Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:10, курсовая работа
Цель исследования: изучить основные этапы метода научного познания и разобрать основные задачи.
Задачи исследования:
1.Изложить, в чем суть методологии, как научной дисциплины.
2.Предмет и сущность методологии.
3.Дать определение понятия метод, охарактеризовать основные типы методов и их взаимосвязь.
4.Проанализировать основные методы эмпирического и теоретического познания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Суть научной дисциплины «Методологии»………………………..4
Глава 2. Предмет и сущность Методологии………………………………….6
Глава 3. Виды методов научного познания…………………………………...8
Глава 4. Основные методы эмпирического и теоретического познания……9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Суть научной дисциплины «Методологии»………………………..4
Глава 2. Предмет и сущность Методологии………………………………….6
Глава 3. Виды методов научного познания…………………………………...8
Глава 4. Основные методы эмпирического и теоретического познания……9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы:
Актуальность
темы курсовой работы
Изучение методологии
важно для развития науки.
Данная тема имеет актуальность в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении познания и практики.
Цель исследования: изучить основные этапы метода научного познания и разобрать основные задачи.
Задачи исследования:
1.Изложить, в чем суть методологии, как научной дисциплины.
2.Предмет и сущность методологии.
3.Дать определение понятия
метод, охарактеризовать
4.Проанализировать основные
методы эмпирического и
Глава 1. Суть научной дисциплины «Методологии»
Для начала
необходимо разобраться с
Также метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии - то есть совокупности используемых методов изучений о методе[2.-стр.213]. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.
Истории науки не известен ни один метод, который реально применялся бы в научной практике и в то же время в той или иной мере не был бы рационален, т.е. применение которого не приводило бы к позитивным результатам в той или иной области. Это могло произойти только в одном случае: если бы метод строился на ложной системе знания. Но ни один ученый не будет строить метод на заведомо ложном знании.
основывалась на закономерностях, открытых наукой, но превратила их в универсальный метод познания. Этим обстоятельством и объясняется двойственность метафизики: она и правильна в определенных границах и беспомощна в своей претензии на универсальность.
В метафизическом методе можно выявить истинную сторону, указать границы его применения, что, собственно говоря, и делает диалектика. Например, метафизика проявляется в двух основных формах: классической, абсолютизирующей момент устойчивости, качественной определенности, покоя, и в форме релятивизма, наоборот, абсолютизирующего само движение.
От метода надо отличать методологию, т.е. учение о методе, теорию метода. Осмысливая какой-либо научный метод, можно переоценить его роль и возможности, считая его единственным и абсолютным[3.стр2-5]. Поэтому диалектика направлена не против метафизики в любой ее форме как метода познания, применимого в известных границах, а против той методологии, которая стремится не видеть этих границ и превратить его в философский метод современной науки.
Глава 2. Предмет и сущность Методологии
Методология - наука, изучающая и обобщающая методы построения научного знания и способы его получения. Методология науки - часть теории познания - гносеологии, которая исследует познавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания. Имея тесную связь с различными науками, методология не растворяется в них. В этом отношении ее можно определить как метанауку, имеющую отношение к различным сторонам познавательной и преобразовательной деятельности.
В методологии науки для понимания взаимосвязи его методов и способов исследования, организации полученного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. К эмпирическому уровню относятся приемы и методы научного познания, непосредственно связанные с научной практикой, с теми видами предметно - орудийной деятельности, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения теоретического знания (наблюдение, эксперимент, факты, их группировка, систематизация и способы их анализа и обобщения)[4.-стр]. К теоретическому уровню относятся все те виды и методы познавательной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объективных законах, об общих и необходимых связях реального мира (теория, абстракции, понятия, идеализации, мысленные модели; научные законы и их формулировки; научные идеи и гипотезы; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий: дедукция, индукция, аналогия, экстраполяция, мысленный эксперимент). Хотя отличие между эмпирическим и теоретическим методами обусловлено объективными качественными различиями в содержании и способах научной деятельности, а также в характере самого знания, но это различие относительно: ни один вид эмпирической деятельности или эмпирического знания невозможен без теоретического его осмысления, без соответствующих понятий, гипотез и теорий, как и наоборот. Любая теория, в конечном счете, опирается на практику, опытные данные и ориентирована на объективную действительность, опосредованную эмпирией.
Способом выражения эмпирического и теоретического знания является язык науки. Методология научного познания исследует язык лишь в той мере, в какой он является средством выражения, фиксации, переработки, передачи и хранения научных знаний, научной информации. С методологической точки зрения язык рассматривается как знаковая система, а его элементы - как знаки особого рода, под которыми понимаются материальные чувственно воспринимаемые предметы, выступающие в процессе познания и общения как представители других предметов и используемые для получения, хранения, преобразования и передачи информации об объектах. Язык, используемый в научном познании, определяется как искусственный, который базируется на естественном, житейском языке. Искусственный отличается от житейского специальных терминами, специальными правилами образования сложных языковых выражений. Потребность в точном и адекватном языке удовлетворялась в ходе развития некоторых наук путем создания определенной терминологии, научной номенклатуры (химия и др.). В ряде наук, в первую очередь в математике и логике, создание точных и адекватных языков привело к возникновению специальных формализованных языков. В таких языках не только заданы исходные символы (алфавит языка), но четко и явно сформулированы правила построения осмысленных выражений, правила преобразования одних выражений (формул) в другие.
Глава 3. Виды методов научного познания
Для начала необходимо рассмотреть, какие именно методы чаще всего используются в научных работах:
- Анализ
- Аналогия
- Дедукция
- Индукция
- Классификация
- Моделирование
- Наблюдение
- Обобщение
- Описание
- Прогнозирование
- Синтез
- Эксперимент
Важнейшими логическими методами построения научных теорий является дедукция.
Глава 4. Основные методы эмпирического и теоретического познания
Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
1.Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
2.Эксперимент - изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
3.Измерение - определение отношения измеряемой величины к
эталону (например, метру);
4.Сравнение - выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания - выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
1.Анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
2.Синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
3.Классификация - объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
4.Абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования - абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
5.Формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
6.Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
7.Моделирование - создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
8.Идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
9.Дедукция - движение от общего к частному;
10.Индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению [1.стр-13-15].
Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе - теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы - это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).
Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:
метафизический - рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;
диалектический - раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.
Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проделанной мной контрольной работы я могу сделать вывод, что научное знание играет огромную роль в жизни науки.
В ходе работы
была определена основная цель
исследования. Изложена основная
суть методологии, как научной
дисциплины, выяснен предмет и
сущность методологии, также
Выяснилось, что основную роль в познании играют различные методы: анализ, аналогия, дедукция, индукция, классификация, моделирование, наблюдение, обобщение, описание, прогнозирование, синтез, эксперимент.
Были проанализированы основные методы эмпирического и теоретического познания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дегтярев М.Г., Войшвилло Е.К.- Логика: Учебник .- М.: ВАЛДОС-ПРЕСС, 2001.
2.Ивин А.А.- Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004.
3.Маслов К.А. - Предмет, метод и условия появления Философии. -2005.
4. Спиркин А.Г, Юдин
Э.Г - Методология (Большой
Информация о работе Балансовый метод изучения основных фондов