Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа
Чувашская Республика – субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Находится в центре европейской части России. Республика Чувашия была образована 24 июня 1920 года.
Республика Чувашия граничит с Нижегородской областью на западе, с Республикой Марий Эл на севере, с Татарстаном на востоке и с Мордовией и Ульяновской областью на юге. Площадь республики составляет 18 тысяч кв. км. Чувашская республика имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ.
2007 | 2008 | 2009 | |
Число семей (включая одиночек), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год, тысяч | 2,3 | 2,4 | 1,7 |
в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях | 4,1 | 4,1 | 2,7 |
Число семей (включая одиночек), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года), тысяч | 58,8 | 63,3 | 66,4 |
в процентах от общего числа семей (включая одиночек) | 13,1 | 14,1 | 14,8 |
В
2009 году в Чувашской Республике получили
жилые помещения и улучшили свои жилищные
условия 1723 семьи (на 29,3% меньше, чем в 2008
году), в том числе в домах-новостройках
– 614 семей (35,6%). Из общего числа семей,
получивших жилые помещения и улучшивших
жилищные условия, 1274 семьи (73,9%) купили
жилые помещения, из них 371 семья (29,1%) -
на средства федеральных субвенций, 45
семей (3,5%) - по ипотечному кредитованию,
449 семей (26,1%) получили жилое помещение
по договорам социального найма.
Число семей, получивших
жилье в 2009 году, резко упало в связи с
ухудшением экономической ситуации в
регионе, на которую повлиял экономический
кризис, который затронул все аспекты
экономического состояния Чувашской
Республики. Количество семей, нуждающихся
в жилых помещениях на конец 2009 года сильно
возросло по той же причине.
В январе-июне 2010 года в Чувашской
Республике субсидии на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг получили
25,9 тыс. семей, что составляет 5,8% от общего
числа семей. Общая сумма начисленных
субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг составила 130,7 млн.
рублей, что больше, чем в январе-июне 2009
года на 27,6%. При этом среднемесячный размер
начисленных субсидий на одну семью увеличился
на 16,6% и в целом по республике составил
840,0 рубля.
На 1 июля 2010 года в Чувашской
Республике социальной поддержкой по
оплате жилого помещения и коммунальных
услуг пользовалось 288,1 тыс. человек, что
на 2,1 тыс., или на 0,7% больше, чем на 1 июля
2009 года.
Непосредственными
носителями социальной поддержки являются
240,0 тыс. человек. Лица, пользующиеся социальной
поддержкой по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг по обязательствам
Российской Федерации, составили 125,1 тыс.
человек, или 43,4%. Наибольшая их часть (84,9%)
приходится на инвалидов. Лица, пользующиеся
социальной поддержкой по оплате жилого
помещения и коммунальных услуг по обязательствам
субъектов Российской Федерации, составили
162,9 тыс. человек, или 56,6%, из них 66,2% - ветераны
труда.
Среднемесячный размер социальной
поддержки на одного пользователя в январе-июне
2010 года составил 367,8 рубля и увеличился
по сравнению с соответствующим периодом
2009 года на 21,7%.
Одной из характеристик
неравенства в распределении доходов
является показатель бедности. К бедным
слоям населения относят тех, чьи доходы
ниже границы бедности. В качестве границы
бедности используется прожиточный минимум,
то есть уровень дохода, обеспечивающий
приобретение научно обоснованного минимального
набора материальных благ и услуг для
поддержания жизнедеятельности человека.
Прожиточный минимум включает стоимость
минимальной продовольственной корзины,
минимально необходимые затраты на приобретение
непродовольственных товаров, платных
услуг, а также расходов на уплату налогов
и других обязательных платежей. Основу
прожиточного минимума составляют натуральные
сборы продуктов питания по минимальным
нормам потребления и сбалансированные
по калорийности и химическому составу
пищевых веществ.
Величина прожиточного минимума
рассчитывается Госкомстатом России на
душу населения в целом по стране и по
субъектам Федерации с использованием
утвержденных потребительских корзин
и потребительских цен на продукты питания,
непродовольственные товары и услуги,
а также данных о расходах населения по
обязательным платежам и сборам. Расчеты
проводятся по всему населению и по основным
социально-демографическим группам. Величина
прожиточного минимума утверждается правительством,
а в субъектах Федерации - органами исполнительной
власти.
