Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:03, курсовая работа
Цель исследования провести статистическое исследование уровня жизни населения РБ.
В связи с целью были поставлены и решены задачи:
1. Охарактеризовать понятие «уровень жизни населения» и его составляющие,
2. Показать задачи статистики в изучении уровня жизни,
3. Изучить системы показателей уровня жизни населения,
4. Дать общую характеристику уровня жизни в РБ,
5. Рассчитать показатели которые дают обобщающую характеристику уровня жизни РБ,
6. Выявить связь между показателями и уровнем жизни населения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Уровень жизни населения: сущность, минимальные социальные стандарты и показатели
1.1.Понятие "уровень жизни населения "………………………………..5
1.2.Задачи статистики в изучении уровня жизни……………………….8
1.3.Системы показателей уровня жизни населения……………………10
Глава 2. Экономико-статистический анализ уровня жизни населения РБ…..14
2.1.Базисные показатели уровня жизни………………..……………….15
2.1.1.Доходы населения……………………………………………….….15
2.1.2.Дифференциация доходов населения……………………………..17
2.1.3.Прожиточный минимум и уровень бедности………….…….…..19
2.2.Показатели условий жизни населения……………………………...30
2.2.1.Характеристики состояния и деятельности отраслей социальной сферы…………………………………………………………………………….30
2.2.2.Демографические параметры…………………………….………31
2.2.3.Расчет индекса человеческого потенциала……………………..32
Глава 3. Меры по повышению уровня жизни населения РБ………………..36
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………43
Приложения…………………………………………………………………….45
По
каждому направлению расчетно определены
имеющиеся резервы
Таким образом, на основе приведенного анализа можно выделить 4 основных направления по повышению реальных располагаемых денежных доходов:
Показатели | 1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Общая
площадь жилых помещений, приходящаяся
в среднем
на одного жителя (на конец года) - всего, м2 |
13,4 |
15,1 | 17 | 17,2 | 17,5 | 17,6 | 17,8 | 17,9 | 18,1 | 18,4 | 18,5 |
в городских поселениях | 12,7 | 15,2 | 17,7 | 17,9 | 18 | 18,2 | 18,5 | 18,6 | 18,9 | 19,4 | 19,5 |
в сельской местности | 14,5 | 15 | 15,9 | 16,2 | 16,6 | 16,6 | 16,8 | 17,1 | 17,1 | 17,2 | 17,3 |
Численность
граждан, пользующихся социальной поддержкой
по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, тыс. человек |
178,4 | 199,3 | 247,6 | 282,3 | 301 | 227,3 | 203,6 | 334,1 | 336,2 | ||
Среднемесячный
размер социальной поддержки на одного
пользователя, руб. |
35 | 54 | 79 | 120 | 157 | 324 | 303 | 260,5 | 265,6 | ||
Число
семей, получивших субсидии на оплату
жилого помещения
и коммунальных услуг, тыс. |
23,1 | 32,8 | 38,6 | 79,5 | 116,9 | 90,5 | 58,6 | - | - | ||
Среднемесячный размер субсидий на одну семью, руб. | 110 | 170 | 306 | 374 | 571 | 1006 | 807 | 915 | 950 | ||
Численность
детей, состоящих на учете для
определения
в дошкольные образовательные учреждения, тыс. человек |
0,9 | 0,4 | 2,3 | 4,1 | 6 | 6,8 | 4,1 | 9,9 | - | - | |
Охват
детей дошкольными (на конец года), в процентах от численности детей соответствующего возраста |
65,5 | 45,3 | 36,7 | 39,5 | 43,2 | 45,2 | 47,1 | 46,6 | 47,7 | - | - |
Число
дневных общеобразовательных учреждений
(на начало учебного года) |
587 | 617 | 597 | 590 | 587 | 586 | 572 | 564 | 559 | 568 | 553 |
Численность
