Земельное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

Принцип многообразия форм земельной собственности получил закрепление в акте, имеющем высшую юридическую силу, а именно в Конституции Российской Федерации. Одним из видов данного многообразия является государственная собственность на землю.
Государственная собственность на землю в России практически всегда играла особую роль. В советское время она была единственно возможная. Проводимые в нашей стране реформы потребовали коренного пересмотра сложившихся за многие десятилетия подходов к решению проблем, связанных с собственностью на землю.
Целью данной работы является анализ правового регулирования государственной собственности на землю в настоящее время. Контрольная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и перечень использованной литературы.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды государственной собственности на землю
2. Разграничение государственной собственности на землю
3. Федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ПЛАН прв соб на землю.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

1) регулирование и  защита прав и  свобод человека  и гражданина (в  том числе в  области земельных  отношений);

2) федеральная государственная  собственность (прежде  всего на земельные  участки и расположенные на них сооружения, на иные природные ресурсы) и управление ею;

3) установление основ  федеральной политики  и федеральные  программы в области  экологического развития  Российской Федерации;

4) гражданское, гражданско-процессуальное  законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране объектов землепользования, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);

5) метеорологическая  служба, стандарты  (в том числе  в области земельных  отношений, охраны  окружающей среды).

Компетенция РФ и ее субъектов  определяется также  их совместной компетенцией, предусмотренной  ст. 72 Конституции  РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

1) защита прав и  свобод человека  и гражданина, обеспечение  законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области земельных отношений);

2) вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, лесными  и другими природными  ресурсами;

3) разграничение государственной  собственности (прежде  всего на землю, на другие природные ресурсы);

4) природопользование, охрана окружающей  среды и обеспечение  экологической безопасности, особо охраняемые  природные территории;

5) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство  о недрах, об охране  окружающей среды.

Вне пределов ведения  и полномочий РФ по предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ согласно ст.73 Конституции  РФ обладают всей полнотой государственной власти (см. ст.10 ЗК РФ) Комментарий  к Конституции  Российской  Федерации / под ред. Л. А. Окунькова. М.: Юристъ, 2001..

Это размежевание компетенции  по вертикали представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ; на уровне субъектов - правотворческими органами субъектов РФ.

Значительные  полномочия предоставлены  Правительству РФ. Согласно ст.18 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” правительство организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования.

Совершенствование законодательства и  реализация полномочий в области земельных отношений осуществляются в трех направлениях. Статьями 9-11 и др. Земельного кодекса разграничены полномочия между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

В подпункте 7 п. 1 ст.9 Земельного кодекса упоминаются  “иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации другими федеральными законами”. К ним относится, например, Водный кодекс РФ, которым регулируются лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения). Под ними понимаются предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок и имеют прямое отношение к землепользованию Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Проспект, 2007. .

В Водном кодексе РФ и других федеральных  законах предусмотрена  обязанность землевладельцев - граждан и юридических  лиц принимать  меры по сокращению потерь и сбросов  воды из мелиоративной  сети, предотвращению попадания рыбы в  мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Орошение, в том числе  с использованием сточных вод нормативного качества, осушение и другие мелиоративные  работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту земельных и водных объектов и их водосборных площадей.

Таким образом, собственность  Российской Федерации  на землю именуется  федеральной собственностью. Полномочия России в  области земельных  отношений, предусмотренные Земельным кодексом, основываются на Конституции РФ. Существует также совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов в области регулирования земельных отношений.

4. Собственность на  землю субъектов  Российской Федерации.  Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

В целях разграничения  государственной  собственности на землю к собственности  субъектов РФ относятся:

1) земельные участки,  занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в  собственности субъектов РФ;

2) земельные участки,  предоставленные  органам государственной  власти субъектов  РФ, а также казенным  предприятиям, государственным  унитарным предприятиям  или некоммерческим  организациям, созданным  органами государственной  власти субъектов РФ;

3) иные предусмотренные  федеральными законами  земельные участки  и предусмотренные  федеральными законами  земли.

Распоряжение  земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

К собственности субъектов  РФ - городов федерального значения Москвы и  Санкт-Петербурга относятся  земельные участки, расположенные в  границах этих субъектов  РФ.

Субъекты  РФ сами определяют особенности распоряжения земельными участками  на своей территории. В качестве примера может быть приведен такой акт, как распоряжение вице-мэра Москвы от 2 марта 1992 года N 110-РВМ “Об аренде земли как основной форме земельно-правовых отношений в г. Москве” (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 11 января 1996 г.), утвердившее форму договора аренды земельных участков в г. Москве.

Кроме того, в г. Москве решением одиннадцатой сессии Моссовета  от 12 октября 1992 года также был утвержден  Порядок предоставления в аренду участков земель г. Москвы.

