Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:17, контрольная работа
Вопрос 8: Статистическое наблюдение. Программа наблюдения, единица наблюдения и единица учета.
Вопрос 16: Правила построения и чтения статистических таблиц.
Вопрос
8: Статистическое наблюдение.
Программа наблюдения,
единица наблюдения
и единица учета.
Для исследования социально-экономических явлений и процессов необходимо, прежде всего, собрать первичные статистические данные (информацию), под которыми понимается совокупность количественных характеристик массовых явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения. Эти данные являются исходным материалом для получения обобщающих показателей и выводов о тенденциях его развития. Не всякие собранные факты об изучаемом явлении могут считаться статистической информацией. Они должны отвечать определенным требованиям:
• Быть полной - это означает, что а) она должна охватывать либо все единицы статистической совокупности, либо такую их часть, по которой можно делать выводы о совокупности в целом; б) информация должна охватывать все существенные стороны явления, его свойства, внутренние и внешние связи; в) она должна собираться за максимально длительный срок. Это способствует ослаблению воздействия случайных факторов и выявлению закономерностей развития явления;
• быть достоверной, что означает соответствие данных о явлении, собранных в процессе наблюдения фактическому состоянию явления;
• быть сопоставимой – для этого данные должны собираться в установленные сроки, по единой программе, с использованием одинаковых методов и т. д., - иначе невозможно обеспечить их дальнейшее сопоставление;
• своевременно предоставляться – особенно, если она используется для осуществления управленческих функций.
Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и стабильность. Первое свойство связано с особенностями предмета статистики, вторая - с неизменностью собранной информации, ее способностью устаревать и с необходимостью получения новой информации для принятия верных управленческих решений. Практический менеджмент нуждается в постоянно пополняемых статистических данных, достоверная, полная, но запоздалая информация оказывается практически ненужной.
Состав статистической информации определяется потребностями развития общества. В условиях рыночной экономики ее потребителями являются как государственные органы, так и различные негосударственные структуры. Так, данные о состоянии экономики, численности и структуре населения, его покупательной способности, об уровне инфляции и т п. нужны как государственным органам, так и частным структурам для планирования и организации своей деятельности.
• Основными источниками статистической информации являются издания органов государственной статистики. Высшим органом государственной статистики является Государственный Комитет Статистики Российской Федерации. Его ежегодное официальное издание – статистический сборник «Российский статистический ежегодник» содержит наиболее полную информацию о Российской Федерации - макроэкономические, демографические показатели, показатели состояния различных отраслей национального хозяйства, данные о развитии здравоохранения, о доходах и потреблении населения, продолжительности жизни и т. д.
Кроме этого, данные о социально- экономическом положении страны в каком-либо году можно найти в кратком статистическом сборнике Госкомстата РФ «Россия в цифрах».
Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 20…году», комитет по статистике г. Москва – сборник «Москва в цифрах» и т. д.
Предоставление статистической информации является основной задачей органов госстатистики, а сама статистическая информация – продукцией их деятельности, имеющей, как и любая другая продукция, свою стоимость. Особенно высокую стоимость имеет та информация, получение которой выходит за пределы программы работы органов государственной статистики.
Основным источников получения первичной статистической информации является статистическое наблюдение.
Статистическое наблюдение представляет собой планомерный, научно организованный сбор данных или сведений о массовых явлениях и процессах, который заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Не всякий сбор сведений может называться статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда изучаются статистические закономерности, проявляющиеся в массовых процессах, в большом количестве единиц совокупности. Поэтому наблюдение считается статистическим, если оно соответствует следующим условиям:
• является планомерным;
• является массовым;
• является систематическим.
Планомерность статистического наблюдения предполагает, что оно готовится и проводится по заранее разработанному плану, являющего частью общего плана проведения статистического исследования; в такой план включаются вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее качества, его достоверности и оформления итоговых результатов.
Массовый характер статистического наблюдения означает, что оно охватывает количество случаев проявления изучаемого явления, достаточное для получения достоверных статистических данных, характеризующих совокупность в целом.
Систематичность наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться либо непрерывно, либо систематически, либо регулярно, так как только такой подход позволяет изучать тенденции и закономерности социально-экономических явлений и процессов. Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, проводимые с целью изучения мнения граждан по вопросам, представляющим для них интерес. Процесс проведения статистического наблюдения состоит из нескольких этапов:
• подготовка наблюдения;
• проведение массового сбора данных;
• подготовка данных наблюдения к обработке;
• разработка предложений по совершенствованию проведения
статистического наблюдения.
При проведении первого этапа – подготовке наблюдения необходимо в первую очередь решить программно-методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и задач наблюдения, его объекта, выбор единиц наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, формы, вида и способа наблюдения, разработка документов для сбора информации, программы наблюдения. На этом же этапе решаются и организационные вопросы, такие как: подготовка работников, проводящих наблюдение, тиражирование документов для проведения наблюдения и т. д.