Таблица 2.3. (www.chuvash.gks.ru)
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц) в Чувашии.
Всё население | В том числе по социально-демографическим группам населения | |||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
2008 | 3879 | 4178 | 3078 | 3769 |
I квартал | 3667 | 3927 | 2956 | 3584 |
II квартал | 3972 | 4279 | 3141 | 3866 |
III квартал | 3897 | 4211 | 3068 | 3766 |
IV квартал | 3981 | 4295 | 3145 | 3859 |
2009 | 4276 | 4592 | 3417 | 4170 |
I квартал | 4273 | 4586 | 3417 | 4170 |
II квартал | 4319 | 4639 | 3451 | 4209 |
III квартал | 4296 | 4618 | 3431 | 4179 |
IV квартал | 4215 | 4523 | 3369 | 4120 |
2010 | ||||
I квартал | 4594 | 4912 | 3687 | 4527 |
II квартал | 4713 | 5042 | 3778 | 4642 |
III квартал | 4845 | 5184 | 3881 | 4772 |
Из таблицы 2.3.
видно, что величина прожиточного минимума
у пенсионеров довольно сильно отличается
от прожиточного минимума у населения
трудоспособного возраста, но не стоит
забывать, что в республике действуют
социальные программы в поддержку пенсионеров.
Нужно сказать, что точный расчет прожиточного
минимума у населения затруднителен по
причине того, что огромная часть населения
работает неофициально или ездит на заработки
в другие регионы.
2.2. Уровень
занятости и безработицы среди
населения.
В
1990-е годы по масштабам распространения
бедности Чувашия относилась к наиболее
проблемным регионам страны наряду с Марий
Эл, Мордовией и Пензенской областью. Причинами
стали глубокий экономический кризис,
значительная занятость в низкооплачиваемом
сельском хозяйстве, низкая покупательная
способность доходов. В наиболее проблемном
1999 г. две трети населения республики имели
доходы ниже прожиточного минимума. К
2003 г. благодаря экономическому росту
и возросшим федеральным дотациям уровень
бедности удалось снизить вдвое - до 33%.
И хотя он наполовину выше среднероссийского,
такие же показатели имеет большинство
регионов-соседей Приволжского федерального
округа.
Развитию человеческого
потенциала в Чувашии препятствует другая
проблема – невысокий уровень образования
населения, особенно сельского. Если среди
русских (88% которых – горожане) высшее
и неоконченное высшее образование имеют
21% населения в возрасте 15 лет и более,
то среди чувашей – только 13,7%. Образовательный
профиль взрослого населения республики
смещен в сторону начального профессионального
и общего среднего образования, его имеют
35% жителей (в среднем по РФ - 30%). Помимо
высокой доли сельского населения, пониженный
уровень образования обусловлен и тем,
что Чебоксары никогда не были крупным
вузовским центром. Однако в последнее
десятилетие высшее образование стало
развиваться ускоренно: в столице работают
22 вуза (включая филиалы московских вузов),
а численность студентов за 2007-2009 гг. выросла
на 984 человека.
Таблица 2.4. (www.chuvash.gks.ru)
Численность
экономически активного населения, занятых
и безработных в Чувашской Республике
(в среднем за год).
2007 | 2008 | 2009 | |
Всего экономически активного населения, тыс. чел. | 679,0 | 683,0 | 687,6 |
Занятых в экономике, тыс. чел. | 619,1 | 627,0 | 608,4 |
Безработных, тыс. чел. | 59,9 | 55,0 | 79,2 |
Из
(таблицы 2.5.) видно, что количество безработных
в 2009 году выросло на 24 тыс. 200 человек по
отношению к предыдущему году.
В Чувашии в январе-феврале
2010 года численность экономически активного
населения составила 668,3 тысяч человек,
что на 19,3 тысячи меньше по сравнению с
2009 годом. В том числе безработных насчитывалось
82,8 тысяч человек ( в 2009 году – 79,2 тыс. чел).
