Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление и расширение теоретических и практических знаний необходимых для проведения статистического анализа банковской деятельности России.
Основная задача на сегодняшний день состоит в обеспечении долгосрочной устойчивости банковской системы. Без ее решения невозможны как переориентация банков на обслуживание реальной экономики, так и повышение доверия к
банковской системе со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков.
Одной из актуальных проблем, рассматриваемых в настоящее время, является вопрос о независимости Центрального банка Российской Федерации. От того, как он будет решен, зависят определение статуса, а также задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России.
Независимость центрального банка устанавливается законодательством или
складывается на практике как результат развития банковской системы конкретной страны. При этом важнейшее значение имеет реальная независимость центрального банка в процессе достижения основной цели денежно-кредитной политики и в выборе необходимого для этого инструментария. Именно реальная независимость дает центральному банку возможность быть свободным от влияния политической конъюнктуры и поддерживать стабильность национальной валюты, избирая наиболее эффективные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Безусловно, Банк России должен быть независимым в корректировке промежуточных и операционных целей денежно-кредитной политики при возникновении угрозы финансовой и экономической стабильности страны. Что касается конечных целей денежно-кредитной политики, то они, несомненно, должны согласовываться с Правительством Российской Федерации, с заинтересованными
министерствами и ведомствами. Кроме того, Банк России должен постоянно отчитываться перед Государственной Думой о результатах своей работы.
При этом немаловажно доведение до сведения общественности и разъяснение независимого мнения Банка России об оптимальном сочетании целевых
макроэкономических показателей. Для обеспечения полной независимости, которую могут дать лишь доверие и поддержка населения, Банку России необходимо повышать прозрачность своей деятельности.
Правовая независимость Центрального банка является необходимым условием выработки самостоятельной денежно-
кредитной политики, но ее эффективность определяется степенью координации гуманитарной и общеэкономической политики, постоянным прогрессом в сфере институционального развития и структурных мер. Я позволю себе выразить надежду, что Конституционный суд к 10 октября примет ответственные и взвешенные решения, в рамках которых и будет строиться будущий закон о Центральном банке Российской Федерации.
Именно благодаря независимости в
определении и проведении в жизнь денежно-кредитной политики в период после августовского кризиса 1998 года Банку России удалось предотвратить предрекаемую многими гиперинфляцию, которая могла бы стать результатом бесконтрольной эмиссионной деятельности. Более того, в течение прошедшего со времени кризиса периода темпы роста потребительских цен постоянно снижаются на фоне роста спроса на деньги со стороны реальной экономики.
Независимость Банка России позволила ему стабилизировать курс национальной валюты и ситуацию на внутреннем валютном рынке в целом. Для этого в 1999 году Банком России были приняты достаточно жесткие меры в области валютного регулирования и контроля, направленные на уменьшение незаконного оттока капитала за рубеж и соответственно сокращение спроса на иностранную валюту. К сожалению, эти действия вызвали критику со стороны части экспертов международных валютных организаций, прежде всего тех, кто никогда не работал в реальной экономике.
В то же время Банк России оперативно реагировал на конъюнктурные изменения на внутреннем валютном рынке, поддерживая с помощью валютных интервенций стабильность курса национальной валюты.
В текущем году эффективность денежно-кредитной и валютной политики наглядно проявляется в сохранении достаточно низких темпов инфляции на фоне значительного роста золотовалютных резервов Банка России. Я надеюсь, что Государственная Дума рассмотрит результаты деятельности за 1999 год с учетом заключений не только международных аудиторов, но и специалистов в аудиторском деле и даст объективную оценку работы Банка России.
Что касается изменения структуры Банка России, то в настоящее время начинается подготовка к реорганизации
территориальных учреждений Банка России в направлении их укрупнения. Это связано, однако, не с последними решениями Президента Российской Федерации, которые будут поддержаны как нижней, так и в определенной степени верхней палатой нашего законодательного органа, а с тем, что сложившаяся система территориальных учреждений (и специалисты Банка России понимают это в первую очередь) себя изжила. Я думаю, что мы должны строить систему прежде всего с учетом проведения своевременных расчетов в условиях большого количества часовых поясов, а также обслуживания тех крупных хозяйственных регионов, в которых складывается и будет развиваться банковская сеть.
Приближается юбилей Банка России — его 140-летие. И хотя это не круглая дата, а скорее, генеральная репетиция 150-летия, можно отметить, что по сравнению с предыдущими годами нашего столетия Банк России сделал рубль одной из самых твердых валют в мире. За это время изменились не только экономическая и политическая ситуация, общественно-политический строй в нашей стране, но претерпел неоднократные изменения денежный стандарт во многих странах мира. В начале 70-х годов нашего века окончательно распалась связь между национальными валютами большинства стран мира и золотом, которое столетиями было основой денежных систем различных стран. Во вновь сложившихся условиях обеспечение стабильности национальных валют, являющееся основной целью деятельности центральных банков большинства стран, может быть реализовано путем проведения взвешенной денежно-кредитной политики, предусматривающей в том числе недопущение необеспеченной эмиссии денег.
С учетом степени развития мировых интеграционных процессов чрезвычайно важным представляется поддержание стабильности национальной валюты по отношению к другим иностранным валютам. В настоящее время индустриально развитые страны используют в основном режим плавающего валютного курса. Европейское экономическое сообщество, долгое время устанавливающее допустимые пределы отклонений курсов национальных валют по отношению друг к другу, реализует программу единой европейской валюты. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой используют различные режимы курсообразования — от управления валютным курсом до различных форм фиксированного курса национальной валюты к валюте развитой страны, в основном к доллару США.
