Законотворческий процесс в Российской Федерации и его этапы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ
1.1. Понятие и принцы законотворческого процесса в РФ
1.2. Стадии законотворческого процесса
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РФ
2.1. Главные участники законотворчества
2.2. Механизм обеспечения реализации закона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Законотворчество курсач.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Главным недостатком существующей правовой практики является, то, что зачастую конкретизирующие нормативные акты “запаздывают”, позволяя тем самим бездействовать закону, либо давая почву для его неверного толкования.

Средства индивидуальной правовой регуляции, которые включают акты распорядительного и правоприменительного характера. К актам распорядительного характера можно отнести ненормативные предписания высших органов государственной власти и управления. Это, так называемая, директива госорганам и их должностным лицам о том, как организовать осуществление закона гражданами и организациями. Особое внимание среди распределительных актов занимают президентские указы, юридическая весомость которых определяется правовым положением Президента страны. Но следует сказать, что указы отличаются чрезмерной общностью и требуют дальнейшей конкретизации.

Еще одно из средств правообеспечения - это социально-правовой контроль; задача в том, чтобы снабдить правовую систему надежными инструментами блокирования деструктивного влияния на действие закона.

Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона. Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов.

Проблемы связаны с вопросами качества самого закона, представляющего адекватное отражение законодателем нормативно-правовых потребностей, что возможно лишь при строго научной основе законотворческого процесса. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам. Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов. Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Выполнение закона обусловлено использованием комплекса средств - юридических, экономических, социально-психологических, организационных. Игнорирование какого-либо средства не позволяет выявить весь потенциал закона.

В реализации закона необходимо участие всех субъектов, предусмотренных его нормами, - законодательных органов, исполнительных органов, суда, предприятий и их трудовых коллективов, граждан и их общественных объединений, средств массовой информации и др. Нельзя ограничивать круг участников только отдельными органами либо органами одного уровня (напр., областными, оставляя в стороне федеральные).

Реализация закона должна быть системной, т.е. одновременно учитывать требования ряда однородных законов и их норм, меры по их выполнению нужно согласовывать. Изолированное применение норм одного закона резко снижает общую эффективность правового регулирования и может привести к неверному пониманию смысла ряда законов.

Для организации процесса реализации закона следует рассчитывать различные затраты, т.е. расход денежных, материальных и иных ресурсов. Важно учитывать фактор времени, в пределах которого будет действовать закон или потребуются особые усилия по его практическому осуществлению.

Серьезное внимание нужно уделить активному вовлечению граждан, населения в процесс реализации законов. Поэтому организация системы правовой информации является первым и обязательным этапом реализации закона. Правовая информация должна быть полной, актуальной, действенной, гарантирующей, что конкретный документ не отменен, значит, обязателен к исполнению.

В процессе реализации законов и иных актов происходит сложный переход административно-правового сознания, установок в административно-правовое поведение.

В современных условиях знание правовых актов волокно бытъ показателем профессиональной пригодности руководителя, иного должностного лица, профессиональной квалификации любого работника в рамках его служебных обязанностей. Это должно быть зафиксировано в должностных характеристиках и находить отражение в должностных инструкциях и в положениях о структурных подразделениях государственных органов и организаций.

Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В широком смысле законотворческий процесс рассматривается как порядок или совокупность действий по созданию законов, начиная от принятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, как совокупность последовательно сменяющих друг друга этапов, установленных Конституцией.

Под стадией законотворческого процесса понимают урегулированную Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта.

Можно выделить следующие основные стадии законодательного процесса:

      законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;

      рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;

      рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;

      рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;

      повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;

      повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ;

      повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ;

      подписание и обнародование законов Президентом России.

В юридической литературе выделяют следующие принципы законотворчества: законность; демократизм; гласность; научная обоснованность; профессионализм.

Важнейшими участниками процесса законодательной деятельности в Российской Федерации, исходя из положений Конституции и реальной практики их применения, являются, прежде всего, палаты Федерального Собрания и глава государства - Президент РФ.

Определяющим в понимании механизма обеспечения реализации закона являются меры или используемые государственными органами или их должностными лицами средства, способные придать доброкачественному закону реально действующий характер.

Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - N 237. - 25.12.1993.

2.      Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №8. - Ст. 801.

3.      Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004.

4.      Иванников И.А. Теория государства и права: Учеб. пособ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2007.

5.      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. - М.: Юристъ, 2007.

6.      Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд "Правовая культура", 2006.

7.      Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2004.

8.      Михалева Н.А. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2006.

9.      Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

10. Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ, 2005.

11. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 2006.

12. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ. // Государство и право. 1998.№12. С.227.

13. Спирин М.Ю.Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: М., 2007. с. 153.

14. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство "Былина", 2007.

15. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2005.

16. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф.А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.

17. .http://slovari. yandex.ru



[1] Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ. // Государство и право. 1998.№12. С.227.

 

[2] Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: М., 2007. с. 153.

[3] Иванников И.А. Теория государства и права: Учеб. пособ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2007. С.179.

 

[4] Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 2006. с. 138.

 

[5] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2005. – С. 292.

[6] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – С. 203.

[7] Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ, 2005. – С. 219.

[8] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - N 237. - 25.12.1993.

 

[9] Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – С. 228.

[10] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 193.

[11] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. – М.: Юристъ, 2007. – 338 с.

[12] Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993.

[13] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 200.

[14] Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Былина», 2007. – С. 261.

[15] Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. – С. 181.

[16] Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №8. - Ст. 801.


Информация о работе Законотворческий процесс в Российской Федерации и его этапы