Второй этап связан с непосредственным проведением наблюдения и включает в себя такие работы как рассылка бланков, анкет, форм статистической отчетности, переписных листов, их заполнение и дача ворганы, проводящие наблюдение. При выполнении третьего этапа – подготовке данных к наблюдению собранная информация проверяется на полноту, подвергается арифметическому и логическому контролю с целью выявления и исключения допущенных ошибок. На последнем этапе проведения статистического наблюдения анализируются причины, которые вызвали ошибки в заполнении статистических формуляров, и разрабатываются предложения по совершенствованию проведения статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение должно проводиться по заранее разработанному плану, при разработке которого необходимо решить множество важных задач. Эти задачи можно разделить на программно-методологические и организационные. К программно- методологическим задачам статистического наблюдения относятся:
• определение цели и задач наблюдения;
• выбор объектов и единиц наблюдения;
• разработка программы наблюдения;
• выбор формы, вида и способа проведения наблюдения.
Каждое статистическое наблюдение проводится с целью получения достоверных данных об исследуемых процессах и явлениях. Она должна быть конкретной и четко сформулированной, исходить из общих задач, поставленных перед статистическим исследованием явления. В соответствии с принципами системного подхода задачи наблюдения должны соподчиняться поставленной цели, исходить из нее. Цель и задачи предопределяют программу и форму организации наблюдения. Если они поставлены неясно, неконкретно, то будут собраны излишние сведения или, наоборот, получены неполные статистические данные.В зависимости от цели и решаемых задач определяются объект и единица наблюдения.
Объект статистического наблюдения - это статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Установление объекта наблюдения означает определение точных границ и состава совокупности. Например, при переписи населения необходимо установить, какое население следует регистрировать- наличное, под которым понимается фактически находящееся в момент переписи в данной местности, или постоянное, т. е. живущее на данной территории постоянно. В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения используют понятие ценза. Ценз есть пороговое значение признака, которое ограничивает объект наблюдения. Например, при обследовании промышленности объектом могут быть средние и крупные предприятия, к которым в соответствии с существующим законодательством, относятся предприятия с числом работников более 100 человек.
Любой объект наблюдения состоит из единиц наблюдения.
Единица наблюдения – элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, то есть это то первичное звено, от которого должны быть получены необходимые статистические сведения. Например, при проведении демографических обследований это может быть человек, но может быть и семья, при бюджетных обследованиях – домохозяйство или семья. В соответствии с поставленной целью, задачами, выбранным объектом разрабатывается программа наблюдения.
Программа наблюдения – перечень признаков, подлежащих регистрации (при непосредственном наблюдении), либо это перечень вопросов, по которым собираются сведения (при опросах). Составление программы наблюдения является сложной и ответственной задачей, поскольку от этого зависит качество собранной информации. Состав и содержание программы наблюдения определяются задачами исследования и особенностями изучаемого общественно-экономического явления. Всякое явление обладает множеством признаков. Собирать информацию по всем – нецелесообразно и невозможно. Поэтому необходимо отобрать наиболее важные, отвечающие поставленным задачам и соответствующие цели наблюдения. К программе наблюдения предъявляются следующие требования:
• в программу включаются только существенные признаки, посредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты и свойства. Не должны включаться второстепенные вопросы, не связанных с решением представленных задач.
• в программу не включаются вопросы, на которые могут быть получены заведомо неточные ответы, - то есть вопросы, способные вызвать подозрения, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым.
• в программу должны включаться вопросы контрольного характера для проверки собираемой информации, например, это логически связанные вопросы о возрасте, семейном положении, образовании, наличии детей и т.д.
• все вопросы программы должны быть ориентированы на определенную форму ответа: либо цифровую, либо альтернативную, либо многовариантную.
При цифровой – ответ дается в количественной форме (о возрасте, стаже, заработке и т.д.); при альтернативной – в форме «да» или «нет» (пол, семейное положение и т.д.); при многовариантной – выбор одного или нескольких вариантов из предлагаемого меню. Например, на вопрос о состоянии в браке возможны следующие варианты ответов: - состоит в браке;- никогда не состоял; - вдовец; - разведен.
• ответы в программах для облегчения обработки кодируются числовыми кодами.
• при разработке программы необходимо не только определить состав вопросов, но и их последовательность, так как логика расположения вопросов способствует получению более достоверных данных.
Одновременно с программой разрабатывается инструментарий наблюдения в виде статистических формуляров и инструкций по их заполнению.
Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: бланк обследования, переписной лист, анкета, отчет и т. д.
Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. В титульной части указываются: наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего; номер формуляра, а также, кто и когда его утвердил. В адресной – адрес отчетной единицы, ее подчиненность.
Кроме
формуляра разрабатывается