Экономико - статистический анализ индивидуального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является статистический анализ численности индивидуальных предпринимателей за исследуемый период и анализ производства основных видов продукции индивидуальными предпринимателями.

содержание
Введение
1 Теоретические основы анализа деятельности индивидуальных предпринимателей
2 Индивидуальное предпринимательство в России
2.1 Социальная роль предпринимательства в современной России
2.2 Общие тенденции развития предпринимательства в России
3 Статистический анализ индивидуального предпринимательства Новгородской области
3.1 Анализ динамики количества индивидуальных предпринимателей
3.2 Анализ структуры численности индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ влияния инвестиций в основной капитал на объём перевезённых грузов предпринимателями
Выводы и предложения
Список литературы

Содержание

Введение
1 Теоретические основы анализа деятельности индивидуальных предпринимателей
2 Индивидуальное предпринимательство в России
2.1 Социальная роль предпринимательства в современной России
2.2 Общие тенденции развития предпринимательства в России
3 Статистический анализ индивидуального предпринимательства Новгородской области
3.1 Анализ динамики количества индивидуальных предпринимателей
3.2 Анализ структуры численности индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ влияния инвестиций в основной капитал на объём перевезённых грузов предпринимателями
Выводы и предложения
Список литературы
Приложение А

Работа содержит 1 файл

kursovaya_po_st.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

Сегодня в России много говорят о поддержке  малого бизнеса. Но как стимулируют деловую активность предпринимателей в других странах? Так например, в Германии при образовании нового малого предприятия до 40% его капитала может быть сформировано за счёт долгосрочных (до 20 лет) льготных кредитов на общую сумму до 500 тысяч евро. А для устранения диспропорций между отдельными федеральными землями Германии, многие программы государственной поддержки малого бизнеса носят ярко выраженный региональный характер. Несомненно, германский опыт государственной поддержки предпринимательства России необходимо взять на вооружение.1

Таким образом, предпринимательство играет важную роль в общественной жизни. Оно несет  на себе не только общеэкономическую  функцию по созданию товаров и  услуг, в которых нуждается общество, но и социальную функцию, которая заключается в создании новых рабочих мест, повышении уровня жизни, формировании среднего класса и создании условий для развития гражданского общества.

Главная задача предпринимательства  состоит в  решении вопроса, как при неограниченных потребностях лучше использовать ограниченные ресурсы для достижения наибольшей прибыли; как сократить издержки производства и обеспечить необходимый выпуск продукции для обеспечения рентабельности предприятия. Основными факторами производства являются труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

Сущность предпринимательства  заключается в особом типе хозяйствования, базирующимся на инновационном поведении  собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать  их в конкретные предпринимательские проекты.

Отдельно следует  сказать о льготах для индивидуальных предпринимателей. Для того чтобы  стимулировать развитие частного бизнеса, государство предлагает  различные льготы индивидуальным предпринимателям для ведения бизнеса. Прежде всего,  индивидуальный предприниматель должен предоставить намного меньше документов для «легализации» своей компании. По мнению руководителей государства, регистрация индивидуального предпринимателя должна происходить в минимально короткие сроки, но, к сожалению, это не соответствует действительности. Для быстрой регистрации индивидуального предпринимателя бизнесмен может обратиться в коммерческую компанию, в этом случае воспользоваться льготами для индивидуальных предпринимателей не удастся. Льготы индивидуальным предпринимателям также распространяются и на уплату налогов и сборов. Индивидуальные предприниматели могут воспользоваться упрощенными схемами для уплаты налогов или иными льготами, которое государство предоставляет частному бизнесу. Региональные власти также предоставляют льготы индивидуальным предпринимателям, например, если индивидуальный предприниматель занимается определенным видом деятельности, то он может быть освобожден от оплаты некоторых региональных  налогов и пошлин, которые могут взиматься при оформлении документов для индивидуального предприятия. Владелец частного предприятия также может рассчитывать на получение льготного кредита. Льготы на кредиты  индивидуальным предпринимателям  могут предоставляться как местными, так и государственными органами власти. Как правило, банки требуют довольно большой пакет документов для получения кредита предприятием, для индивидуальных предпринимателей может быть сделано исключение. В целом ряде регионов строятся так называемые «инкубаторы для предпринимателей», где начинающие бизнесмены могут снять помещение на льготных условиях, взять в аренду транспорт или получать консультацию специалиста, который расскажет обо всех льготах, которые могут быть предоставлены индивидуальному предпринимателю. По решению правительства Российской Федерации индивидуальным предпринимателям предоставляется еще один вид льгот - снижено количество проверок, которое будет проводиться контролирующими органами.