За два месяца по сравнению с прошлым годом
уровень экономической активности населения
снизился на 1,8% и составил 68,8%, уровень
занятости – на 2,2%, составив 58,7%. При этом
в январе-феврале 2010 года уровень безработицы
достиг 12,4% ( самый высокий в Приволжском
федеральном округе). Такие данные мониторинга
социально-экономического положения субъектов
РФ опубликовал Росстат.
Таблица 2.5. (www.chuvash.gks.ru)
Численность
безработных, состоящих на учете
в органах государственной
Всего по Чувашской Республике, чел. | 2007 | 2008 | 2009 |
9673 | 11685 | 21307 | |
Чебоксары | 3400 | 4571 | 10160 |
Алатырь | 349 | 416 | 736 |
Канаш | 348 | 414 | 868 |
Новочебоксарск | 1101 | 1384 | 3188 |
Шумерля | 270 | 288 | 597 |
Из (таблицы 2.6.) мы видим,
что основное число зарегистрированных
безработных приходятся на Чебоксары
и Новочебоксарск, так как это два крупнейших
промышленных города в республике. Также
из таблицы видно, что в 2009 году произошло
резкое увеличение числа безработных
по всей республике. За 11 месяцев 2010 года
в органы службы занятости республики
за содействием в поиске работы обратились
66.573 человека, что составляет 76,2% к соответствующему
периоду прошлого года.
В ходе реализации Республиканской
целевой программы снижения напряженности
на рынке труда дополнительными мероприятиями
по поддержке занятости населения в январе-ноябре
текущего года охвачены 44,4 тыс. человек,
в том числе на временные рабочие места
трудоустроены 35,8 тыс. человек, находящихся
под угрозой увольнения, безработных и
ищущих работу. На реализацию мероприятий
израсходовано 505,5 млн рублей за счет средств
федерального и республиканского бюджетов.
2.3. Государственные
и частные организации.
Таблица 2.6. (www.chuvash.gks.ru)
Образовательные учреждения.
Образовательное учреждение, единиц | 2007 | 2008 | 2009 |
Дошкольные | 231 | 234 | 234 |
Общеобразовательные | 556 | 539 | 524 |
Высшие учебные заведения | 22 | 22 | 22 |
Таблица 2.7. (www.chuvash.gks.ru)
Учреждения здравоохранения.
2007 | 2008 | 2009 | |
Число больничных учреждений | 63 | 62 | 67 |
Численность врачей всех специальностей, человек: | 6144 | 6117 | 5936 |
на 10000 человек населения | 47,9 | 47,8 | 46,4 |
Число
врачебных амбулаторно- |
82 | 83 | 83 |
Число женских консультаций, детских поликлиник, | 83 | 87 | 87 |
Число фельдшерско-акушерских пунктов | 573 | 572 | 572 |
В
Чувашской Республике проводится последовательная
модернизация системы здравоохранения.
В связи с тем, что здоровый образ жизни
является основополагающим для сохранения
здоровья, в Чувашии уделяется пристальное
внимание развитию здоровье-сберегающих
технологий. Государственная политика
охраны и укрепления здоровья, реализованная
в республике, получила высокую оценку
Европейского регионального бюро ВОЗ:
Чувашия с 2004 года является полноправным
членом европейского движения «Регионы
– за здоровье». Города Чебоксары и Новочебоксарск
– аккредитованные члены национальной
российской и европейской сети ВОЗ «Здоровые
города». В республике создана региональная
сеть «Здоровые города, районы, поселения»,
объединяющая все муниципальные образования
на основе эффективного межсекторального
партнерства.
Мероприятия в рамках реализации Указа
Президента Чувашской Республики «О дополнительных
мерах по усилению контроля за потреблением
алкоголя, профилактике алкоголизма и
пьянства» привели к снижению смертности
от алкогольных отравлений в 2009 году более
чем на треть.
Планомерная комплексная работа в рамках
Указа Президента Чувашии "О профилактике
курения табака", реализация Республиканской
целевой программы "Профилактика потребления
табака и табачных изделий в Чувашской
Республике на 2009-2010 годы" способствовали
уменьшению числа потребителей табачных
изделий среди населения на 10%, в детско-подростковой
среде – на 36,1%.
