Законность, правопорядок и общественный порядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении состояния законности и правопорядка в современной России. Для написания работы необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие законности, правопорядка и общественного порядка, их соотношение; проанализировать функции законности и правопорядка в современном обществе; исследовать состояние законности и правопорядка в современной России.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ИХ СООТНОШЕНИЕ

2. ФУНКЦИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

3. СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗАДАЧИ ПО ИХ УКРЕПЛЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ТГиП.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

2. Законность неразрывно  связана с правом, юридическими  нормами.

Оценить состояние законности в стране можно только на основании  того, в какой мере законы государства  отражают объективные потребности  общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных  лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.

Итак, нормативной основой  законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и  индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

3. Понимаемая как метод  государственного регулирования  обществом, законность предполагает, что свои функции государство  осуществляет исключительно правовыми  средствами - путем принятия нормативных  актов и обеспечения их неукоснительной  реализации. А поскольку правовое  регулирование распространяется  на различные сферы общественной  жизни, необходима достаточная  полнота ее регламентации. При  этом государство не только  формально закрепляет правовые  нормы, но и обеспечивает (политическими,  организационными, правовыми средствами) их реализацию.

В свете традиционного  понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные  лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими  лицами, то есть здесь нивелируется повышенная опасность нарушения  закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения  закона, совершаемого гражданином.

В свое время профессор  Н.Г. Александров предлагал компромиссное  решение. Он не ставил в один ряд  нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства. То есть законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.7

Наиболее убедительна  точка зрения профессора А.Ф. Черданцева, который обращается к ст.15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.8

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения  правовых предписаний в жизнь  не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения  порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому  в широком социально-политическом смысле законность можно считать  режимом общественно-политической жизни.

Режим законности предполагает наличие следующих взаимосвязанных  факторов:

- совершенного, четко отработанного  законодательства, отвечающего потребностям  общественного прогресса;

- полной и безусловной  реализации предписаний законов  и подзаконных правовых актов  государственными органами, должностными  лицами, гражданами и различными  объединениями.

Итак, законность - это такой  политико-правовой режим, такие условия  жизни, такая правовая атмосфера, которые  ограждают личность от произвола  власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие  им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который  соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью  правового регулирования общественных отношений. 

Категория правового порядка  довольно прочно вошла в научный  и повседневный обиход. Когда применительно  к какой-то сфере общественных отношений  употребляют термин «порядок», то под  ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. А использование  сочетания со сравнительным прилагательным лишь конкретизирует область его  действия и основание. В этом смысле говорится о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке.

В различных словарях порядок  толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; правило, по которому совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь. А его синонимами являются слова: система, распорядок, очередность, строй.

Прилагательное “правовой” указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. В то же время анализируемая  категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок — результат  действия права и законности.

Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических  обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В  этой связи в учебной и научной  литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права  и законности, как основанная на праве и законности организация  общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений  или как состояние фактической  упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление  требований законности.

В частности, по мнению профессора С.С.Алексеева, правопорядок —“это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

б) равенства всех перед  законом;

в) обеспечения для всех субъектов полного и реального  осуществления субъективных прав;

г) независимого и эффективного правосудия;

д) эффективной работы всех правоохранительных органов”.

Законность обеспечивает общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, отмечает С. С. Алексеев, “являясь венцом, итоговым результатом  действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений  из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок)”.

Содержание правопорядка составляет упорядоченность общественных отношений, выражаемую в правомерном  поведении их участников. Следовательно, когда участники регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение  с субъективными правами и  юридическими обязанностями, тогда  и складывается правопорядок.

Как видно, законность непосредственно  примыкает к закону, выражается в  требованиях его соблюдения, правопорядок – к осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.

Следует подчеркнуть, что  не всякое поведение людей имеет  юридическое значение.

“Право, – отмечает В. Н. Кудрявцев,– регулирует не все, не любое  поведение людей, а только некоторые (определенные) виды поведения, имеющие  важное общественное значение. Будучи закрепленным в правовой норме (в  позитивной или негативной форме), такое  поведение становится юридически значимым, то есть вызывает те или иные последствия, охраняется и обеспечивается государством”.

Характер и степень  осознания мотивации правомерного поведения составляет его субъективную сторону.

Объективная сторона –  это соответствие правомерного поведения  нормам права. Речь идет о внешних  формах проявления мотивации личности, согласуемых с правовыми предписаниями.

Следовательно, правомерное  поведение граждан (организаций, учреждений, предприятий) отличается своей спецификой, которую необходимо учитывать и  в правотворческой и в правоприменительной  деятельности.

“Правовой порядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности”.

Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень  правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правового  порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования  общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни  общества, которая и приводит, в  конечном счете, к установлению правового  порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка.

а) Нормы права - это нормативная  предпосылка правопорядка, первичное  звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.

б) Правоотношения - элемент  механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем  правопорядка к установлению конкретного  возможного или должного поведения  участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе  к механизму правового регулирования  подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное  поведение субъектов правоотношений.

в) Акты реализации юридических  прав и обязанностей являются завершающей  предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности  участников правоотношений реально  воплощаются в их поведении, достигают  своей цели и, таким образом, переходят  в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение  субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами  права и достигло целей правового  регулирования.

Структура правопорядка - это  единство и одновременное разделение урегулированной правом системы  общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого  содержания.

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами  соответствующих отраслей права. В  структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы  права. В этой связи в структуре  правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как  специфической системы общественных отношений выражается в том, что  складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком  охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается  в правовой регламентации. Она находится  в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций  и других неправовых нормативных  регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Понятие правопорядка самым  тесным образом связано с законностью. Правопорядок образуется в результате воплощения правовых предписаний в  поведении субъектов правовых отношений  в соответствии с принципами законности. Правопорядок определяется правом и  обеспечивается государством через  специальные правоохранительные органы, наделенные широкими полномочиями.

На основании вышеизложенного  материала, можно сформулировать определение  правопорядка. Правовой порядок —  это основанная на праве и сложившаяся  в результате осуществления идеи и принципов законности такая  упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном  поведении их участников.

В связи с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный  признак также может быть различным: по масштабности можно выделить:

по масштабности можно  выделить правопорядок федерации, субъектов  федерации, других структур — региона, города, организации;

Информация о работе Законность, правопорядок и общественный порядок