Краткая история развития СНС в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение истории развития национального счетоводства. История зарождения национальной статистики в мире и в нашей стране достаточно интересна. А также особый интерес представляет тот факт, что идея национального счетоводства возникла в СССР еще до появления системы национальных счетов за рубежом. СНС в мире и в России развивается, ученые-экономисты разрабатывают программы развития национального счетоводства, ищут пути ее совершенствования для развития экономики в целом

Содержание

Введение………………………………………………………………….….2
Понятие об СНС………………………………………………………….…5
Структура СНС. Основные показатели СНС.……………………….…9
История возникновения СНС в мире…………………………………...17
Развитие национального счетоводства в России
Баланс народного хозяйства в СССР……………………..…26
Сравнительный анализ БНХ и СНС……………………….....32
Развитие СНС в России………………………………………...35
Задачи современного этапа развития СНС…………………38
Современные проблемы формирования СНС……………..40
Заключение………………………………………………………………....42
Список литературы………………………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Краткая история развития СНС в России реферат.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  1. Введение………………………………………………………………….….2
  2. Понятие об СНС………………………………………………………….…5
  3. Структура СНС. Основные показатели СНС.……………………….…9
  4. История возникновения СНС в мире…………………………………...17
  5. Развитие национального счетоводства в России
    1. Баланс народного хозяйства в СССР……………………..…26
      1. Сравнительный анализ БНХ и СНС……………………….....32
    2. Развитие СНС в России………………………………………...35
    3. Задачи современного этапа развития СНС…………………38
    4. Современные проблемы формирования СНС……………..40
  6. Заключение………………………………………………………………....42
  7. Список литературы………………………………………………………...43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В середине XX в. подавляющее большинство развитых стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование осуществляется в разнообразных формах, которые условно делятся на: административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические, предполагающие использование таких рычагов, как цены, кредиты, налоги. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

     Для квалифицированного регулирования государством экономической деятельности необходима достоверная экономико-статистическая информация, которая объективно отражает предпосылки, ход и результаты процесса воспроизводства.

     Развитие в экономике России рыночных отношений обусловило необходимость перехода отечественной статистикой на рекомендуемую Статистической комиссией ООН методологию, основанную на национальном счетоводстве и принятую в международной практике. Этим достигается единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета, приемов и методов ведения учета и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в экономике, а также результатах ее функционирования. Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономической системе, т. е. значительно упрощает решение проблем международных сопоставлений, способствуя их достоверности.

     Методологическое единство мировой статистики содействует развитию международной интеграции и сотрудничества, росту эффективности использования имеющихся на мировом рынке инвестиций в интересах не только самого инвестора или инвестируемой экономики той или иной страны, но и разных регионов и континентов; способствует рационализации использования запасов природных ресурсов мира, а также сохранению окружающей среды для настоящего и будущих поколений людей и выполнению других планетарных задач. Необходимость такого подхода определена объективными причинами исторического и перспективного развития мировой экономики в условиях ограниченного пространства нашей планеты: увеличением объемов использования природных ресурсов с развитием производительных сил, ухудшением их геологического положения и ростом объемов потребления и численности населения.

     Главная цель международного экономического сотрудничества в настоящее время и в перспективе заключается в том, чтобы выжить и обеспечить дальнейшее поступательное развитие не только отдельно взятой национальной экономики, но и мировой. Эта проблема превалирует над другими уже потому, что к началу XXI в. природно-ресурсный потенциал планеты, реализуемый в процессе экономического развития и составляющий его основу, в значительной мере истощен и его воспроизводство, сохранение окружающей среды, использование нетрадиционных видов ресурсов требуют совместных усилий всех стран на основе соблюдения взаимных и общих интересов. Речь идет о выживаемости в условиях истощения традиционных видов природных ресурсов, ухудшения их геологического положения, загрязнения всех основных компонентов окружающей среды, имеющих общие для всех стран планеты экологические, экономические и социальные последствия.

     Единство статистической методологии для национальной статистики стран — реальная возможность получения достоверной, сопоставимой и понятной для всех стран информации, без которой невозможна дальнейшая интеграция усилий государств в интересах обеспечения поступательного развития цивилизации на планете. Наличие некоторых особенностей национальной статистики не нарушает единства общих методологических принципов.

     Целью работы является изучение истории развития национального счетоводства. История зарождения национальной статистики в мире и в нашей стране достаточно интересна. А также особый интерес представляет тот факт, что идея национального счетоводства возникла в СССР еще до появления системы национальных счетов за рубежом. СНС в мире и в России развивается, ученые-экономисты разрабатывают программы развития национального счетоводства, ищут пути ее совершенствования для развития экономики в целом.

     В работе были использованы материалы  из распоряжений и постановлений  правительства Российской Федерации, труды известных ученых-экономистов, таких как - руководитель Федеральной службы государственной статистики — Суринов Александр Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой статистики экономического факультета (1991) — Иванов Юрий Николаевич. Он занимался вопросами увязки СНС и БНХ. В настоящее время читает курсы в Московском университете по: «Социально-экономическая статистика», «Система национальных счетов», «Государственное регулирование экономики труда и социального сектора», «Международные сопоставления ВВП и паритетов покупательной способности валют». Также он является членом Международного статистического института (Нидерланды), Международной ассоциации по изучению национального дохода и богатства, редколлегии журнала, издаваемого этой ассоциацией (Нью-Йорк), редколлегии журнала «Вопросы статистики», «Экономический альманах».