С декабря 2009 года в республике начали
работу Центры здоровья, приоритетная
задача которых сохранение «здоровья
здоровых». Помимо работы с городским
населением специалисты Центров координируют
организацию профилактической работы
в сельской местности через взаимодействие
с отделениями общеврачебной практики
с использованием выездной формы работы
и современных информационных технологий.
Система здравоохранения Чувашской Республики
по уровню использования современных информационных
технологий занимает одно из ведущих мест
в России. Информационная система здравоохранения
республики объединяет 120 субъектов различной
ведомственной подчиненности и форм собственности.
В структуру учреждений здравоохранения,
оказывающих высокотехнологичную медицинскую
помощь, входят консультативные центры,
связанные с муниципальными ЛПУ телемедицинской
связью, как для оказания экстренной диагностической
помощи в режиме реального времени (передача
электронных клинических форм и томографических
изображений), так и для организации лечебной
помощи по системе санавиации силами выездных
бригад специалистов. Ведутся
специализированные регистры (территориально-популяционный
регистр инсульта, «Госпитальный регистр
инсульта», госпитальный регистр больных
инфарктом миокарда, регистр больных онкологической
патологией и др.), в автоматизированном
режиме формируются и анализируются основные
индикаторы реализации региональных и
федеральных целевых программ. Повышению
оперативности оказания экстренной помощи
способствует организация службы скорой
медицинской помощи по принципу единой
диспетчерской службы. Использование
ИК-технологий позволило на 30% сократить
временные и материальные затраты по постановке
правильного диагноза и выбору тактики
лечения больного, в 2-3 раза снизить расходы
и пациента и бюджета на консультации
в федеральных и республиканских медицинских
центрах, а также обеспечить общедоступность
медицинской помощи населению Чувашской
Республики.
За последние 10 лет в Чувашии введены в
эксплуатацию более 60 объектов, среди
которых 12 специализированных федеральных
и республиканских центров, в том числе
– 6 клиник, имеющих лицензию на оказание
высокотехнологичной медицинской помощи и
обеспечивающих на 70% потребность населения
республики в кардио-, онко- нейрохирургических,
офтальмологических и других видах медицинской
помощи. С момента открытия Чебоксарского
филиала ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза»
врачами проконсультировано свыше 750 тыс.
пациентов, произведено более 330 тысяч
операций.
С введением в эксплуатацию
комплекса Президентского перинатального
центра, оснащенного новейшим оборудованием
по международным стандартам, завершено
формирование в республике системы оказания
медицинской помощи матерям и детям, начиная
с этапа планирования беременности до
оказания высокоспециализированной помощи
беременным и новорожденным группы высокого
риска. Внедрение в практику родовспомогательных
учреждений эффективных технологий выхаживания
новорожденных позволило снизить младенческую
и перинатальную смертность за последние
10 лет в 2 раза. Реальным стало рождение
детей с помощью методов вспомогательной
репродукции. Ежегодно в центре лечится
более 600 супружеских пар, из них более
половины – жители различных регионов
России. В 2009 году в республике пролечено
методом экстракорпорального оплодотворения
67 женщин за счет средств федерального
бюджета. Эффективность лечения составляет
40% (в РФ – 36%).
В области культуры функционирует
разветвленная сеть учреждений, которая
включает в себя 1077 городских и сельских
Домов культуры, 1031 библиотек, 86 учебных
заведений (в том числе музыкальных школ
- 36, детских художественных школ - 35, школ
искусств - 15).
Функционируют 9 национальных
театров, филармония, Республиканский
Дом народного творчества. Имеются деятели
национального искусства, народных и заслуженных
артистов СССР, РСФСР, Российской Федерации.
В Чувашии насчитывается 17 музеев, 41 религиозное
сооружение, около 237 памятников истории
и культуры, 23 из которых — федерального
значения. Открытый
9 мая 2003
года монумент «Мать-Покровительница» фактиче
Информация о работе Экономико-социальное положение Чувашской республики в 2010 году