2.2 Общие тенденции  развития предпринимательства в  России

 

На сегодняшний  день в странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения  предприятий малого и среднего бизнеса  составляют до 90% всех доходов государства. В мире давно опробован обширный список методов и средств государственной  поддержки бизнеса. Но в России до сегодняшнего момента ему уделялось крайне мало внимания. Абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных монопольных предприятий в 1993-1995 гг. свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого бизнеса, желании и возможности достаточно широкого слоя населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность. Даже в этих тяжелых условиях в секторе малого предпринимательства в I квартале 1997 г. было произведено порядка 10% ВВП страны, при этом капиталоотдача была примерно в 2 раза выше, чем в целом по экономике.

Проводимая  правительством России политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определенного момента не была препятствием для развития малых предприятий. Однако постепенное ухудшение экономической ситуации особенно сильно отразилось на секторе малого предпринимательства. В 2010 году рост ВВП России составил 4,0 %. Рост промышленности составил 8,2% против 6,3 в 2009 году, в том числе обрабатывающих отраслей – 9,8%.

В середине мая 2010 года президент РФ Дмитрий Анатольевич  Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении  предпринимательской деятельности». Этот документ вступил в силу с момента подписания: президент поручил правительству разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов, предусматривающих усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора.

Эту инициативу президента комментирует А. Юков: «Сегодня для того, чтобы открыть в России малое или среднее предприятие, необходим практически тот же набор действий, что и в случае с крупной компанией. Поэтому основное теоретическое преимущества малого бизнеса, такое как отсутствие административных препятствий для учреждения предприятия, в нашей стране превращается в недостаток, что существенно замедляет процесс становления предприятия».

Отдельно стоит  отметить стремление президента обеспечить защиту прав предпринимателей в наиболее проблемной для них отрасли – системе взаимодействия с органами государственного контроля. Главный барьер для малого и среднего бизнеса – бюрократические препоны, процедуры, которые государство создало в целях борьбы с коррупцией. Однако коррупции они не помешали, а помешали только бизнесу.

Итак, можно  выделить следующие основные проблемы развития бизнеса в России.

Сегодня для  учреждения в России малого или среднего предприятия – основу экономики развитых стран – необходимо пройти практически тот же набор действий, что и в случае с крупной компанией.2

Если затронуть  проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Многие малые  предприятия угасают уже в  самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Наиболее проблемной для малого и среднего бизнеса является система взаимодействия с органами государственного контроля. Главный барьер для малого и среднего бизнеса – бюрократические препоны, процедуры.

В то же время  крупный бизнес может позволить  себе услуги лоббистов по продвижению выгодных компаниям законопроектов. Государству намного проще наладить взаимоотношения с монополистическими и олигополистическими структурами, чем с множеством разрозненных мелких фирм.

Производство  в России сейчас нуждается в крупных инвестициях как залоге устойчивого развития.

Развитию бизнеса  препятствует плохое состояние инфраструктуры. Ежегодно до 3% ВВП теряется по причине  плохого состояния дорог. 3

Еще одной проблемой  считается так называемая «зарплата  в конвертах». Нечистые на руку предприниматели утаивают от налоговых органов свои реальные доходы. Легализация «теневой» заработной платы сегодня - одно из главных направлений работы налоговых органов. И если изначально ставились весьма  скромные цели – вывод зарплаты на уровень прожиточного минимума, то   в 2009 – 2010 годах,  работа по легализации «теневой» заработной платы проводится уже с учетом среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности.

Таковы основные, но не все, проблемы развития предпринимательства в России. Сегодня государство осознало необходимость развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса в стране как залога устойчивого экономического роста экономики, формирования среднего класса и повышения благосостояния граждан.

3 Статистический анализ индивидуального предпринимательства в Новгородской области

3.1 Анализ динамики  количества индивидуальных предпринимателей

Мы располагаем  следующими данными о перевозках грузов предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление коммерческих перевозок автомобильным транспортом.

