Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 02:13, реферат
Цель данной работы – изучение статистических методов в управлении торговлей, а также основных составляющих статистики торговли.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить предмет, задачи и систему показателей статистики торговли;
- рассмотреть статистику товарооборота;
- изучить статистику издержек обращения и рентабельности предприятия.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Предмет, задачи и система показателей статистики торговли…………………………………………………………………....5
Глава 2. Статистика товарооборота.………………………………….10
Глава 3. Статистика издержек обращения и рентабельности предприятия…………………………………………………………...…18
Заключение………………………………………………………….……21
Список используемой литературы…………………………………....22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
статистики
РЕФЕРАТ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В УПРАВЛЕНИИ
ТОРГОВЛЕЙ»
Выполнила: студентка III курса ФЭФ
Гетогазова З. А. ______
Проверил: доктор педагогических наук,
профессор
Богорев В.В.______
Санкт-Петербург
2011 год
План
Введение…………………………………………………
Глава
1. Предмет, задачи и
система показателей
статистики торговли…………………………………………………………
Глава 2. Статистика товарооборота.………………………………….10
Глава 3.
Статистика издержек
обращения и рентабельности
предприятия…………………………………………………
Заключение……………………………………………
Список используемой литературы…………………………………....22
Введение
Торговля является объектом статистического изучения. В системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров. Следовательно, затраты труда в сфере товарного обращения являются производительными, они обеспечивают создание определенной части совокупного общественного продукта и национального дохода. Систематически растет численность работников, занятых в сфере обращения. Роль и значение торговли определяются еще и тем, что она выполняет важные функции организации товарных связей с производством и служит фактором экономического воздействия на сферу производства. Именно в сфере товарного обращения, где торговля выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, спрос соприкасается с предложением, происходит удовлетворение потребностей населения, выявляется несоответствие требований потребителей и части товаров, поступивших из производства.
Развитие торговли на современном этапе заключается в совершенствовании ее на основе комплексного подхода к определению и удовлетворению потребностей и спроса населения, улучшению связей с производством, укреплению роста технической оснащенности, повышению культуры обслуживания населения, эффективности и качества работы на всех участках торговых предприятий. Эти задачи помогает решать статистика торговли, предоставляя цифровой материал, характеризующий процессы, происходящие в данной сфере, осуществляющая систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий.
Цель данной работы – изучение статистических методов в управлении торговлей, а также основных составляющих статистики торговли.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить предмет, задачи и систему показателей статистики торговли;
- рассмотреть статистику товарооборота;
- изучить статистику издержек обращения и рентабельности предприятия.
Глава 1.
Предмет, задачи и система
показателей статистики
торговли
Статистика торговли - отрасль экономической статистики, изучающая количественные закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. Статистика торговли исследует закономерности, тенденции и пропорциональность развития собственно торговли и общественного питания. Объектом статистики торговли служит совокупность продавцов и покупателей. В систему показателей входят: товарооборот, запасы товарные и товарооборачиваемость, цены, затраты труда, издержки обращения, прибыль и рентабельность.
Исторический процесс развития экономики обусловил развитие трех социально-экономических форм торговли: государственной, кооперативной и колхозной.
Государственная торговля осуществляется государственными торговыми предприятиями и организациями системы Министерства торговли и других ведомств. Торговля ведется товарами, принадлежащими государству, по государственным ценам и в соответствии с единым государственным планом.
Кооперативная
торговля осуществляется предприятиями
и организациями
Колхозная торговля представляет собой реализацию излишков сельскохозяйственной продукции, принадлежащей колхозам, а также колхозникам, рабочим совхозов и другим группам населения, имеющим личное подсобное хозяйство. Если первые две формы торговли относятся к организованному рынку, то колхозная торговля представляет собой рынок, на котором купля-продажа товаров осуществляется между их непосредственными производителями и потребителями, цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а объем оборота колхозной торговли государством не планируется. Однако развитие колхозной торговли, объем и структура товаров, уровень их цен зависят от состояния сельскохозяйственного производства, государственной и кооперативной торговли, размеров государственных товарных ресурсов.
Ведущее положение и решающее значение имеет государственная форма торговли как по объему товарооборота, мощности своих предприятий, так и по степени удовлетворения потребностей населения.
