Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:09, контрольная работа
Улучшение качества – одна из важнейших экономических и политических задач на современном этапе развития общественного производства. Эффективным рычагом решения этой задачи может стать внедрение методов объективной оценки качества.
Квалиметрия – новая научная область, изучающая и разрабатывающая
принципы и методы количественной оценки качества.
Возникновение квалиметрии было связано с осмыслением проблемы
Улучшение качества – одна из важнейших экономических и политических задач на современном этапе развития общественного производства. Эффективным рычагом решения этой задачи может стать внедрение методов объективной оценки качества.
Квалиметрия – новая научная область, изучающая и разрабатывающая
принципы и методы количественной оценки качества.
Возникновение квалиметрии было связано с осмыслением проблемы
измерения и оценки качества в сочетании с проблемой управления качеством
продукции и работой в общественном производстве. Временем появления
квалиметрии можно считать 1968 г., когда была опубликована программная
статья по формированию этой новой научной отрасли (журнал «Стандарты и качество», 1968 г., № 1, авторы − Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев и др.). Статья называлась «Квалиметрия – наука об измерении качества продукции». Зарождение квалиметрии обусловлено воздействием двух основных факторов. Во-первых, появлением в первой половине ХХ в. в экономически развитых странах многочисленных эмпирических методик количественной оценки качества (первоначально главным образом – качества продукции); во- вторых, необходимостью теоретического обоснования, а также повышения точности и надежности этих методик.
К концу 60-х гг. ХХ столетия группа научных работников (военный
инженер-строи-тель Г. Г. Азгальдов; гражданские инженеры-машинострои- тели З. Н. Крапивенский, Ю. П. Кураченко, Д. М. Шпекторов; экономисты в области авиастроения А. В. Гличев и В. Н. Панов; архитектор М. В. Федоров), выявив методологическую общность способов количественной оценки качества совершенно разных объектов, осознала необходимость обобщения этих способов в рамках самостоятельной научной дисциплины.
Название этой дисциплины «квалиметрия» было дано на неофициальном «симпозиуме», который состоялся в Москве в ноябре 1967 г. в ресторане «Будапешт». Самому старшему участнику этого «симпозиума» (в переводе с древнегреческого термин «симпозиум» означает веселая пирушка холостя- ков) было 45 лет.
Участники симпозиума постановили, что конечной целью квалиметрологов является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретно оцениваемого объекта может быть выражено одним
числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.
Долго обсуждался сам термин «квалиметрия». Было решено, что, во-
первых, он наиболее полно отражает суть дела, (квали по латыни – «какой, какого качества», а метрео на древнегреческом означает «мерить, измерять»). Во- вторых, этот термин понятен специалистам, говорящим на языках, на которых выходит 90 % всей мировой научно-технической литературы.
Рассматривались и другие термины, которые могли бы использоваться
в первой части термина означающего «измерение качества» вместо корня
«квали». Например: «тимема» (цена, вес); «эйной» (стоить); «дюнамис» (значение, сила); «себестай» (ценить, дорожить); «мететос» (важность, величина); «аксис» (оценка); «ропс» (цена, вес); «пойтос» (качество в философском смысле) и др. С точки зрения специалистов, любой из этих терминов сильно уступает корню «квали».
Точка зрения участников симпозиума по поводу становления и оформления «квалиметрии» была изложена в виде их дискуссионной вышеназванной статьи в январском номере журнала «Стандарты и качество» в 1968 г.
В течение всего 1968 г. на страницах этого журнала продолжалась международная дискуссия. Подавляющее большинство ее участников одобрили инициативу авторов первой статьи о необходимости объединения в рамках квалиметрии усилий всех тех, кто интересуется проблемой количественной оценки качества объектов любой природы.
Проблема качества никогда не теряет своей актуальности, она, по существу,
постоянна. В ХХ столетии можно выделить три этапа развития страны. На каждом этапе отношение к проблеме качества разное.
В доперестроечный период лозунг борьбы за качество носил, скорее,
политический, чем практический характер. Публично все поддерживали
идею повышения качества, но практически механизм не работал.
В первые годы перестройки тему качества поднимал и обсуждал до-
вольно узкий
круг специалистов. Руководителей и
коллективы предприятий в большей
степени волновали вопросы
Сейчас рынок
стал достаточно насыщенным и более
стабильным, особенно в отношении
продукции длительного
граждан от небезопасных товаров приняло государство. Качество, став при-
чиной банкротства многих предприятий, сегодня воспринимается уже не как абстрактная категория, а как стратегическая задача, от успешного решения которой во многом зависит стабильность российской экономики, ее место в мировом производстве и распределении.
