

     Прямое обложение в личной  форме — это налоги на доход,  взимаемые по методу «у источника» или по декларации. Определение «личный» исходит из того, что учитываются индивидуальные характеристики налогоплательщика: например, для физического лица — размер семьи, наличие иждивенцев, социальный статус, фактический размер дохода и др. В зависимости от объекта обложения выделяют следующие виды личных налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций. В настоящее время главенствующее положение в российском федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

     Социально-экономическая политика  правительства, направленная на  расширение самостоятельности субъектов  Российской Федерации, остро поставила вопрос о необходимости четкого регулирования наполняемости региональных бюджетов. Основой для решения этой задачи стало законодательное закрепление классификации по уровню установления, согласно которой российские налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные (п.1 ст.12 НК РФ).

     Федеральные налоги устанавливаются исключительно Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории России всеми плательщиками, действующими в рамках общего налогового режима (п.2 ст.12, НК РФ). Налоги данного вида перечислены в ст.13 НК РФ:

1)  налог  на добавленную стоимость;

2)  акцизы;

3)  налог  на доходы физических лиц; 

4) единый  социальный налог;

5) налог  на прибыль организаций;

6)  налог  на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;                        

8)  сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9)  государственная  пошлина.

     В отличие от федеральных региональные налоги (на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный) могут быть введены в действие не только через Налоговый кодекс, но и законами субъектов Российской Федерации (п.3 ст.12 НК РФ). Из этого следует, что такие элементы, как ставка, порядок и срок уплаты подсобных налогов, а также условия предоставления льгот варьируются в зависимости от географии их применения.

     Местные налоги признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Таким образом, один и тот же вид налога может иметь различные ставки, сроки и порядок уплаты в зависимости от места его взимания.

     Классификация по плательщикам включает три группы налогов:

1)  с  юридических лиц (налог на прибыль  организаций и др.);

2)  с физических лиц (налог на доходы физических: лиц, налог на имущество физических лиц и др.);

3)  с юридических и физических лиц (транспортный налог, земельный налог и др.).

     По  объекту налогообложения выделяют следующие группы платежей:

1) налоги  на доходы (налог на прибыль  организаций, налог на доходы  физических лиц),

2)  налоги  на имущество (налог на имущество организаций, физических лиц),

3) налоги  на действия (сбор за использование  объектов животного мира, уплата  стоимости лицензий).

     По  назначению можно выделить налоги общие (обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней), специальным (имеют строго определенную направленность и формируют централизованные целевые фонды, например, транспортный) и чрезвычайные (вводятся при наступлении каких-либо особых обстоятельств). 

  Заключение

  Анализ структуры налоговых поступлений представляется особенно важной задачей социально-экономической статистики в настоящее время, когда в экономике происходят существенные перемены, накоплен разнообразный опыт хозяйствования вне планово-административной модели, но стабильность еще не наступила; когда открыт доступ к опыту и знаниям ученых и практиков развитых стран, имеющих высокие показатели экономического роста и уровня жизни населения.

  В настоящее время в анализе структуры налоговых поступлений можно выделить два аспекта: изучение структурных особенностей на макроуровне (изучение структуры доходной части госбюджета, налоговых поступлений в бюджеты различных уровней) и на микроуровне (изучение структуры налоговых выплат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  • Б.И. Башкатов: Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 703 с.
  • В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская: Социально-экономическая статистика: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — 461 с.
  • Налоговый Кодекс РФ. Часть 1.
  • Налоговый Кодекс РФ. Часть 2.

Информация о работе Налоговая статистика