Предметом статистики торговли является количественная сторона массовых явлений и процессов, происходящих в сфере товарного обращения в неразрывной связи с их качественным содержанием. Статистика торговли изучает закономерности, тенденции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучаемых статистикой торговли, чрезвычайно широк: это исследование вопросов состояния и развития оптового и розничного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли; анализ товарных запасов и товарного баланса торговли; вопросы ценообразования и динамики цен; анализ состояния и эффективности использования материальной базы; вопросы эффективности и качества работы торговых предприятий.
Основная задача статистики торговли — всесторонняя, достоверная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий. Вместе с тем статистика торговли решает ряд конкретных задач, к которым относятся:
-исследование процесса движения товаров от производства до потребления, т.е. характеристика объема, структуры, динамики товарооборота;
-анализ состояния и динамики товарных запасов и скорости товарооборачиваемости;
-изучение структуры и динамики затрат труда в торговле и степени их эффективности;
-анализ развития материально-технической базы торговли;
-характеристика финансовых результатов деятельности торговых предприятий, систем и отрасли (издержки обращения, прибыль, рентабельность);
-изучение уровня, структуры и динамики цен в государственной, кооперативной и колхозной торговле.
Эти задачи тесно связаны между собой и поэтому должны решаться комплексно. Сам процесс товарного обращения не изолирован, а происходит в неразрывной связи и взаимозависимости с социально-экономическими условиями развития страны. Ответственная задача статистики — исследовать эти связи, показать зависимость товарооборота, товарных запасов, показателей эффективности торговли от различных производственных и социальных факторов. Это позволит научно обоснованно воздействовать на товарный рынок, успешно прогнозировать развитие торговли и на этой основе осуществлять управление и планирование этой важной отрасли.
Задачи статистики торговли направлены на исследование различных сторон товарного обращения, которое проводится лишь с помощью системы взаимосвязанных показателей. К этим показателям относятся:
1) товарооборот, характеризующий основную сторону деятельности торговли — продажу товаров, начиная от сферы производства и кончая сферой потребления;
2)товарные запасы, характеризующие наличие товаров в торговле на определенный момент времени, обеспечивающие непрерывность обращения товаров;
3)цены, являющиеся непременным условием товарного обращения, эквивалентом, по которому товары обмениваются на деньги, категорией, оказывающей влияние на соотношение спроса и предложения;
4)издержки обращения, являющиеся затратами по обеспечению процесса реализации товаров;
5)прибыль как результат финансовой деятельности торговых предприятий;
6)численность работников и затраты рабочего времени, характе-ризующие трудовые (ресурсы, их состояние, развитие и использо¬вание в торговых предприятиях и в целом по отрасли;
7)число и размер предприятий торговли, уровень их технической оснащенности.
Перечисленные показатели, характеризующие количественную сторону товарного обращения, связаны между собой, взаимообусловлены, но все в той или иной мере опираются на показатель товарооборота, так как и численность работников и издержки обращения зависят от объема и условий продажи товаров. Однако при этом не исключено и обратное воздействие товарооборота на эти показатели. Первые три показателя непосредственно определяют процесс движения товаров к потребителю.
На основе этих количественных показателей разрабатывается система качественных показателей, характеризующих интенсивные факторы развития торговли. К ним относятся показатели: производительность труда всех работников торговли, в том числе работников, непосредственно обслуживающих процесс купли-продажи товаров; степень использования торгового оборудования, торговых площадей и материальных ресурсов торговых предприятий; скорость обращения товарных запасов; структура издержек обращения и их относительного уровня (в процентах к товарообороту); рентабельность деятельности торговых предприятий.
Все эти показатели образуют систему, характеризующую эффективность деятельности отдельных торговых предприятий, объединений, фирм и отрасли в целом.
Статистическое наблюдение в торговле базируется на сплошном документированном учете и обязательной для всех государственных и кооперативных торговых предприятий и организаций отчетности, а также широко применяемых единовременных выборочных обследованиях.
Статистическая сводка строится по принципу централизации: торговые предприятия представляют установленную отчетность непосредственно своей вышестоящей организации, которая, в свою очередь, направляет сводный отчет в свою вышестоящую организацию и т. д. Действующая статистическая отчетность обеспечивает все основные требования оперативной работы и научной разработки материалов для изучения процессов, происходящих в торговле. Однако статистическая отчетность не отражает в полной мере разносторонние процессы, происходящие в сфере товарного обращения, а также направления и факторы повышения эффективности торговли. Это вызывает необходимость проведения выборочных и сплошных обследований, которые позволяют получить подробную информацию для глубокого экономико-статистического анализа.
Глава 2. Статистика
товарооборота
Информация о работе Использование статистических методов в управлении торговлей