Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 07:58, контрольная работа
расчетная работа. 5 задач и их решение
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
«Красноярский
государственный
торгово-экономический
институт»
Кафедра
экономического анализа и статистики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Статистика»
Вариант
№1
Выполнила: студентка
4 курса
Заочной формы
обучения
гр. ЭКМ-09-12 Ш
Бердышева А.В.
Шарыпово
2010
З а д а ч а 1. 2
Имеются следующие данные о товарообороте магазинов за отчетный период. тыс.руб.:
Номер магазина | Фирма «Гермес» | Фирма «Импульс» | ||
Фактический товарооборот | Выполнение задания, % | Прогноз | Выполнение задания, % | |
1
2 3 |
300
350 420 |
103,6
100,0 95,7 |
400
245 557 |
100,0
97,4 110,5 |
Определите
средний процент
выполнения задания
по товарообороту
для каждой фирмы.
Укажите, какие виды
средних при этом
были использованы (покажите
их вывод). Решение оформите
в таблице. Сделайте
сравнительный анализ
по полученным показателям.
Решение
Фактический товарооборот на 1 магазин фирмы «Гермес» = 1070 / 3 = 356,67 тыс.руб.
Фактический товарооборот на 1 магазин фирмы «Импульс» = 1254,1 / 3 = 418,01 тыс.руб.
Используем формулу средней арифметической взвешенной
Фирма «Гермес»
=
Формула средней в данном случае примет вид:
Фирма «Импульс»
=
Фирма
«Гермес»
Фирма «Импульс»
Магазины | Фирма "Гермес" | Фирма "Импульс" | ||||||
Прогноз | Фактический товарооборот | Выполнение задания, % | Дп0, | Прогноз | Фактический товарооборот | Выполнение задания, % | Дп1, | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 289,6 | 300,0 | 103,6 | 28,04 | 400 | 400 | 100 | 31,90 |
2 | 350,0 | 350,0 | 100,0 | 32,71 | 245 | 238,63 | 97,4 | 19,03 |
3 | 438,9 | 420,0 | 95,7 | 39,25 | 557 | 615,49 | 110,5 | 49,08 |
Итого | 1078,4 | 1070,0 | 99,8 | 100,0 | 1202,0 | 1254,1 | 102,6 | 100,0 |
З а д а ч а 1. 3
По следующим данным рассчитайте все показатели вариации (дисперсию двумя способами):
Группы продавцов по уровню производительности труда, тыс. руб. | Число продавцов |
50-80
80- 110 110-140 140-170 170-200 |
9
11 5 18 14 |
Решение
оформите в таблице.
Объясните экономический
смысл полученных
показателей. Коэффициент
вариации за прошлый
период 15 %.
Решение
тыс.руб.
тыс.руб.
Среднее линейное отклонение (показывает средний разброс индивидуальных значений от среднего показателя без учета направленности по модулю):
тыс.руб.;
Это означает, что
среднее отклонение индивидуальной
производительности труда продавцов
от средней производительности в
целом по торговой фирме в отчетном
году без учета знаков отклонение составило
38,96 тыс.руб.
а) ;
б) ;
тыс.руб.
Индивидуальное значение производительности труда продавцов по группам отклоняется от среднего показателя по всему предприятию в пределах ±43 тыс.руб., т.е. границы колеблемости признака в данном случае таковы:
(125 – 43) ≤ xi ≤ (125+43)
Группы продавцов |
Производительность
труда,
х |
fi |
xi по к.1 |
xifi (2 × 3) |
по к.3 |
(2 × 5) |
по к.3 |
по к.7 |
(2 × 8) |
по к.3 |
(2 × 10) |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | 50-80 | 9 | 65 | 585 | 64,20 | 577,80 | -64,20 | 4121,64 | 37094,8 | 4225 | 38025 |
2 | 80- 110 | 11 | 95 | 1045 | 34,20 | 376,20 | -34,20 | 1169,64 | 12866 | 9025 | 99275 |
3 | 110- 140 | 5 | 125 | 625 | 4,20 | 21,00 | -4,20 | 17,64 | 88,2 | 15625 | 78125 |
4 | 140- 170 | 18 | 155 | 2790 | 25,80 | 464,40 | 25,80 | 665,64 | 11981,5 | 24025 | 432450 |
5 | 170- 200 | 14 | 185 | 2590 | 55,80 | 781,20 | 55,80 | 3113,64 | 43591 | 34225 | 479150 |
Итого | х | 57 | 125 | 7635 | х | 2220,6 | х | х | 105621 | х | 1127025 |
1.6. Коэффициент вариации
-
отношение
среднего квадратического
-
показывает,
какая часть среднего значения
в %-й форме подвержена
Это означает, что
средняя производительность труда в торговой
фирме в отчетном году варьирует несущественно,
а именно на 14,82 % от общего значения. Отсюда
закономерно ожидать высокий показатель
однородности продавцов по производительности
труда.
