Взаимоотношения государства и гражданского общества в современной России
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:56, контрольная работа
Описание работы
Гражданское общество и государство уже как самостоятельные институты образуют тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы (гражданское общество, семья) и всеобщий (государство). При столкновении интересов семьи и гражданского общества они должны быть подчинены государству. И тем самым семья и гражданское общество являются частями государства. Гражданское общество и семья - способ существования государства, они базис государства. Цель работы – рассмотрение вопроса, взаимоотношения государства и гражданского общества в России.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО».. ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………… ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .........
ГЛАВА
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»..
5
ГЛАВА
2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………
7
ГЛАВА
3. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………….
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
16
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .........
17
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
гражданского общества принадлежит
к числу фундаментальных научных
проблем, которая волновала на протяжении
многих веков лучшие умы человечества.
Она появилась с возникновением государства
и разделения общества на государственную
и негосударственную сферы человеческой
жизнедеятельности. С тех пор вопрос о
взаимоотношении власти и общества был
в центре всеобщего внимания, часто являлся
причиной многих социальных конфликтов,
политических переворотов и революций.
И сейчас эта проблема находится в основе
глобальных общественных изменений, которые
происходят во многих странах мира и будут
определять перспективы развития мирового
сообщества.
Взаимоотношения
государства и гражданского общества
являются наиболее серьезным фактором
развития социального организма
в целом. Понимание комплекса
отношений этих контрагентов означает
обнаружение возможностей трансформации
общественной системы, ее способностей
к самообновлению и развитию. Особую важность
такого рода задача приобретает именно
для России, переживающей переходный период,
когда и формирование новой государственности,
и становление полноценного гражданского
общества во многом зависят от успешного
функционирования и взаимодействия этих
основных субъектов социального и политического
процессов. Это и определяет актуальность
данной темы работы.
Гражданское
общество и государство уже как
самостоятельные институты образуют тождество.
Последнее раздвоенное: частные интересы
(гражданское общество, семья) и всеобщий
(государство). При столкновении интересов
семьи и гражданского общества они должны
быть подчинены государству. И тем самым
семья и гражданское общество являются
частями государства. Гражданское общество
и семья - способ существования государства,
они базис государства.
Цель
работы – рассмотрение вопроса, взаимоотношения
государства и гражданского общества
в России.
ГЛАВА
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
Понятие
«гражданское общество», как правило,
используется в сопоставлении с понятием
государства. Понятия «государство» и
«гражданское общество» отражают различные
стороны жизни общества, противостоящие
друг другу. Гражданское общество составляет
сферу абсолютной свободы частных лиц
в отношениях друг с другом. Оно предстает
в виде социального, экономического и
культурного пространства, в котором взаимодействуют
свободные индивиды, реализующие частные
интересы и осуществляющие индивидуальный
выбор. Государство, напротив, представляет
собой пространство тотально регламентированных
взаимоотношений политически организованных
субъектов: государственных структур
и привыкающих к ним политических партий,
групп давления и т. д.
Гражданское
общество и государство взаимодополняют
друг друга и зависят одно от другого.
Без зрелого гражданского общества
невозможно построение правового демократического
государства, поскольку именно сознательное
свободные граждане способны создавать
наиболее рациональные формы человеческого
общежития. Если гражданское общество
выступает прочным опосредующим звеном
между свободным индивидом и централизованной
государственной волей, то государство
призвано противодействовать дезинтеграции,
хаосу, кризису, упадку и обеспечивать
условия для реализации прав и свобод
автономной личности. В реальной жизни
общества разделение гражданского общества
и государства достаточно условно, но
в науке оно необходимо для того, чтобы
понять механизмы общественной жизни,
степень свободы и несвободы индивидов,
уровень политического развития.
Таким
образом, гражданское общество представляет
собой совокупность межличностных
отношений и семейных, общественных,
экономических, культурных, религиозных
и иных структур, которые развиваются
в обществе вне рамок и без вмешательства
государства. Система независимых от государства
и межличностных отношений создает условия
для самореализации индивидов и групп,
для удовлетворения их повседневных потребностей.