учащихся дневных общеобразовательных
учреждений,
тыс. человек |
188 | 199 | 178 | 169 | 159 | 149 | 139 | 129 | 122 | 117,2 | 114 |
Число
учреждений начального профессионального
образования
(на конец года) |
44 | 43 | 43 | 43 | 43 | 43 | 43 | 42 | 42 | 39 | 38 |
Численность
учащихся учреждений начального профессионального
образования (на конец года), тыс.человек |
16,4 | 15,5 | 16,8 | 17 | 17,2 | 17,7 | 17,1 | 15,6 | 15,1 | 14,5 | 13,6 |
Численность
студентов в средних |
15,9 | 13,5 | 16,4 | 17,1 | 17,9 | 18,7 | 20,4 | 20,7 | 20,9 | 19,8 | 19,1 |
из
них в государственных и |
15,9 | 13,5 | 16,4 | 17,1 | 17,9 | 18,7 | 20,2 | 20,7 | 20,9 | 19,8 | 19,1 |
Численность
студентов в высших учебных заведениях
- всего,
тыс. человек |
20,6 | 19,6 | 24,2 | 26 | 27,7 | 29,8 | 31,9 | 38,6 | 38,6 | 47,5 | 47,4 |
из них в государственных и муниципальных | 20,6 | 19,6 | 24,2 | 26 | 27,7 | 29,8 | 31,2 | 34,8 | 34,2 | 42,3 | 40,7 |
Численность
врачей, человек:
всего, тыс. |
4,2 | 3,9 | 3,8 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,8 |
3,9 | 3,8 |
на 10 000 человек населения | 39,9 | 37,6 | 38 | 37,7 | 38,3 | 38,4 | 38,3 | 38,8 | 39,3 | 41,1 | 40,2 |
Численность
среднего медицинского персонала, человек:
всего, тыс. |
12,9 | 10,3 | 9,8 | 10 | 10,3 | 10,4 | 10,4 | 10,5 | 10,6 |
11,2 | 10,7 |
на 10 000 человек населения | 123 | 100 | 99 | 102 | 106 | 107 | 107 | 109 | 110 | 117 | 112 |
Число больничных учреждений | 158 | 148 | 115 | 117 | 122 | 122 | 121 | 111 | 54 | - | - |
Число
больничных коек:
всего, тыс. |
14,7 | 12 | 10,1 | 10,1 | 10,1 | 10,1 | 10,6 | 10,2 | 10,3 |
- | - |
на 10 000 человек населения | 140 | 116 | 102 | 102 | 103 | 104 | 109 | 106 | 107 | - | - |
Число
врачебных амбулаторно- |
258 | 245 | 212 | 207 | 204 | 211 | 209 | 204 | 60 | - | - |
Мощность
врачебных амбулаторно-поликлинических
учреждений,
посещений в смену: всего, тыс. |
20,3 | 21,9 | 22,4 | 22,5 | 22,5 | 22,6 | 22,6 | 22,1 | 21,8 |
- | - |
на 10 000 человек населения | 193 | 212 | 224 | 228 | 230 | 232 | 233 | 229 | 227 | - | - |
Число
зарегистрированных преступлений:
всего, тыс. |
17,6 | 27,2 | 31,2 | 31,9 | 24,4 | 22,6 | 25,4 | 30,3 | 35,1 |
35,8 | |
на 100 000 человек населения | 1673 | 2624 | 3118 | 3213 | 2478 | 2317 | 2609 | 3140 | 3648 | - | - |
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования
Основные параметры измерения - долголетие, знания (образование), уровень жизни - соответствуют трем ключевым проблемам: прожить долгую жизнь; приобрести знания; иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. В совокупности данные элементы представляют собой модель человеческого развития, являющуюся адекватной репрезентацией системы жизненного выбора людей. При этом каждый из элементов охватывает несколько принципиально важных человеческих возможностей: долголетие - прожить долгую и здоровую жизнь; образованность - приобретать знания, общаться, участвовать в жизни общества; уровень жизни - получить доступ к ресурсам, необходимым для достойной жизни, вести здоровый образ жизни, иметь условия для территориальной и социальной мобильности, участия в жизни общества и т.д.
ИРЧП Республики Бурятия в 2000-2007 гг. характеризуется положительной динамикой.
Динамика ИРЧП Республики
Индекс развития человеческого потенциала в Республике Бурятия в 2007г. оценивается коэффициентом 0,763 и имеет 65 ранг в России.