 

Таблица 1 -  Перевозки  грузов предпринимателями (физическими  лицами), имеющими лицензии на осуществление  коммерческих перевозок автомобильным  транспортом

Годы

Перевезено  грузов, тыс. тонн

Грузооборот, млн. тонн-км

Средняя дальность перевозки, км

2002

345,9

86,1

248,8

2003

297,6

82,0

275,6

2004

214,0

76,3

356,5

2005

237,4

95,8

403,4

2006

214,4

97,5

454,6

2007

235,9

109,7

465,0

2008

305,5

127,0

415,9

2009

347,2

125,8

362,5


 

Мы располагаем  данными о перевозке грузов предпринимателями (физическими лицами), имеющими лицензии на осуществление коммерческих перевозок автомобильным транспортом, которые представлены в таблице 1. Проведем статистический анализ рядов динамики на основе этих показателей.

Рассчитаем  показатели динамики цепным и базисным методом. Выводы оформим по всем показателям за последние два года, а именно за 2008 и 2009 года.

Результаты  рассчитанных показателей на основе формул (1)-(7)  представлены в следующих  таблицах.4

 

Таблица 2 - Анализ динамических рядов перевозки грузов индивидуальными предпринимателями

Год

Перевезено  грузов, тыс. тонн

А1,%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2002

345,9

-

-

-

-

-

-

-

2003

297,6

-48,3

-48,3

86,0

86,0

-14,0

-14,0

3,46

2004

214,0

-83,6

-131,9

71,9

61,9

-28,1

-38,1

2,98

2005

237,4

23,4

-108,5

110,9

68,6

10,9

-31,4

2,14

2006

214,4

-23,0

-131,5

90,3

62,0

-9,7

-38,0

2,37

2007

235,9

21,5

-110,0

110,0

68,2

10,0

-31,8

2,14

2008

305,5

69,6

-40,4

129,5

88,3

29,5

-11,7

2,36

2009

347,2

41,7

1,3

113,6

100,4

13,6

0,4

3,06

Итого

2197,9

1,3

-

-

-

-

-

-


 

Перевозка грузов индивидуальными предпринимателями  в 2008 году составила 305,5 тыс. тонн, что  по сравнению с 2002 годом на 40,4 тыс. тонн меньше или на 11,7 %. А по сравнению  с 2007 годом объём перевозок грузов увеличился на 69,6 тыс. тонн или на 29,5 %. На один процент увеличения объёма перевозок грузов в 2008 году по сравнению с 2007 годом приходится 2,36 тыс. тонн.

Величина объёма перевозок в 2009 году составила 347,2 тыс. тонн и по сравнению с 2002 годом  она увеличилась на 0,4 %.  По сравнению же с 2008 годом величина объёма перевозок увеличилась на 41,7 тыс. тонн или на 13,6 %. На один процент увеличения объёма перевозок индивидуальными предпринимателями в 2009 году по сравнению с 2008 годом приходится 3,06 тыс. тонн.

Далее по имеющимся данным об объёме грузооборота  проведём анализ рядов динамики. Проведём расчет данных цепным и базисным методом. Определим абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютное значение одного процента прироста.

 

Таблица 3 - Анализ динамических рядов  грузооборотов индивидуальных предпринимателей

Год

Грузооборот, млн. тонно-км

А1,%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2002

86,1

-

-

-

-

-

-

-

2003

82,0

-4,1

-4,1

95,2

95,2

-4,8

-4,8

0,86

2004

76,3

-5,7

-9,8

93,0

88,6

-7,0

-11,4

0,82

2005

95,8

19,5

9,7

125,6

111,3

25,6

11,3

0,76

2006

97,5

1,7

11,4

101,8

113,2

1,8

13,2

0,96

2007

109,7

12,2

23,6

112,5

127,4

12,5

27,4

0,97

2008

127,0

17,3

40,9

115,8

147,5

15,8

47,5

1,10

2009

125,8

-1,2

39,7

99,1

146,1

-0,9

46,1

1,27

Итого

800,2

39,7

-

-

-

-

-

-

Информация о работе Экономико - статистический анализ индивидуального предпринимательства