ГЛАВА
2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Начавшейся
с 1985 года преобразования имели целью
формирование предпосылок гражданского
общества. Перераспределение собственности
через приватизацию создало возможность
для возникновения среднего класса. Вместе
с тем собственность хотя и перестала
быть государственной, однако осталась
в основном в руках новой бюрократии уже
как частная. Номенклатурная бюрократия,
подчинив себе, государство и овладев
собственностью, переместила реальные
центры разработки и принятия политических
решений в президентские структуры и тем
самым в значительной мере оградила их
от общественного контроля.
Отношения
между государством и обществом
развиваются на основе мнимого конституционализма,
который является следствием несформированности
устойчивых групп интересов граждан, с
одной стороны, а с другой – неспособностью
или нежеланием правящей элиты создавать
новые «правила игры» в качестве обязательных
для всех групп, включая самих себя. Пока
государство в лице бюрократии не стремится
к самоограничению и поощрению самодеятельности
граждан. Это проявляется в проводимой
экономической, социальной, культурной
политике.
В
сфере экономической политики реализация
идеи индивидуальной свободы и поощрению
творческой инициативе обнаруживает антисоциальные
формы, когда существенную роль в экономике
играет криминальный бизнес. Большинство
населения оказалось не включенным в активную
экономическую деятельность, так как не
были своевременно приняты необходимые
для этого решения правительства. Обеспечение
денежных вкладов населения из-за инфляции,
отсутствие возможности вложения средств
в землю, обременяющая налоговая политика
и некоторые другие негативные моменты
не способствуют становлению зрелого
гражданина с неотъемлемыми правами и
обязанностями. На пути формирования гражданского
общества в России существуют и другие
трудности. Прежде всего устойчивые стереотипы,
система ценностей, сформированные коммунистическим
режимом, которые во многом трогают экономически,
социальные и культурные предпосылки
гражданского общества. В первую очередь
психологический дискомфорт порождает
такие ценности, как частная собственность,
неравенство, конкуренция, рынок. Вследствие
ошибок и просчетов в первые годы реформ,
которые привели к резкому падению уровня
жизни большинства населения, внедрение
этих универсальных ценностей крайне
затруднено.
Процесс
вхождения личности в новые социальные
связи, включение и обособления
ее сопровождаются распознанием позитивной
и негативной направленности действий
других индивидов, выяснением степени
близости или удаленности их социальные
позиции от той, которая признается своей.
Так
индивид устанавливает свою политическую
идентичность, осваивает собственную
политическую позицию. На основе этой
позиции она взаимодействует с обществом,
государством. В российском обществе позиции
большинства остаются размытыми, не выходят
за приделы первичных связей в семье, с
родственниками. Иные социальные взаимодействия
неустойчивы. Современное общество может
адаптироваться к меняющимся условиям
и прогрессивно развиваться только в том
случае, если люди не исходят из убеждения,
что любой незнакомый человек для них
- враг. Общество с низким уровнем межличностного
доверия нельзя назвать современным, его
устойчивость необеспеченна и проблематична.
Сама возможность существования современных
экономических и политических организаций
решающим образом зависит от предсказуемости
и надежности социальных связей между
совершенно незнакомыми людьми. Значительный
отпечаток на процесс формирования гражданского
общества накладывает форсированный характер
процесса российской модернизации, когда
в сжатые сроки одновременно решаются
задачи, доставшиеся от разных исторических
этапов. Изменения материального положения
различных групп населения приводит к
слишком быстрой и радикальной трансформации
прежней социальной структуры. Это обстоятельство
порождает конфликты государства с различными
профессиональными и социальными группами,
что находит выражение в массовых забастовках.
Процесс кристаллизации автономной личности
осложняет то обстоятельство, что создание
рыночных отношений и переход от тоталитаризма
к демократии совпал по времени с процессами
национального самоопределения этносов
и социальной стратификацией на основе
отношений собственности. Совпадение
данных тенденций делает процесс формирования
гражданского общества неустойчивым,
возвратным1.
