Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:52, курс лекций
Ознакомление с историей судебной статистики представляет большой интерес. Еще в начале XIX века был создан ряд интереснейших приемов исследования преступности, контроля над органами юстиции, обобщения статистических материалов науками уголовного права и процесса, организации уголовной статистики суда, прокуратуры, тюрем.
История судебной статистики
в дореволюционной России
Введение.
Правовая статистика
играет серьезную роль в изучении
преступности, в выработке мероприятий
по борьбе с ней. Зная количество совершенных
преступлений, их структурность и
динамику, располагая сведениями о
личности преступника, распространенности
преступлений в отраслевой структуре
хозяйства страны, органы юстиции
и общественность могут детально
изучать объем и причины
Показатели статистики
представляют источник, с помощью
которого имеется возможность
Ознакомление с
историей судебной статистики представляет
большой интерес. Еще в начале
XIX века был создан ряд интереснейших
приемов исследования преступности,
контроля над органами юстиции, обобщения
статистических материалов науками
уголовного права и процесса, организации
уголовной статистики суда, прокуратуры,
тюрем.
I. Организация судебной
статистики.
История судебной статистики
России берет свое начала с 1802 года,
с организации министерств. Именно
в это время началось систематическое
собирание и разработка отчетных
материалов, что было предписано законом.
Собирание разных статистических сведений
существовало и раньше для нужд правительства,
но, во-первых, оно, как правило, не носило
систематического характера и, во-вторых,
отсутствовал специальный центральный
орган куда бы эти материалы поступали.
Кроме того, данные материалы освещали
преимущественно численность
Основным явлением
в экономической жизни страны
в этот период было разложение старого
крепостного хозяйства в связи
с развитием новых, прогрессивных
для того времени капиталистических
отношений. Положение крестьянства
становилось все более тяжелым,
что вызывало постоянные мятежи и
беспорядки. Крепостное право стало
тормозом развития производительных сил
страны, на фоне этого наблюдалось
развитие буржуазных отношений. В этих
условиях царское правительство
в целях обеспечения наиболее
эффективного проведения внешней и
внутренней политики осуществляет ряд
реформ, и в частности реорганизацию
государственного аппарата. Это, в свою
очередь, и потребовало создания совершенно
новой системы государственной статистики,
необходимость и важность которой для
государственного управления хорошо сознавали
правящий тогда Александр I и большинство
его министров.
8 сентября 1802 был
обнародован манифест об
Особенно важную
роль в организации государственной
статистики сыграло министерство внутренних
дел, во главе которого стоял виднейших
государственный деятель того времени
граф В.П. Кочубей. Вся статистика министерства
внутренних дел была подразделена на
основную и текущую, которая охватывала
огромное число сведений, необходимых
для его деятельности.
Большое интерес
представляет перечень вопросов, или,
говоря языком статистики, программа
наблюдения, которая была установлена
министерством внутренних дел для
текущей статистики губерний по ведомству
полиции (следует иметь в виду,
что под «статистикой» в то
время понимали не только числовые
данные, но так же все относящиеся
к государствоведению).
Данная программа
наблюдения была весьма обширна, оная
преследовала следующую цель – выявление
и пресечение любых действий, направленных
против интересов дворян и помещиков
и хотя бы в наименьшей степени
нарушающие установленные ими
В таком обширном
отчете, который охватывал всю
деятельность министерства внутренних
дел имелся специальный раздел под
характерным названием «
Непосредственно числовые
данные, как мы уже отметили ранее
встречаются в отчетах
Сама жизнь заставляла
правительство организовывать статистическую
работу – этого требовали интересы
буржуазии, нужды государственного
управления.
Наибольшее количество
статистических данных сосредотачивалось
в министерстве внутренних дел. Однако,
получаемые из губернии отчеты имели
большие дефекты, составлялись чиновниками-бюрократами
« на глазок», поскольку статистика,
с их точки зрения, была ненужным
капризом и барско-либеральной затеей
министра. Провинциальные и крупные
соновники-реакционеры считали
Здесь, как и в
других областях общественной мысли
шла постоянная борьба между прогрессивными
и реакционными кругами. Министр
внутренних дел граф Кочубей хорошо
понимал значение статистики для
государственного управления и добивался
ее правильной организации на местах.
В 1811 году при министерстве
полиции было основано статистическое
отделение, которое занималось рассмотрением
государственных отчетов, составляло
по ним общие своды, а также
анализировало статистику движения
населения.
Ежегодные отчеты губернаторов
представлялись в министерство внутренних
дел. К отчету прилагалась особая
ведомость, содержащая наряду с числовыми
данными некоторые пояснения, характеризующие
успешность деятельности полицейских
органов. Особое внимание обращалось на
сословную принадлежность преступников,
причем предлагалось отражать не только
число преступлений, но и количество
преступников. Таким образом, преступность
учитывалась в двух единицах измерения,
с применением некоторой
II. Министерство юстиции
и его роль в развитии
Министерство юстиции,
осуществлявшее судопроизводство и
прокурорскую деятельность, являющееся
одним из самых реакционных органов
крепостнического государства, обеспечивало
наиболее репрессивные меры в борьбе
за укрепление дворянско-помещичьей диктатуры.