Кст = 100 – Vx = 100 – 14,82 = 85,18 (%)
Это означает, что
совокупность работников за два года по
производительности труда стала более
однородной, так как уменьшилась вариация
и вырос показатель стабильности на +0,18
%.
З а д а ч а 1. 4
Имеются следующие данные о списочной численности работников оптовой фирмы на начало месяца первого полугодия отчетного года:
Месяцы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль |
Кол-во человек | 44 | 50 | 58 | 60 | 66 | 79 | 82 |
Проанализируйте
данный динамический
ряд системой показателей.
Решение оформите
в таблице. Рассчитайте
средние характеристики.
Постройте график. Напишите
выводы по результатам
работы.
Решение
Месяцы | Товарные запасы, тыс.руб. | Δу, тыс.руб. | Тр,% | Тпр, % | |%|, руб. | ||||
Баз. | Цеп. | Баз. | Цеп. | Баз. | Цеп. | Баз. | Цеп. | ||
(2:6) ×1000 | (3:7) ×1000 | ||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
январь | 44 | х | х | 100 | 100 | х | х | ||
февраль | 50 | 6 | 6 | 113,64 | 113,64 | 13,64 | 13,64 | 439,88 | 439,88 |
март | 58 | 14 | 8 | 131,82 | 116,00 | 31,82 | 16,00 | 439,97 | 500,00 |
апрель | 60 | 16 | 2 | 136,36 | 103,45 | 36,36 | 3,45 | 440,00 | 579,71 |
май | 66 | 22 | 6 | 150,00 | 110,00 | 50,00 | 10,00 | 440,00 | 600,00 |
июнь | 79 | 35 | 13 | 179,55 | 119,70 | 79,55 | 19,70 | 439,97 | 659,89 |
июль | 82 | 38 | 3 | 186,36 | 103,80 | 86,36 | 3,80 | 440,00 | 789,47 |
В среднем за полугодие | 62,7 | +6,3 | 110,93 | 10,93 | 576,4 |
а) базисным
способом:
50 -44 = +6 58 -44 = +14 60 – 44 = +16 66 – 44 = +22 79 – 44 = +35 82 – 44 = +38 |
б) цепным способом:
50 - 44 = +6 58 - 50 = +8 60 – 58 = + 2 66 – 60 = +6 79 – 66 = +13 82 – 79 = 3 |
1.2. Темпы роста (Тр, %) :
а) базисным
способом:
50 /44*100 = 113,64 58 /44*100 = 131,82 60 / 44*100 = 136,36 66 / 44*100 = 150,00 79 / 44*100 = 179,55 82 / 44*100 = 186,36 |
б) цепным способом:
50 / 44*100 = 113,64 58 / 50*100 = 116,00 60 / 58*100 = 103,45 66 / 60*100 = 110,00 79 / 66*100 = 119,70 82 / 79*100 =103,80 |
1.3. Темпы прироста (снижения) – Тр = Тр – 100:
а) базисным
способом:
113,64 – 100 = +13,64 131,82 – 100 = +31,82 136,36 – 100 = +36,36 150,00 – 100 = +50,00 179,55 – 100 = +79,55 186,36 – 100 = +86,36 |
б) цепным способом:
113,64 – 100 = +13,64 116,00 – 100 = +16,00 103,45 – 100 = +3,45 110 – 100 = +10 119,70 – 100 = +19,70 103,80 – 100 = +3,80 |
1.4. Абсолютное значение одного процента прироста (снижения) –|%| = ΔУ : Тпр
-
показывает, как в абсолютном выражении изменяется явление при его росте (снижении) на 1 %:
а) базисным
способом:
6 / 13,64 *1000 = 439,88 руб. 14/31,84*1000 = 439,97 руб. 16/36,36*1000 = 440,00 руб. 22/50*1000 = 440,00 руб. 35/79,55*1000 = 439,97 руб. 38/86,36*1000 = 440,00 руб. |
б) цепным способом:
6 / 13,64 *1000 = 439,88 руб. 8/16,0*1000 = 500,00 руб. 2/3,45*1000 = 579,71 руб. 6/10*1000 = 600,00руб. 13/19,7*1000 = 659,89 руб. 3/3,8*1000 = 789,47руб. |
Расчет средних показателей.
2.1. Средний уровень:
а) для
интервального динамического
тыс. руб.
Это означает, что
среднемесячная продажа достигла размера
62,7 тыс.руб.;
2.2. Средний абсолютный прирост:
тыс. руб.
