Международные классификаторы товаров в статистике внешней торговли РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:52, реферат

Описание работы

Статистика внешней торговли как отрасль науки возникла из практических потребностей людей. СВТ исследует динамику внешней торговли, состояния торгового баланса, товарную структуру экспорта и импорта, распределение внешней торговли по географическим районам мира. В СВТ проводятся расчеты индексов стоимости, средних цен, физического объема экспорта и импорта, индексов условий торговли и других показателей.

Содержание

Введение
1. Стандартной международной торговой классификации (СМТК).
2. Классификация в статистике
3. Перечень используемых классификаторов торговых данных
4. Статистика внешней торговли
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Статистика реферат Капанова Алтынай и Исалиев Тимур МР 243.docx

— 242.70 Кб (Скачать)

Для Казахстана в настоящее  время существенны направлениями  импортной стратегии являются: состояние  национального производства в целом  и по отраслям импортозамещения, объем  и структура платежеспособного  спроса и эластичность экспорта. Это особенно касается импорта продовольствия и социально-значимых товаров.

Реализация политики импортозамещения в настоящее время затрудняется ограниченным платежеспособным спросом  населения, а снижение инвестиционных процессов связано с низким уровнем  сбережений.

Составной частью механизма  рационализации импорта является оптимизация  мер таможенно-тарифного регулирования (ТТР). Последняя призвана стать, на наш взгляд, эффективным регулятором  иностранной конкуренции на отечественном  рынке, т.е. необходима тесная увязка ТТР  с задачами структурной перестройки  казахстанской экономики.

В тоже время политика импортозамещения в условиях глобализации и интеграции Казахстана в мировое пространство имеет свои пределы. В целом политика импортозамещения неизбежно будет  сталкиваться не только с внутренними, но с внешними проблемами. Казахстан  как член СНГ, ЕЭП, Таможенного союза  не может изменять тарифные ставки без согласования других участников.

Устранение таможенных барьеров между тремя государствами может  способствовать развитию конкуренции  и укреплению рыночной экономики.

Сегодня, когда усиливается  конкуренция на развивающихся рынках и важно быстро занять рынки как  внутренние, так и потенциальные  внешние, необходимо максимально реализовать  потенциал Таможенного союза  с доступным рынком - 170 млн. человек.

Создание Таможенного  союза и связанные с этим тарифные ограничения на импорт товаров из третьих стран не должны отразиться на реализации казахстанских программ экономического развития, поскольку  необходимые для этого товары, завозимые из третьих стран, будут  в течение достаточного времени  облагаться пошлинами по прежним, установленным  самостоятельно, таможенным тарифам.

Вступление Казахстана в  ТС должно привлечь дополнительные инвестиции, способствовать созданию новых рабочих  мест, расширить номенклатуру производимых товаров и, соответственно, обеспечить рост внешнеторгового сальдо.

В результате вступления в  ТС теоретически должны многократно  возрасти объемы экспорта, вырасти  валютная выручка, отечественные производители  увеличат своё присутствие на зарубежных рынках. Но как показывает проведенный  анализ состояния промышленности Казахстана для подобного оптимизма оснований  не много.

Если не отстаивать свои позиции в таможенно-тарифном вопросе  в условиях конкуренции с российскими  и белорусскими предприятиями, казахстанские  товаропроизводители могут оказаться  в невыгодном положении.

Не стоит забывать, что  наши внешнеторговые партнеры получают выгоды от присоединения Казахстана к ТС немедленно, в то время как  Казахстан может получить их в  перспективе. При этом потери могут  оказаться неизбежными, а выгоды -- возможными, для их реализации потребуются существенные дополнительные усилия.

С введением единого таможенного  тарифа ожидается существенный рост цен на товары народного потребления. В том числе и на продукцию  стран Таможенного союза. Усилится контроль товаров из стран, традиционно  обеспечивающих Казахстан товарами народного потребления.

Таможенный кодекс для  трех стран - участниц Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана) заработал  в полную силу. Однако не все механизмы  пока отлажены. Ключевой проблемой  остается то, что информированность  участников рынка со стороны представителей власти в отношении изменений  законодательства в рамках Таможенного  союза оставляет желать лучшего. Между тем, быстрота взаимодействия между бизнесом и государством является чрезвычайно актуальной и может  быть обеспечена только законодательной  регламентацией процедур с привлечением всех заинтересованных сторон.

В стратегическом плане важнейшим  условием вступления Казахстана в ТС должно быть, прежде всего, соблюдение национальных интересов в области  международных экономических отношений  и в сфере внутренней экономики.

