Законность и целесообразность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Представленной работой рассматривается тема: «Законность и целесообразность»

Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

- понятие и содержание законности;
- роль законности в обществе

- гарантии законности

- Соотношение понятий «законность и целесообразность»

- законность и правовое государство

Содержание

План:

Введение



1. Основные структурные элементы механизма правового регулирования

2. Законность: понятие и содержание

3. Роль законности в обществе

4. Гарантии законности

5. Соотношение понятий «законность и целесообразность»

6. Законность и правовое государство.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-ЧИСТОВАЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

       Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству и его органам. Однако если правонарушения граждан приобретают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.

       3. Целесообразность законности.

       Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

       Целесообразность  законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.

       Изложенное  позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режзим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

       В силу формальной определенности закон  не может изменяться одновременно с  изменяющейся жизнью и поэтому нередко  отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут, о чем я уже упоминала выше.

       Иначе говоря, с точки зрения целей правового  регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

       Итак, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к  нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

       Нужно различать законность как систему  формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в  той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе. 

       5.ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

       Несмотря  на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.

       Гарантии  законности - это объективные условия  и субъективные факторы, а также  специальные средства, обеспечивающие режим законности.12 Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства, обеспечивающие режим законности.

       Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия  создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

       Общие условия подразделяются на:

       1. Экономические условия. Условиями,  обеспечивающими законность, здесь  выступают такие факторы, как  степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и так далее.

       2. Политические условия. Основным  политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, то есть устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

       3. Идеологические условия. Законность  предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

       4. Социальные условия. Прочная законность  возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

       5. Правовые условия. Состояние законности  как политико-правового явления  обусловлено состоянием самого  права, системы законодательства.

       Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить  юридические и организационные средства (гарантии).

       Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими.13

       Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.

       Выделяются  следующие юридические гарантии (средства):

       - средства выявления правонарушений;

       - средства предупреждения правонарушений;

       - средства пресечения правонарушений;

       - меры защиты и восстановления  нарушенных прав, устранения последствий  правонарушений;

       - юридическая ответственность;

       - правосудие.

       Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних спецподразделений (для борьбы с оргпреступностью, коррупцией и др.). 

       6. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ  ЗАКОННОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ 

       В юридической литературе взаимосвязь  законности и целесообразности традиционно  рассматривается в аспектах правотворчества  и правоприменения. В правотворческой  деятельности целесообразность выражается в принятии нормативных актов, соответствующих закономерностям общественного развития. При этом необходимо разрешить следующую проблему: закон в силу своих свойств (например, формальной определенности) не может изменяться одновременно с динамикой жизни, вследствие чего нередко отстает от потребностей общества, являясь своего рода преградой в разрешении юридических дел с позиции справедливости. Любое отступление от требования закона, чем бы оно ни мотивировалось, с точки зрения смысла законности, недопустимо. Очевидно, что повсеместное отступление от требований законов в силу их несовершенства, устарелости повлечет за собой неопределенность, нанесет ущерб обществу и правопорядку. 
Можно предположить, что одним из наиболее действенных способов предотвращения подобного "расшатывания законности" является своевременный пересмотр правовых норм. Законодателю необходимо постоянно следить за изменениями, происходящими в обществе, и своевременно реагировать на данные изменения. Поддержание баланса соответствия нормативных актов реальной жизни является одной из главных задач в деятельности нормотворческих органов, иначе исчезнет целесообразность действия таких законов, в результате чего они могут стать неэффективными.

       В аспекте правоприменительной деятельности целесообразность сводится к выбору в рамках определенной нормы права наиболее целесообразного решения с учетом конкретных условий и применительно к рассматриваемому случаю. В каждом нормативном акте установлена цель, и данной цели должен соответствовать правоприменительный акт. При достижении такого соответствия можно говорить, что правоприменительный акт целесообразен, а значит, отвечает принципу законности. Однако и здесь нередко возникают проблемы, основная из которых заключается в следующем: о целесообразности в конкретном случае судит каждый отдельный правоприменитель, исполнитель закона. Имеется в виду ситуация, когда сам закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности, справедливости.

       Вопрос  соотношения целесообразности и законности поднимает еще одну немаловажную проблему - проблему взаимосвязи законности с такой категорией, как справедливость. Еще Аристотель утверждал: "Понятие "справедливость" означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость - противозаконное и неравномерное (отношение к людям)". В трудах Гегеля была мысль, что абстрактное право как бытие свободы, как возможность свободных действий должно быть наполнено справедливым содержанием, иначе предоставлять свободу бессмысленно, аморально. Ж.-Ж. Руссо, считая, что позитивное (легальное, законное) право должно соответствовать естественному праву, был убежден, что в основе последнего лежит справедливость.

       В правовой сфере справедливости присуща  роль своеобразного образца, на котором проверяется внутреннее качество закона. При этом не меньшее значение имеет и его внешняя сторона. Справедливый закон убеждает человека в том, что в окружающем его социальном мире, обществе существуют правовые (справедливые) ориентиры, позволяющие всегда "найти и защитить правду" от нарушений, допускаемых кем бы то ни было.14 
А.В. Мелехин считает, что право по своей сути в меньшей степени зависит от воли законодателя. Поэтому в нем понятие справедливости носит более объективный и достоверный характер, нежели в нормах законодательства. Это проистекает оттого, что в государствах с антидемократическими политическими режимами понятия "законность" и "справедливость" не всегда могут совпадать. Например, законности могут придаваться различные и далеко не правовые оттенки, не в полной мере совпадающие с понятием справедливости (революционная законность, социалистическая законность, целесообразность - как форма подмены законности). 

       7. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В РФ

       Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

       В правовом государстве ни один государственный  орган, должностное лицо, коллектив  или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более  не нарушать его.

       Также недопустимо "обогащать" закон  подзаконными актами, вкладывать в  его содержание такой смысл, который  не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Информация о работе Законность и целесообразность