В анализируемом
периоде происходило
2.3. Среднемесячный темп роста:
%
Средний темп роста реализации товаров в торговой фирме составил 110,93 %.
2.4. Среднемесячный темп прироста:
%.
В данном
периоде происходило
2.5. Среднее значение одного
руб.
В торговой фирме рост выручки на 1 % сопровождался дополнительной продажей товаров населению в среднем на сумму 576,4 руб.
Построим графическое
изображение по колонкам 4 и 5 (табл.
4.1).
Анализ продажи в торговой фирме свидетельствует о том, что среднемесячный объем реализации в данном периоде достиг уровня 62,7 тыс. руб., от месяца к месяцу товарооборот прирастал на сумму 6,3 тыс. руб., или на + 10,93 %. Рост выручки на 1 % обеспечил торговому предприятию дополнительный объем продажи в денежном выражении на 576,4 руб.
Проведенное динамическое исследование продажи товаров в торговой фирме «Восток» по месяцам первого полугодия позволяет констатировать следующее:
а) объем реализации товаров растет, и это положительно характеризует работу данного предприятия в плане постановки коммерческой и экономической деятельности;
б) внутри полугодия под влиянием различных факторов отмечались периоды роста, спада торговой выручки;
в) при благоприятном
стечении обстоятельств и грамотном
ведении торгового процесса можно
ожидать дальнейший рост анализируемого
показателя.
З а д а ч а 1. 5
Имеются следующие данные о реализации продовольственных товаров по магазинам города за два квартала:
Товары | III квартал | IV квартал | ||
Количество, ц | Цена за кг, руб. | Количество, ц | Цена за кг, руб. | |
Сахар
Мука Масло |
997
650 342 |
13,3
12,0 45,5 |
1230
680 335 |
14,0
12,5 55,5 |
Проанализируйте
динамику розничного товарооборота, используя
индексный метод. Решение оформите в таблице.
Напишите выводы. Сделайте проверочные
расчеты.
Товары | II квартал | IV квартал | Стоимость поставок, тыс.руб. | ||||
g0, ц | Цена за кг, руб., p0 | g1, ц | Цена за кг, руб., p1 | p0g0 | р1g1 | p0g1 | |
(1 × 2) | (3 × 4) | (2 × 3) | |||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сахар | 997 | 13,3 | 1230 | 14 | 1326,01 | 1722 | 1635,9 |
Мука | 650 | 12 | 680 | 12,5 | 780 | 850 | 816 |
Масло | 342 | 45,5 | 335 | 55,5 | 1556,1 | 1859,25 | 1524,25 |
Итого | х | х | х | х | 3662,11 | 4431,25 | 3976,15 |
При наличии такой исходной информации (имеется индивидуальная информация по товарным группам как в отношении физической массы, так и уровня цен) следует применять агрегатную систему индексов. Для нее потребуется три вида стоимости: базисная (p0g0), отчетная (p1g1) и условная
-
стоимость поставки за отчетный период при уровне цен прошлой даты (p0g1). Аналитическая таблица будет иметь вид, как табл. 5.1.
Факторный анализ динамики поставок по модели вида
(121,0 %; +21,0 %);
В отчетном году оптовые предприятия отгрузили в адрес розничной торговли продовольственных товаров на сумму 4431,25 тыс. руб. Данный объем поставки превысил предшествующий период на 770,14 тыс. руб., или на +21,0 %. Увеличение продажи товаров оптовой торговлей можно также объяснить действием факторов: уровнем и динамикой цен и изменением физической массы реализации. Оценим направленность и конкретный размер выделенных факторов на динамику стоимости поставок.
2. Индекс оптовых цен (1-й факторный)
(111,4 %; +11,4 %);
Доля влияния цен (интенсивного фактора). Такая пропорция определяется в данном случае, так как фактор является частью общего отклонения результата (стоимости поставок):
За два года уровень оптовых цен вырос по всем товарным позициям, но в различной степени (см. кол. 2 и 4). Так, наибольший скачок цен отмечался в отношении по товарной группе масло на 10 руб., затем по муке (на +0,5 руб.) и, наконец, по сахару (на 0,7 руб.). Увеличение отпускных цен закономерно приводит к росту стоимости поставок. Расчеты в нашем случае показывают, что она под влиянием цены приросла почти на 12 % в анализируемом периоде, и в абсолютном выражении розничные предприятия получили прирост на +455,1 тыс. руб. товаров. На долю ценового фактора приходилось более 59,09 % наращивания стоимости поставок. Такую пропорцию нельзя признать экономически нормальной, так как это означает, что в меньшей степени происходило насыщение рынка конкретными товарами в натуральном выражении, а в большей
-
мнимое – за счет накрутки отпускных цен.
