Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:16, курсовая работа
Цель предусматривает решение ряда задач.
Определение понятия орган государства, выделение признаков и видов;
Детальное рассмотрение: сущности, юридического поля, функций законодательных органов государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3 1.ОРГАН ГОСУДАРСТВА……….………………………………………...…….5
1.1.Понятие и признаки……………..…………………………………………….5
1.2. Классификация органов государства………….………..…………………...8
2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ………..…………………………….…….10
2.1. Понятие, сущность, функции, цели……….……………………………….10
2.1. Законодательная власть Российской Федерации………...……………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………… …………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ...………………………………………………………………..21
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….22
Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1.Понятие
и признаки……………..………………………………………
1.2. Классификация
органов государства………….………..…………………..
2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ………..…………………………….…….10
2.1. Понятие, сущность, функции, цели……….……………………………….10
2.1. Законодательная власть Российской Федерации………...……………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………… …………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ...……………………………………………
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы – «Законодательные органы государства».
Приступая к ее рассмотрению, отметим, что в системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Цели ее изучения: усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях; получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.
Таким образом, теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.
Актуальность темы. Как видно, важное значение в предмете теории государства и права отводится изучению государственно-правовых явлений, т.к. они являются правообразующими категориями и именно отсюда проистекает сущность права того или иного государства. В наше время, такие знания особенно необходимы, т.к. без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве.
В Конституции Российской Федерации отмечено: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом правовое государство в России официально начало формироваться с 1993 г., и важная роль в этом процессе отводится в том числе и органам государственной власти, органам олицетворяющим три ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной. Именно поэтому настоящая тема курсовой работы важна и актуальна и требует пристального рассмотрения.
Отметим, что тема органов государственной власти достаточно разработана в теоретическом плане. Первоначально теорию разделения властей в своих трудах описывали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период труды о делении государственной власти на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и др.
В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами.
Исходя из вышесказанного определим цель работы – изучение и сравнительный анализ деятельности законодательных органов государственной власти.
Цель предусматривает решение ряда задач.
Курсовая
работа состоит из двух глав, в каждой
из которых решаются поставленные вопросы,
в заключении подводится общий итог
проделанной работы, в котором резюмируются
основные положения изученного материала
по избранной теме работы, в приложении
приводятся схемы илюстрирующие специфику
деятельности органов государственной
власти РФ.
1.ОРГАН ГОСУДАРСТВА
Механизм
государства, как уже было сказано
выше, состоит из различных частей,
имеющих специфическое
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.1
Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.
Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.
Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.
Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.
Свою
компетенцию государственные
путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);
путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
путем осуществления организационной деятельности.
Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.
Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:
- Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
- Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
- Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;
- Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
- Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).
- Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
- Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
- Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;
- Органы
государства тесно взаимодействуют между
собой и устанавливают правовые связи
личного состава. Они образуют единый
социальный организм, главной задачей
которого является обеспечение нормального
функционирования общества, защита законных
прав и интересов личности, охрана внешней
безопасности и территориальной целостности
государства.
1.2.
Классификация органов государства.
Классификацию
органов государства можно
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования).
По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же – президента.
Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые.
Помимо
всех вышеперечисленных
В
структуре государственных
На
механизм государства и классификацию
его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип
разделения властей, в соответствии
с которым создаются законодательные,
исполнительные и судебные органы.
2.1. Понятие,
сущность, функции, цели.
Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.3