Реализацию компетенции субъектов РФ в сфере земельных отношений можно рассмотреть на нескольких примерах. Решением Нижегородского областного представительного органа “Об утверждении программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области” было начато реформирование сельского хозяйства по нижегородской модели. По этому пути пошли многие хозяйства Ростовской, Рязанской, Орловской и ряда других областей, отразивших эту модель в своем законодательстве.

Разработана и утверждена региональная Программа продолжения земельной и аграрной реформы в агропромышленном комплексе Оренбургской области. В ее развитие приняты целевые программы “Плодородие”, “Белок”, “Селекционно-племенная работа”, “Техническое перевооружение сельского хозяйства”, “О поддержке фермерского сектора Оренбургской области” и др. Коллегия Минсельхоза России своим постановлением одобрила работу Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по оценке состояния и создания организационно-правовых условий развития агропромышленного комплекса области в период перехода к рыночным отношениям. С учетом накопленного опыта рекомендовано и другим территориям активнее проявлять законодательную инициативу в указанном направлении Земля и право: пособие для российских землевладельцев / рук. авт. колл. и отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: ИНФРА-М - Норма, 1998..

Природные, в частности земельные, условия в различных  регионах имеют свою специфику, так же как и развитость инфраструктуры, промышленности, обеспеченность профессиональными кадрами, уровень их подготовки, состояние иных компонентов влияют на состояние землепользования и в целом на положение сельского хозяйства.

Во  многих субъектах  РФ их законодательство в области землепользования, охраны окружающей среды, агропромышленного комплекса в значительной степени повторяет федеральное законодательство по этому же вопросу, что не вызвано необходимостью. Наглядно это проявляется на примере нормативных актов о крестьянском (фермерском) хозяйстве, где положения федеральных законов в основном дублируются.

В Ленинградской и  Московской областях, Чувашской Республике были несколько конкретизированы нормы федерального законодательства.

А в Белгородской, Тюменской  и ряде других областей отдельными актами устанавливаются  региональные правила регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, которые мало затронуты в федеральном законодательстве, хотя и имеют значение для деятельности крупных сельскохозяйственных коммерческих организаций, поскольку влияют на осуществление отношений внутрихозяйственного расчета.

Поскольку федеральным законодательством  не решались некоторые  проблемы использования  земель для складирования, переработки и  перевозки отходов, их регулирование  нередко осуществлялось актами субъектов  РФ. Известным в  этом смысле становится пример Самары, на базе которой проводятся всероссийские семинары и обмен опытом по использованию земель для утилизации и захоронения промышленных, бытовых, токсичных и иных категорий отходов.

Учитывая  изменения, а в  ряде случаев и  отмену некоторых положений Земельного кодекса РСФСР 1991 года, субъекты РФ принимали свои земельные законы, прежде всего по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. В Республике Дагестан были приняты законы “О земле”, “О земельной реформе”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, которые представляют определенный интерес, поскольку в них отражены многие современные тенденции развития земельного права в направлении более рационального и социально справедливого использования земли, предупреждения и пресечения бюрократически-централизованного режима потребления национализированных природных ресурсов, поддержки традиций и обычаев, обусловленных своеобразием региона (небольшие земельные участки в горах, террасное земледелие, многонациональный состав, уважение религии, старших).

Аналогичный закон был принят Воронежской областной  думой. В нем отмечалась обязательность соответствия актов субъекта РФ и органов местного самоуправления требованиям  федерального законодательства, обязательность применения к земельным отношениям не только земельного, но и гражданского законодательства, предусматривались гарантии и защита земельных прав физических и юридических лиц, вводились институты земельного сервитута и залогаВасильев В. И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации. М.: Городец, 2001..

Закон Свердловской области  “О регулировании  земельных отношений” отразил введение частной собственности  на землю и сделок с землей. Этот правовой акт субъекта РФ регулирует режим несельскохозяйственных земель различных категорий более подробно, чем ЗК РФ.

Таким образом, таковы возможности  реализации субъектами РФ полномочий, не отнесенных к полномочиям  РФ и органов местного самоуправления. Предстоит  большая работа по приведению этих нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с Земельным кодексом РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно  сказать, что тема, взятая мною на изучение, раскрыта полностью, насколько позволяют  рамки объёма, предусмотренные  для контрольной  работы.

В процессе изучения данной темы выяснилось, что государственная собственность на землю является одной из форм собственности на данный природный объект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится в основном в государственной собственности.

При разграничении государственной  собственности на землю законодатель выделяет собственность  Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность  муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

Собственность Российской Федерации  на землю именуется  федеральной собственностью. Полномочия России в  области земельных  отношений, предусмотренные  Земельным кодексом, основываются на Конституции РФ. Существует также совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов в области регулирования земельных отношений.

Достаточно  велики возможности  реализации субъектами Российской Федерации  своих полномочий, не отнесенных к полномочиям  Российской Федерации и органов местного самоуправления. Предстоит большая работа по приведению этих нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с Земельным кодексом России.

Информация о работе Земельное право