Назрела необходимость взглянуть на проблему качества с точки зрения
новой экономической
реальности. Настало время, когда
производители продукции
Возникновение квалиметрии как науки связано с осмыслением пробле-
мы измерения и количественной оценки качества в сочетании с проблемой
управления качеством продукции.
При правильном подходе на предприятии к оценке качества выпускаемой продукции роль инженера-квалиметролога в обеспечении ее качества
конкурентоспособности может стать огромной. Он должен правильно вы-
явить потребительские требования, осуществить прогноз их изменений на
достаточно длительный срок, необходимый для перестройки производства.
Одновременно инженер-квалиметролог должен помнить, что только сниже-
ние цены продукции при одновременном повышении ее качества обеспечит
конкурентоспособность. Поэтому он должен представлять себе возможности
конструкторов и технологов и грамотно ставить перед ними задачу так, что-
бы обеспечение потребительских требований не было связанно с большими
затратами на перестройку технологии. В тех случаях, когда для управления
качеством продукции приходится использовать группу экспертов, инженер-
квалиметролог должен методически правильно сформировать эту группу и
правильно руководить ее работой. Методическую основу решения всех этих
задач предоставляет квалиметрия.
Квалиметрия как наука.
1.1. Современное
состояние квалиметрии
Современное состояние квалиметрии в стране характеризуется наличием ряда научных направлений и школ, что говорит о зрелости квалиметрии
как науки.
Существенный вклад в изучение квалиметрии внесла московская научная школа (Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев, Э. П. Райхман, В. И. Синько и др.).
Благодаря исследованиям московских ученых получили развитие как сама
квалиметрия, так и ее приложения: определены общие методологические
принципы квалиметрии, сформулированы положения аксиоматической теории оценивания качества, разработаны методологические основы структуризации свойств, выбора и классификации показателей качества, проведено теоретическое обобщение методов измерения и оценивания качества. Санкт-Петербургская научная школа развивает ряд новых направлений квалиметрии (Ю. М. Андрианов, М. В. Лопатин, А. Е. Сафонов, А. И. Суббето, С. Б. Иванов, В. Е. Швец, Н. В. Хованов и др.).
Однако тот факт, что квалиметрия впервые была обоснована именно в
России (точнее – в СССР), вызвал любопытные следствия.
Первое. Так уж сложилось, что в нашей стране подавляющее большинство новых научных направлений фактически признаются отечественными
исследователями и входят в их повседневную деятельность только после то-
го, как появляются зарубежные публикации (например, информатика, кибернетика, логистика, микроэкономика, макроэкономика, системотехника и т. д. были приняты нашими научными работниками без каких-либо возражений и без каких-либо специальных пояснений их необходимости и допустимости только потому, что они появились в нашей науке из науки зарубежной).
С квалиметрией было иначе. С момента появления этого термина и по
сегодняшний день
многие научно-технические
вые знакомишь с понятием «квалиметрия», задают вопрос «как обстоит дело
с квалиметрией «за бугром», т. е. проявляют комплекс научной неосведомленности.
На фоне этого уже не очень удивляет факт беззастенчивого неуважения
отдельными иностранцами
наших отечественных
качества.
Второе. Некоторые специалисты, когда их знакомишь с квалиметрией,
сразу же задают вопрос «чем квалиметрия отличается от других научных
дисциплин, схожих с ней по методологии исследования, например, системным анализом, исследованием операций, аксиологией, теорией полезности».
Третье. В 1960–70-х годах после зарождения квалиметрии находилось
довольно много
отечественных научных
под сомнение одно из ее главных положений – принципиальную возможность выражать в одном количественном комплексном показателе все многообразие свойств, характеризующих качество какого-либо оцениваемого объекта. Такие сомнения отнюдь не высказывались применительно к зарубежным научным новинкам такого рода и появляются на страницах печати гораздо реже.
С момента появления
первой статьи о необходимости и
целесообразности квалиметрии как
самостоятельной науки она
но. Что касается
расширения сферы приложения квалиметрии,
то было опубликовано свыше двадцати
монографий, посвященных применению
квалиметрии в различных
Вроде бы не плохо в абсолютных цифрах. Однако в относительных показателях, т. е. по отношению к потенциально возможной сфере ее применения, положение представляется не таким уж и радужным.
Квалиметрия имеет отношение к объектам любой природы, достаточно
только, чтобы по отношению к этим объектам была применима категория
«качество». Таких объектов огромное многообразие. Именно в силу всеохватывающего характера категории «качество», такой же всеохватывающий характер потенциально имеет и квалиметрия.
Однако не все из высокопоставленных представителей нашей научно-