Систематическое наблюдение за состоянием
преступности, контроль за деятельностью
местных судебных органов требовали
организации регулярной уголовной
статистики. Это было особенно важно
в обстановке роста как уголовной,
так и политической преступности.
Таким образом, после
создания министерства юстиции впервые
была организована новая система
судебной статистики: местные судебные
органы (объединенные в губернском
масштабе) были обязаны отчитываться перед
министром по определенным формам отчетов.
Специального статистического отделения
министерство юстиции тогда не имело,
все статистические материалы сосредотачивались
в архиве.
Министерство юстиции
на основе полученных с мест материалов
стало составлять ежегодные отчеты
о своей деятельности.
В этот период, царское
правительство начинает официально
признавать важность уголовной статистики
как одного из средств борьбы с
преступностью. Так же отмечается роль
статистической отчетности в вопросе
контроля за ходом судопроизводства
и выявлением состояния преступности
на местах.
Первый годовой
отчет был составлен министром
юстиции за 1807 год. Он охватывал деятельность
всех органов юстиции (центрального
и местных) и давал сведения о
движении дел по отдельным губерниям.
Все дела распределялись по каждой
губернии на шесть групп: 1) «интересные
(т.е. гражданские), 2) уголовные, 3) следственные,
4) долговые по векселям и заемным
письмам, 5) спорные и апелляционные,
6) бесспорные по предписаниям, требованиям
и прошениям. По каждой губернии давались
сведения о числе подсудимых и
лицах, содержащихся под стражей.
Отчеты с каждым
годом охватывали все большее
количество показателей, число статистических
таблиц увеличивалось. Впервые наиболее
подробные статистические сведения
об уголовных делах, подсудимых и
осужденных были отражены в отчете
за 1834 год.
Отчет за 1834 год состоял
из довольно подробного введения (объяснительной
записки) и целого комплекса статистических
таблиц, характеризующих своими показателями
ход уголовного и гражданского судопроизводства,
число поступивших и
С каждым годом число
таблиц в отчетах увеличивается.
Так, например, в 1834 году в отчете появляется
таблица о рецидиве, в 1844 году отчет
пополняется «ведомостью о
Для царского суда было
важно осуществлять систематический
контроль за сословной принадлежностью
преступников, о рецидиве, учет которых
начался с 1834 года.
В отчетах осуществлялся
учет преступлений, который в соответствии
с уголовным законодательством
распределялись в таблицах обычно по
следующим десяти группам ( «отделениям»),
разбитым, в свою очередь, на более
дробные подразделы:
Отделение 1 – преступление
против веры (о бохулении, о ересях
и расколах, о разрывании могил
и оскорблении мертвых те, о
святотатстве и т.п.)
Отделение 2 – о
преступлениях против священной
особы государя императора и членов
императорского дома
Отделение 3 – преступление
против правительства ( о поношении
присутственных мест и должностных
лиц, о сочинении и опубликовании
подложных указов, распространении
вредных слухов, о непослушании и
сопротивлении властям, о взломе
тюрем и т.п.)
Отделение 4 – преступление
чиновников по службе (о неправосудии,
о похищении и утрате казенного
имущества, о неповиновении подчиненных,
о нерадении по службе, о разглашении
тайных дел и т.п.)
Отделении 5 – преступление
против безопасности жизни и прав
общественного состояния лиц (примесь
ядовитых веществ в пищу и питье,
продажа ядов, убийство, самоубийство,
поединки, телесные повреждения, драка,
клевета, похищение людей, кража
младенцев, злоупотребление помещичьей
властью, неповиновение дворовых людей
и крестьян своим помещикам и
т.п.)
Отделение 6 – преступления
против уставов о повинностях, уставов
казенного управления и благоустройства
(нарушение законов, касающихся разведения
и порубки лесов, подделка монет,
ассигнаций, кредитных бумаг и гербовой
бумаги, бродяжничество, противозаконная
торговляи т.п.)
Отделение 7 – преступления
против семейных прав (превышение родительской
власти, оскорбление родителей детьми,
незаконное вступление в брак, присвоение
чужой фамилии)
Отделение 8 – преступления,
касающиеся противозаконного удовлетворения
плотских страстей (кровосмешение, блуд,
растление и насилование, мужеложство
и скотоложство)
Отделение 9 – преступления
против имущественных прав (разбой,
поджег, воровство-кража, воровство-мошенничество,
подлог, азартные игры)
Отделение 10 – преступления
по лживым поступкам (лживая присяга, лжесвидетельство,
лживый донос, ябеда и т.п.).
Информация о работе История судебной статистики в дореволюционной России