Вместе с тем, начавшийся процесс вступление в Таможенный союз, при условии взвешенного  подхода, должен послужить катализатором  необходимых преобразований в стране.

3. Анализ и прогноз  внешней торговли

Тенденции внешнеторгового  развития Казахстана не соответствуют, а порой идут в противоположном  направлении по сравнению с тенденциями  развития мировой торговли.

Экспорт развивается однобоко и становится монотоварным, что объективно повышает его зависимость от состояния  общемировой конъюнктуры и ценовой  ситуации на сырьевых рынках, усиливая проблемы экономической уязвимости экономики республики.

Казахстанский импорт по своей  структуре может быть квалифицирован как нерациональный. Внутренний рынок  страдает от чрезмерного усиления конкуренции, что привело к вымыванию ряда отраслей промышленности Казахстана не только с внешних рынком, но и  на собственной «территории».

Имеет место тенденция  активной переориентации казахстанской  внешней торговли с рынков стран  ближнего зарубежья в пользу стран  вне СНГ. Это, крайне негативная тенденция, учитывая объективную необходимость  усиления процессов интеграции в  рамках СНГ, что несомненно соответствует  интересам страны в условиях союза  с региональными торговыми союзами.

К факторам, сдерживающим развитие производственного и экспортного  потенциала Казахстана, относятся:

низкая конкурентоспособность  продукции обрабатывающего сектора  вследствие использования устаревших технологий и высокого уровня износа основных фондов;

инвестиционная непривлекательность  обрабатывающей отрасли и недостаточность  оборотных средств у предприятий, и соответственно низкий уровень  инновационной активности отечественных  предприятий;

слабые стимулы для  развития обрабатывающих производств  и низкий уровень регулирования  для защиты внутреннего рынка  Казахстана;

дефицит квалифицированных  кадров в сфере производства и  управления предприятиями и низкий уровень развития инфраструктуры.

Рекомендуется выработка  оптимальной модели развития внешнеторговой сферы страны, которая заключается  в одновременном развитии экспорта на базе использования естественных преимуществ в природно-ресурсной  сфере и высокого технологического потенциала в ряде отраслей экономики  страны, таких как машиностроение, развитие технологии в космической  сфере, приборостроение, телекоммуникационные услуги, нефтехимия. Принципиальным условием реализации такой модели является эффективное  взаимодействие топливно-сырьевого  и инновационных секторов. Задача первого сектора - мобилизовать финансовые ресурсы для обеспечения технологического прорыва в критически важные для  Казахстана сферы, тогда как второй должен способствовать формированию высокопроизводительной материально-технической базы добывающих отраслей и отраслей с высокой  добавленной стоимостью. В будущем  отсутствие четкой перспективной стратегии  во ВТП государства, продуманных  направлений, увязанных с экономической  политикой страны, ее промышленной стратегией может повлечь более  серьезные последствия внутреннего  и внешнего плана.

Для оптимальной реализации промышленного и экспортного  потенциала страны в Казахстане предлагается создать следующие предпосылки:

переход от статичной экономической  политики, направленного на рост без  развития, к реализации целей по повышению эффективности развития человеческого (социального) капитала, обеспечение нового качества и уровня жизни граждан Казахстана;

формирование адекватной инновационному типу воспроизводства  инфраструктуры, в том числе в  производстве и обращении, в финансовой сфере включая функционирование разветвленной сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование инновационного процесса, фондовых рынков и т.п.;

создание собственной  системы подготовки высококвалифицированных  кадров для сферы производства наукоемкого  машиностроения, приборостроения, телекоммуникационных услуг;

на основе опыта развитых стран создание благоприятных условий  для формирования и активного  развития полноценной системы, самоорганизующихся и саморазвивающихся организаций (НПО, независимые сетевые экономические  структуры), которая будет индикатором  связывающим элементом между  властью и гражданами страны и  обеспечит стимулирование социального  потенциала страны для индустриально-инновационного развития.

Для получения максимального  положительного эффекта от вступления Казахстана в Таможенный союз предлагается руководствоваться взвешенным подходом к преимуществам и издержкам, которые будет иметь республика как участник данного торгового  союза, что позволит обеспечить оптимальную  защиту национальных интересов страны.

По прогнозам выгоды от присоединения Казахстана к ТС будут  следующие: Казахстан получит выход  на новые рынки товаров и услуг; получит содействие в привлечении  иностранных инвестиций, новых технологий и ноу-хау в обрабатывающую промышленность; расширится количество и улучшится  качество предлагаемых для потребителя  товаров; будут созданы новые  рабочие места получат развитие новые производства; произойдет кооперация взаимодополняющих предприятий, будут  устранены административные барьеры; улучшатся условия для создания совместных предприятий, что приведет к росту взаимных инвестиций; будет  обеспечен доступ к внутренней инфраструктуре стран участниц.