(108,5 %; +8,5 %)
Доля экстенсивного фактора (физической массы) в приросте поставок:
Вторым фактором, определяющим динамику поставок, является отгрузка товаров в натуральном выражении (по физической массе). В анализируемых товарных группах можно проследить две основные динамики:
а) рост поставок в натуральном выражении ( сахар и мука соответственно в тоннах
-
+233 и +30, см. кол. 1 и 3);
б) снижение объемов отгрузки по физической массе (масло на
-
7 тонн).
Простое сопоставление этих групп свидетельствует о том, что положительная динамика преобладает над отрицательной в общей совокупности товаров, поэтому отгрузка в натуральном выражении в среднем выросла на 8,5 %, на этот же процент увеличилась стоимость поставок, а в денежном
-
на +314,04 тыс.
руб. Значимость данного
Проведенный анализ динамики поставок продовольственных товаров из оптовых предприятий в розничную торговлю за два года показал следующее:
а) стоимость
отгрузки растет при однонаправленном
положительном влиянии
б) внутренние пропорции факторов оставляют желать лучшего – поставка растет преимущественно за счет повышения уровня цен, а не за счет наращивания предложения товаров в натуральном выражении;
в) в качестве
практических рекомендаций можно предложить:
проведение анализа по выявлению
причин снижения отгрузки в натуральном
выражении по сахару и муке, проведение
грамотной ценовой политики;
З а д а ч а 1. 6
Имеется информация о продаже капусты на рынках города за два месяца:
Рынки | Сентябрь | Октябрь | ||
Количество, т | Цена за кг, руб. | Количество, т | Цена за кг, руб. | |
I
II III |
77
110 160 |
14,0
13,5 14,8 |
89
140 303 |
14,5
14,2 16,0 |
Проанализируйте
динамику средней
цены реализации капусты
в городе в целом
по трем рынкам. Какие
факторы определили
это изменение? Решение
оформите в таблице.
Напишите выводы. Выполните
проверочные расчеты.
Решение
Рынки | Сентябрь | Октябрь | Товарооборот, тыс. руб. | ip | Структура товарооборота по g, % | ||||||
g0, тонн | p0, руб.за кг. | g1, тонн | pi, руб.за кг. | p0g0 (1×2) | р1g1, (3×4) | p0g1, (2×3) | (4:2) | Дg0, | Дg1, | (+;-) | |
по к.1 | по к.3 | (10-9) | |||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | 77 | 14 | 89 | 14,5 | 1078 | 1290,5 | 1246 | 1,036 | 22,19 | 16,73 | -5,46 |
2 | 110 | 13,5 | 140 | 14,2 | 1485 | 1988 | 1890 | 1,052 | 31,70 | 26,32 | -5,38 |
3 | 160 | 14,8 | 303 | 16 | 2368 | 4848 | 4484,4 | 1,081 | 46,11 | 56,95 | 10,85 |
Итого | 347 | 14,1 | 532 | 14,90 | 4931 | 8126,5 | 7620,4 | 1,06 | 100 | 100 | - |
Для проведения факторного анализа необходимо иметь три уровня цен 1 кг капусты (в среднем по всем магазинам):
Факторный анализ динамики средней цены реализации 1 тонны капусты рынками города за два месяца
(107,5 %; +7,5 %)
В октябре 1 тонна капуста реализовывался в среднем по трем рынкам города по цене 15275,4 руб. Это превышает уровень продажных цен прошлого месяца на +7,5 %, или на +1,065,4 руб. в абсолютном выражении. Полученную динамику можно объяснить двумя факторами:
а) уровнем индивидуальных цен на товар по рынкам и их динамикой;
б) структурным соотношением объемов реализации капусты в натуральном выражении по отдельным предприятиям по отношению к совокупной продаже.
Проанализируем действие этих составляющих по исходной ситуации.
(106,6 %; +6,6 %)
Доля интенсивного фактора в общем изменении средней цены –
Исследование уровня индивидуальных цен по магазинам показывает, что она выросла за 1 тонну капусты по всем рынка за два месяца, но в различных размерах. Индекс структурных сдвигов:
(100,8 %; +0,8 %)
Доля экстенсивного фактора в общем изменении цены
Самым дорогим
рынком по уровню продажной цены капусты
как в отчетном, так и базисном периоде
был Рынок №3 (14,8 и 16 руб. за 1кг.). В данном
периоде доля этого предприятия в реализации
капусты в натуральном выражении выросла
с 46,11 до 56,95 %, т.е. на +10,85 %. Отмеченные структурные
сдвиги способствовали повышению средней
цены продажи продукта на рынке города
на 0,8 % и в абсолютном выражении
на 114,1руб. Этот фактор был существенным
в приросте результативного явления -
10,7 %.