В России за период реформ сменилось несколько режимов валютного курса. В 1990-е годы, при переходе от плановой к рыночной экономике, возникла множественность валютных курсов. Затем, с введением торгов на Московской межбанковской валютной бирже, Банк России стал определять официальный курс рубля. А с середины 1995 года был принят режим фиксированного валютного курса в форме валютного коридора.
Во время разразившегося в 1998 году финансового кризиса, пытаясь противодействовать быстрому падению обменного курса рубля, Банк России потратил значительные объемы валютных резервов — почти 10 млрд. долларов. Однако избежать значительной девальвации национальной валюты не удалось.
С сентября 1998 года Банк России принял решение о переходе к режиму плавающего валютного курса рубля, который позволяет внутреннему валютному рынку более гибко реагировать на внешние воздействия, а Банку России — осуществлять ограниченное вмешательство в операции на валютном рынке лишь в критических случаях, что способствует сохранению и накоплению золотовалютных резервов.
В текущем году ситуацию на внутреннем валютном рынке можно назвать стабильной и контролируемой. С середины января по настоящее время номинальный реальный курс российского рубля по отношению к доллару оставался практически неизменным — лишь изредка наблюдались его незначительные конъюнктурные отклонения в ту или иную сторону.
Достигнутая стабильность на внутреннем валютном рынке во многом определяется, на мой взгляд, эффективностью мер валютного регулирования и валютного контроля, принятых Банком России еще в 1998—1999 годах. В настоящее время перспективы развития ситуации на внутреннем валютном рынке можно рассматривать как достаточно благоприятные. Объем поступающей в страну экспортной выручки не должен уменьшаться по сравнению с уровнем апреля текущего года. Банк России накопил достаточные резервы для противодействия спекулятивным атакам на национальную валюту. Я не считаю целесообразным допускать искусственное обесценение рубля для дальнейшего стимулирования экспорта, поскольку даже нынешний уровень валютного курса делает экспортные операции чрезвычайно прибыльными и рентабельными. Отрицательные последствия обесценения национальной валюты могут негативно сказаться прежде всего на социальной сфере, уровне жизни населения, а также перспективах обслуживания внешнего долга.
Банк России, так же как и другие ведомства, рассмотрел проект стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, подготовленный Центром стратегических разработок, и сделал следующие замечания.
В результате осуществления предлагаемой стратегии развития планируется обеспечить как минимум 5-процентный темп роста ВВП в среднем на протяжении 10 лет, что соответствует увеличению объема ВВП в 2010 году по сравнению с 1999 годом на 70%. С моей точки зрения, с учетом благоприятных внешних и внутренних факторов необходимо рассмотреть вариант достижения в ближайшей перспективе более высоких темпов экономического развития. При этом интенсивность экономического развития будет зависеть от активности государственной экономической политики, использующей преимущественно косвенные методы воздействия на все сферы хозяйствования, что должно найти отражение в соответствующей правительственной программе.
Одним из основных недостатков рассматриваемой стратегии является ее декларативный характер. При доработке стратегии следует устранить также
излишнюю детализацию инструктивного характера при описании подходов к осуществлению отдельных мероприятий, несвойственную документам такого рода. Следует исключить повторы и, самое главное, некорректные и бездоказательные формулировки. Например, о слабости и непоследовательности банковского регулирования и надзора, о чисто формальном характере отчетности и ответственности Центрального банка Российской Федерации, недостаточной компетентности и профессионализме специалистов Банка России в налоговых вопросах.
Вместе с тем проект стратегии развития Российской Федерации, помимо прочего, определяет стратегические направления в сфере денежно-кредитной
политики страны, в развитии платежной системы, которые в значительной степени относятся к компетенции Банка России.
Заключение.
Данная курсовая работа состоит из трех разделов.
В первой главе «Теоретические аспекты банковской деятельности России» изложены предмет, задачи и информационное обеспечение банковской статистики в России. Помимо этого в первой главе мы рассмотрели систему показателей банковской статистики, а также систему абсолютных, относительных и средних величин и привели формулы основных статистических показателей, по которым сделаны расчеты в следующей главе.
Вторая глава «Статистический анализ банковской деятельности в России» посвящена группировке и расчету основных статистических показателей по величине капитала коммерческих банков России. В ходе расчетов статистических показателей было выявлено, что преобладают малые банки, величина капитала которых от 3564-3914, общая сумма капитала которых составляет 14741, чистых активов-126021 и прибыль равна 2975;доходные рискованные активы покрыты вкладами на 0,65;обеспеченность ликвидными активами вкладов- 0,526;доля ликвидных активов в общей сумме активов составляет 0,273;эффективность банковской деятельности равна 20,44%;отдача собственного капитала составляет 102,8 %
В третьей главе «Состояние и перспективы развития банковской системы в России» описаны стратегии дальнейшего развития банковской системы,
проблемы повышения финансовой устойчивости банковского сектора, анализ складывающихся тенденций развития банковского сектора, принципы его регулирования.
Список литературы.
- Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.А. Щегорцова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-383с.
- Статистика финансов: Учебник.- 2-е изд./ Под ред. В.Н. Салина. - М.: Финансы и статистика, 2002.-816с.
- Финансовая статистика: денежная и банковская: учебник/ кол. авторов; под ред. С.Р. Моисеева. – М.: КНОРУС, 2008.-160с.