     Нельзя не отметить вклад в развитие макроэкономической статистики А. Вайнштейна — автора монографии «Народное богатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России» (1960). Эта монография представляет собой образец научного исследования проблем ретроспективного измерения макроэкономических показателей; она содержит не только оценки национального богатства России в 1913 г., но и подробный обзор технических методов, использованных автором для сбора и обработки соответствующих данных. А. Вайнштейн опубликовал также ряд работ по проблематике национального дохода и национальных счетов. Также вопросами СНС занимались: профессор Уральского Государственного технического университета (УПИ) Илышев А.М.: доктор экономических наук. Башкатов Борис Иванович. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие о системе национальных счетов 

     Система национальных счетов (СНС) — система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

     СНС — итоговая часть всего национального счетоводства, так как единая система первичного бухгалтерского, банковского учета и статистики основана на единстве методологических принципов. СНС унифицирована по основным методологическим положениям с платежным балансом, межотраслевым балансом, данные ее широко используются международными экономическими организациями.

     СНС — статистическая модель рыночной экономики, с успехом используется для анализа результатов функционирования экономики и оценки ее эффективности. Во всех странах СНС широко применяется для подготовки экономистов высшей квалификации.1

     Целью национального счетоводства (составления Системы национальных счетов — СНС) является получение количественных характеристик основных макроэкономических пропорций и институциональной структуры экономики на основе статистической информации из разнообразных источников (обследований предприятий и домашних хозяйств, бухгалтерской отчетности, отчетов об исполнении государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, таможенной статистики).

     Анализ национальных счетов лежит в основе разработки макроэкономической и денежно-кредитной политики государственными органами, оценки конъюнктуры рынка коммерческими структурами, сопоставлений уровней развития стран международными организациями.

     В качестве современной версии СНС действует ее пересмотренный вариант, который получил название СНС ООН 1993 г. и является руководством по составлению национальных счетов в большинстве стран мира. Система направлена на интернационализацию официальной статистики через обеспечение сопоставимости данных и разработку международных стандартов и руководящих принципов. По представлению Статистической комиссии ООН в 1993 г. Экономический и Социальный Совет ООН единогласно рекомендовал государствам-членам в резолюции 1993/5 от 12 июля 1993 г. «рассмотреть вопрос об использовании СНС 1993 года в качестве международного стандарта для сбора статистических данных по их национальным счетам в целях содействия интегрированию экономических и соответствующих данных и в качестве инструмента анализа, а также использовать СНС 1993 года в международном представлении сопоставимых данных по национальным счетам». Совет также рекомендовал «международным организациям учитывать СНС 1993 года и ее концепции при рассмотрении ими стандартов по отдельным отраслям экономической статистики и принимать меры по достижению соответствия системе».

     Принятие согласованной статистиками разных стран мира СНС явилось одним из важнейших событий в области экономической статистики, способствующим международной интеграции. Внедрение СНС в практику работы национальных статистических служб рассматривается Статистической комиссией ООН в качестве главного направления развития официальной статистики в странах мира.

     СНС обеспечивает стандартизацию в области статистики и содержит классификации, которые систематизируют описание различных экономических феноменов, таких как институциональные единицы и сектора экономики, экономические операции и другие потоки, активы и пассивы, виды деятельности, продукты и др. Это важно для измерения экономических процессов, так как взаимоотношения единиц, в них участвующих, складываются из большого числа конкретных действий, в результате которых возникают экономические потоки (продажи, заработная плата, трансферты, налоги, накопление основного капитала и пр.), происходит создание, преобразование, обмен, передача или ликвидация экономической стоимости.2

     В новой версии методологии СНС 1993 г. заложены основополагающие концепции СНС, определяющие границы экономического производства; факторы, образующие стоимость, а также содержание основных макроэкономических показателей принципиально не пересматривались. Вместе с тем новая версия СНС отражает результаты усилий специалистов разных стран и Статистической комиссии ООН по совершенствованию и дальнейшему развитию национального счетоводства. Уточнены определения и классификации ряда важнейших показателей, усовершенствована структура некоторых счетов, разработана методология отражения показателей национального богатства в СНС и др. Структура СНС усовершенствована путем повышения логического соответствия ее основным фазам экономического процесса, усиления гармонизации показателей СНС с показателями межотраслевого и платежного баланса, государственного бюджета. В СНС 1993 усовершенствована структура счетов, предназначенных для регистрации и анализа экономических операций, относящихся к различным аспектам экономического процесса, а также для регистрации активов и пассивов институциональных единиц.

     Общая система счетов современной СНС включает следующие классы счетов:

  • стандартный набор счетов для всех секторов экономики;
  • счета для отраслей экономики (счета производства и образования доходов);
  • счета для отдельных видов экономических операций (например, счета операций с другими странами, счета товаров и услуг);
  • счета для экономики в целом.

     Одно из центральных мест в структуре современной СНС занимают, как и в СНС 1968 г., межотраслевой баланс, а также таблицы ресурсов и использования товаров и услуг, представляющие собой некоторую модификацию межотраслевого баланса.

Информация о работе Краткая история развития СНС в России