Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:48, реферат
Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.
Введение
1. Понятие и сущность законодательного процесса
2. Стадии законодательного процесса в Российской Федерации
3. Участники законотворчества
Заключение
Список использованных источников
по конституционному праву
студентки 1 курса
Домашний адрес:
460052, г. Оренбург
ул. Брестская д. 24/1 кв. 56
тел. 89878808219
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность законодательного процесса
2. Стадии законодательного процесса в Российской Федерации
3. Участники законотворчества
Заключение
Список использованных источников
Введение
Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.
Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта, возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.
Одним из важных условий
совершенствования
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие законотворчества;
- рассмотреть стадии законотворческого процесса;
- более детально рассмотреть законодательный процесс на примере Российской Федерации.
Одной из основных функций
Федерального Собрания Российской Федерации
является законодательная деятельность,
венцом которой является принятие законов.
В юридической литературе имеются различные терминологические
варианты наименования процедуры принятия
законов. В. Е. Чиркин говорит о законодательном
процессе и других формах работы парламента,
налагая, что главной формой работы парламента
является законотворчество. При этом он
использует термин "процесс законодательства".
Конечно, законодательный процесс отражает
и является проявлением форм деятельности
парламента. Однако сводить деятельность
парламента только к этой форме деятельности
— явно не достаточно.
Достаточно
широко понимает суть законодательного
процесса Б. А. Страшун. По его мнению, законодательный
процесс как юридическое понятие необходимо
строго отграничивать от общесоциального
понятия законотворчества. Законодательный
процесс, как и любой юридический процесс,
имеет два значении: 1) порядок деятельности
(в данном случае - по созданию закона)
и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется
законодательным органом — парламентом
и главой государства при возможном в
определенных случаях участии правительства
либо, в редких случаях, — посредством
процедуры референдума. Законотворчество
— более широкое понятие, охватывает деятельность,
подчас не регулируемую, и не исчерпывается
собственно созданием закона, а включает
оценку его эффективности и возможную
последующую корректировку. Если продолжать
анализ проблемы с точки зрения терминологического
ее обозначения, то, например, в Регламенте
Государственной Думы применяется термин
"законодательная процедура".
Такой вариант также возможен, имея в виду
семантическую близость терминов "процесс"
и "процедура".
Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является
следующее определение законодательного
процесса — это упорядоченная деятельность
парламента по принятию федерального
закона, включающая ряд последовательных
стадий (этапов): внесение законопроекта,
рассмотрение законопроекта, принятие
федеральных законов, подписание и обнародование
федеральных законов. Конституцией РФ
предусмотрено три вида законов Российской
Федерации:
- федеральные законы;
- федеральные конституционные законы;
- законы РФ о поправках к Конституции
РФ.
Федеральные законы составляют основной
законодательный массив, над которым работают
парламентарии. Они принимаются простым
большинством голосов.
Федеральные конституционные законы впервые
были закреплены в конституционном законодательстве
Конституцией РФ 1993г. Их исчерпывающее
число и предмет регулирования прямо установлены
Конституцией РФ. К ним относятся законы:
об условиях и порядке введения чрезвычайного
положения на территории РФ или в ее отдельных
местностях (ст. 56 и 88); о принятии в РФ и
образовании в ее составе нового субъекта,
а также об изменениях в составе РФ (ст.
65, 66, 137) и т.д.
Для того чтобы принять ФКЗ требуется
квалифицированное большинство голосов
парламентариев — не менее 3/4 от общего
числа членов Совета Федерации и ⅔ от
общего числа депутатов Государственной
Думы. Принятый федеральный конституционный
закон не может быть отклонен Президентом
РФ.
Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.
Первой стадией
Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы:
1) субъекты, право законодательной
инициативы которых не связано
какими-либо компетенционными
2) субъекты, которые пользуются
правом законодательной
Согласно Регламенту Государственной
Думы право законодательной
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.
Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме:
1) законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;
2) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу;
3) предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов.
Законопроект, подлежащий
рассмотрению Государственной Думой,
направляется Советом Государственной
Думы в соответствующий комитет
палаты, который назначается ответствен
Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона.
Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов (2/3) от общего числа депутатов.
Действующая российская Конституция определила трех участников законодательного процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума.
Согласно Конституции,
право принятия федеральных и
федеральных конституционных за
В Государственной Думе 450 депутатов, из которых 225 имеют мандаты от партий и политических движений и избирались по партийным спискам, а еще 225 проходили в Думу через одномандатные округа. Все депутаты обладают одинаковыми полномочиями.
В Совете Федерации 178 членов; в него ходят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органа власти, т.е. вакансии в верхней палате замещаются по должности. Палаты Федерального Собрания имеют общую задачу – принятие законов, хотя круг ведения и полномочия каждой палаты при этом различны.
За Президентом Российской Федерации Конституция РФ закрепила право подписания и обнародования, принятых двумя палатами законов, тем самым, сделав его полноправным участником законотворческого процесса.
Заключение
Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.
Можно выделить некоторые проблемы современного законотворчества.
Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.
Проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемым законопроектам. В результате их применения обнаруживается множество «дыр», которые приходится немедленно «штопать».
Во-вторых, качество самого закона. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам. Только научно обоснованная норма может быть облечена в официально-правовые формы, и это, следует закрепить конституционно.
Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.
Еще одна проблема - баланс запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.
Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов. Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими закатами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.
Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации