Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:09, контрольная работа
Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практической реализации права, связь основ правовой системы с общественно-политическими институтами, с идейно-политическим режимом конкретного общества. Именно практическая реализация правовых норм в сфере общественных отношений является основной целью и задачей при составлении и принятии законов. Реальность права определяется не только тем, что оно выражается в формальных нормативно-правовых актах (законах, указах, постановлениях, систематизированных сборниках), право реально прежде всего потому, что законотворческая воля воплощается в поведении граждан, исполняющих закон, и должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе не может существовать вне воплощения в правоотношениях.
1. Введение
3
2. Понятие, принципы и режим законности
5
содержание и формы реализации законности
5
предпосылки к установлению законности
7
требования и принципы законности
7
3. Гарантии законности
12
3. Соотношение законности и правопорядка
18
4. Заключение
20
Список литературы
Предпринимая действия по укреплению правопорядка, необходимо помнить, что для достижения правопорядка необходимо действовать исключительно в правовом поле, единственным путем обеспечения правопорядка является обеспечение режима законности; укрепление законности закономерно приводит к укреплению правопорядка.
Установление твердого правопорядка является одной из основных задач современной России. России нужен не полицейский порядок, а демократический, и соответственно методы его достижения должны быть демократическими.
Порядок является основой цивилизованной жизни общества, его уровень определяет общее состояние всего общественного организма.
В формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений, реализуя логическую цепь: нормы права - правоотношение - акты реализации юридических прав и обязанностей. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений материализуются в их поведении и переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка как цели правового регулирования составляет правомерное поведение субъектов, то есть урегулированное нормами права поведение. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает различные виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей и подотраслей права. Однако правопорядок не тождественен законности: можно заключить, что правопорядок – цель, законность - средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами, он складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов, не может быть назван правовым.
В силу правовой регламентации границ правопорядка им охватываются далеко не все общественные отношения. Определённая часть общественной жизни регулируется нормами морали, уставами общественных организаций, традициями и другими не правовыми источниками, не нуждаясь в правовой регламентации. Поэтому правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, общественного порядка.
Понятия «правопорядок» и «общественный порядок» соотносятся между собой как часть и целое. Правопорядок основывается на праве и является конечным итогом его реализации, а общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех других социальных норм, при этом правопорядок является центральной частью общественного порядка. При этом правопорядок включает в себя почти весь общественный порядок, так как основная масса отношений (политическое устройство, права, свободы, обязанности личности и т.д.) закрепляется правом. За пределами правового поля находятся только морально-этические, личные и другие отношения, не поддающиеся юридической регламентации.
Правопорядок и общественный порядок различны по своему объему, общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.
Правопорядок выражает в первую очередь волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.
Заключение.
Основной гарантией функционирования цивилизованного общества является установление режима законности. Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он включает точное исполнение всеми субъектами общественных отношений (гражданами и их объединениями и организациями, должностными лицами и государственными органами) всех нормативных актов, контроль над исполнением норм, а также принятие мер по исправлению социально-экономической среды, толкающей к нарушению закона. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата, метод управления и режим жизни.
Диктатура закона - необходимое условие развития демократии. Без законности невозможно обеспечить развитие и модернизацию нашей страны, которым сейчас уделяется столь большое внимание. Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже.
Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности ведомственной или локальной целесообразностью, субъективными интересами.
Установление режима законности должно быть гарантировано комплексом специальных и общих средств и мер.
Состояние законности приводит к установлению в обществе правового порядка – конечной цели правового регулирования.
Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его авторитета. Актуальной задачей для укрепления законности в нашей стране является ликвидация такого вредного и пока еще широко распространенного явления как правовой нигилизм.
Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Данные требования касаются не только рядовых членов общества, но прежде всего правящих элит и власти в целом. России как никогда нужны законность и правопорядок.
Список литературы.
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., «Юриспруденция», 2000.
2. Закон «о Полиции». 2011 г.
3. Закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской федерации» (с изменениями от 29.07.2010).
4. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. Учебник М. 2002
5. Конституция Российской Федерации. 1993.
6. Ларин А.Ю. Курсовые работы по теории государства и права. Пособие. М., 2005.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права. изд. Московского университета, 2004 г.
8. Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2001.
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г.Стрекозова. - М., 1997.
22