Предполагаемые издержки вступления в ТС в перспективе  таковы: защита многих производств  от конкуренции будет существенно  затруднена; политика защиты наиболее уязвимых сфер экономики - это касается в первую очередь сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, отдельных секторов сферы услуг  будет существенно зависима от приоритетов  принимаемых в рамках ТС; повышение  цен на потребительские товары может  привести к снижению уровня жизни  казахстанцев; вступление в ТС без  переходного периода для национальных производителей может стать очередной  «шоковой терапией» для казахстанской  экономики и общества; отсутствие должной прозрачности в решении  вопросов таможенно-тарифного регулирования  может привести к лоббированию интересов  отдельных производств и предпринимателей; неотлаженность механизмов функционирования ТС в вопросах технического и административного  регулирования может стать препятствием на пути активизации предпринимательской  активности.

В процесс выбора модели внешнеторговой деятельности и внешнеторговой политики в соответствии с целями, которые ставит Казахстан в процессе экономического развития она сталкивается с проблемой определения отраслей производства, которые необходимо развивать  в первую очередь. В этой связи  предлагается критерием оценки выбрать  темпы роста объемов их производства и экспортную квоту каждой из отрасли. Рекомендуются наиболее перспективные  направления развития экспорта Казахстана к которым относится продукция: топливно-энергетического комплекса; металлургического комплекса; АПК; легкой и пищевой промышленности; машиностроения; химической промышленности.  

 

 

 

Статистика

Внешнеторговый оборот РК (млн.долларов США)

М-10 Перевозка грузов всеми  видами транспорта (млн. тонн)

Основные показатели внешней  торговли Республики Казахстан за январь-февраль 2012 года (тыс. долларов США)

 

Структура экспорта Республики Казахстан по основным товарным группам 

 

Заключение

Внешняя торговля имеет большое  значение как для осуществления  рыночных реформ в Казахстане, так  и для формирования позиции страны в международном разделении труда, определение наиболее эффективных  форм и направлений использования  экономического потенциала страны.

Внешнеторговый оборот республики в течении 1997-2010 гг. имеет устойчивую тенденцию к росту с 9056,9 млн. долл.США  до 109072,6 млн.дол США. В течении  отчетного периода наблюдается  ежегодный прирост как экспорта так и импорта во внешнеторговой структуре Казахстана и стабильное положительное сальдо торгового  баланса, что несомненно свидетельствует  о положительных результатах  экономических преобразовании в  стране. Но при более детальном  рассмотрении в частности, если взять  индекс физического объема внешнеторгового  оборота, экспорта и импорта Казахстана за 1998-2010 гг. внешняя торговля Казахстана повержена циклическим колебаниям (спады и подъемы).

Следует отметить, что снижение экспортной квоты в Казахстане в 1998г. до 24,1% и в 2001г. до 39% не есть результат  роста ВВП. Это был результат  падения мировых цен на основные товары, экспортируемые страной. Резкий рост цен на нефть в 2000г., 2005г., 2008г. вновь привело к росту экспортной квоты до 48,2%, 48,8%, 53,3% соответственно.

Что касается импорта, то значительно  усилилась зависимость внутреннего  рынка от импорта. Доля импорта в  ВВП колеблется с 20% до 30%, она снизилась  в 2010 году до 28,4% по сравнению с 31,2% в 2009 году, но пока остается довольно значительной.

В импорте Казахстана существенную долю занимают в 2010 году следующие страны: Китай - доля которого выросла с 0,9% до 12,5% , Германия (6,8%), Украина ее доля (2,3%) выросла в двое и составила 5,6%, Италия ее доля выросла с 0,8% до 3,3%, с Японией и Францией так же расширяются торговые отношения, и их доля в импорте выросла за данный период с 0,2% до 2,6% и с 0,7% до 2,1% соответственно, импорт из Турции, Ирана и Швейцарии сократился соответственно с 3,2% до 2,5%, с 0,4% до 0,2% и с 1,5% до 0,4% соответственно, Нидерланды занимают 0,7% в импорте страны.

В структуре экспорта наибольшую долю занимают минеральные продукты - 74%. Недрагоценные металлы и изделия  из них составили 12,7% казахстанского экспорта. На химическую продукцию, пластмассы и каучук пришлось 5,3% экспорта; продтовары и сырье для их производства -- 3,8%.

Информация о работе Международные классификаторы товаров в статистике внешней торговли РК