Наибольшее отставание отмечено на одном из самых перспективных направлений развития республики - производстве ВРП на душу населения - 55,2% от среднероссийского показателя. Отклонение продолжительности предстоящей жизни и образовательного уровня в регионе от среднероссийских показателей составляют соответственно 95,1% и 99,4%. Это означает, что наиболее значимыми сдерживающими факторами развития человеческого потенциала в республике, как и в целом в России, следует признать фактор производственный и фактор продолжительности жизни. К этому выводу подталкивает и логика оценки индексов базовых показателей. Измерение идёт в диапазоне от 0 до 1. И если индекс образования к нему максимально приближен (0,903), то индекс дохода (0,734) и индекс долголетия (0,653) наиболее далеки от предельного значения.
Рассчитаем ИРЧП для населения Республики Бурятия на 2008 и 2009 годы по рассмотренной ранее методике. Некоторые фактические значения показателей, такие как, величина реального ВРП на душу населения, фактическая грамотность взрослого населения, средняя продолжительность жизни и т.д., можно взять в статистических справочниках.
Для расчета ИРЧП необходимо вывести три индекса: индекс продолжительности жизни, индекс ВРП и индекс образованности взрослого населения.
1. Индекс продолжительности жизни. В формулу подставляется значение фактической средней продолжительности жизни:
Индекс продолжительности жизни населения Республики Бурятия в 2008, 2009 годах равен соответственно 0,656 и 0,671. По сравнению с 2007 г. данный индекс вырос.
2.
Индекс достигнутого уровня
Индекс грамотности составляет 0,989; 0,992.
Индекс совокупной доли учащихся равен 0,741; 0,752.
Отсюда выводится индекс образованности, по формуле:
По индексу образованности Республика Бурятия входит число регионов с высоким уровнем образования.
3. Индекс ВРП. Вычисляется по формуле и составляет:
И, наконец, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он представляет собой среднее арифметическое этих трех индексов, вычисляется по формуле. И составляет для Республики Бурятия:
Прогресс человечества ведёт к тому, что практически во всех странах (регионах) ИРЧП в целом растёт. Но в одних странах (регионах) он растёт быстрее, а в других - медленнее, и эти первые обходят вторых.
Республика Бурятия в 2000г. занимала 71-е место, в 2001 г. - 72-е, в 2002 г. - 71-е, в 2003 г. - 70-е, к 2004 году 69-е место, в 2005 г. - 70-е место, в 2007 г. республика приподнялась на 65-е из 80 регионов России. Это очень низкий показатель. Правда, ИРЧП республики в абсолютном выражении всё-таки вырос с 0,714 до 0,763. По данным последнего доклада о развитии человеческого потенциала Республика Бурятия занимает место между Республикой Марий Эл и Тверской областью. От соседей по таблице Бурятию отличает высокий уровень образованности населения и удручающе низкая продолжительность жизни. Исходя из наших расчетов ИРЧП за 2008, 2009 гг. по данным Росстата, индекс продолжает расти и составил 0,769 и 0,779 соответственно.
Таким образом, ИРЧП Республики Бурятия находится в пределах от 0,5 до 0,8, что по методике, принятой ПРООН, считается средним уровнем развития субъекта РФ. Также следует отметить положительную динамику индекса. Это означает, что происходит развитие социально-значимых ориентиров республики, повышается уровень человеческого потенциала в регионе, и постепенно улучшается качество жизни.
Для Республики Бурятия одним из перспективных направлений интенсификации регионального социально-экономического развития является более активное участие в приоритетных национальных проектах путем создания условий для их реализации на территории Республики Бурятия.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предполагается разработать документы территориального планирования Республики Бурятия, в том числе муниципальных образований, необходимых для отвода и подготовки территорий под строительство. Это позволит проводить более эффективную градостроительную политику, активизировать индивидуальное жилищное строительство, строительство инфраструктуры.
Так,
необходимым элементом
Таким образом, для получения федерального софинансирования по направлению «повышение доступности жилья» необходимо предусматривать в республиканском бюджете соответствующие средства, размер которых в три раза больше запрашиваемых средств федерального бюджета на эти цели.
По направлению «увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы основными являются:
1.
Обеспечение предоставления
2.
Расширение социально-
Необходимо
установление экономически обоснованных
тарифов, проведение комплексной модернизации
коммунальной инфраструктуры на основе
частно - государственного партнерства,
установка контрольно-
Информация о работе Экономико-статистический анализ уровня жизни населения РБ