В
реальной жизни противоречиво переплетаются
различные, порой противоположные
по своей направленности интересы и
потребности социальных групп. Это
обстоятельство снижает возможности управления
процессами формирования нормальных экономических,
социальных, национальных и иных интересов.
Наиболее негативным следствием снижения
регулятивной функции государства является
формирование существенного разрыва в
уровне доходов небольшой группы людей,
стоящих у власти или рядом с ней, и большинством
бедного населения. Только сильное государство
могло бы стать инициатором и гарантом
поступательности процесса формирования
гражданского общества, создавая правовые,
экономические, политические и культурные
предпосылки для самореализации индивидов
и групп, удовлетворения их повседневных
потребностей. Само же государство должно
на практике все больше приобретать признаки
правового конституционального государства.
Российское
общество оказалось перед дилеммой: либо
найти согласованную модель взаимодействия
индивидуальной свободы, активности и
инициативы личности с принципом ограниченного
правления государства, либо пойти по
пути очередной модификации державной
модели власти при отчуждении от нее народа.
Есть случаи использования власти номенклатурной
бюрократией в своих корпоративных интересах,
что больше отчуждает общество от власти,
не служит неприкосновенности прав индивидов2.
Очевидно,
что процесс формирования гражданского
общества имеет естественный темп, который
нельзя ускорить каким–либо подталкиванием.
Ведь зрелый гражданин начинается с развитого
самосознания, возникающего из индивидуальных
начал личности. Развивать их можно в первую
очередь усилиями самой личности, ее устремленностью
к постоянному самосовершенствованию.
ГЛАВА
3. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Как
быстро может завершиться процесс
формирования гражданского общества в
нашей стране? В условиях низкого
уровня гражданской культуры и отсутствия
длительное время у россиян возможности
играть решающую роль в общественно-политической
жизни, резкий переход от тоталитарно-авторитарного
общества к демократическому неизбежно
привел бы к охлократии, развалу государства
и парализовал бы деятельность формирующегося
гражданского общества (во многом мы имеем
возможность это наблюдать и сегодня).
Поэтому
в течение длительного времени
неизбежен переходный период тесного,
часто противоречивого взаимодействия
и взаимовлияния демократически сформированных
органов правового государства и институтов
гражданского общества. Постепенно по
мере повышения культурного уровня, приобретения
управленческих навыков, компетенции
в суждении о важнейших общественно-государственных
проблемах, граждане через институты гражданского
общества будут брать на себя все больше
функций государственной власти, и переходить
к самоуправлению. Пока же в ходе политической
реформы члены общества должны иметь гарантированную
законом и обеспеченную всем механизмом
реформируемой государственной структуры
возможность свободно выражать свою политическую
волю и повышать уровень своей гражданской
культуры.
Процесс
формирования гражданского общества у
нас имеет свои особенности и сложности.
В стране, особенно в ее центральных районах,
в последние десятилетия разрушены органичные
вековые связи общественной жизни, во
многом утрачены народные традиции. В
то же время горизонтальные связи иного
типа гражданского общества только начинают
складываться. Государственные структуры,
пронизывающие все общество сверху донизу,
оказались в этой ситуации единственным
соединяющим его основанием. В таких условиях
форсированная перестройка экономики
на рыночной основе, ослабление вертикальной
регулирующей роли государственных структур,
демократизация, федерализация и децентрализация
общественного управления создают социальный
вакуум, неизбежно ведущий к серьезным
экономическим и социально-политическим
потрясениям. Поэтому необходим осторожный
подход к разрушению вертикальных структур
государственного регулирования и выбор
правильной стратегии поэтапного свертывания
вертикальных структур и параллельного
развития горизонтальных взаимосвязей.
Их генезис (горизонтальных рыночных,
политических и правовых взаимоотношений)
и будет процессом формирования гражданского
общества.
Нельзя
не учитывать, что отчуждение от собственности,
от власти, психология социального
иждивенчества, получившая широкое
распространение в годы уравнительного
«социализма», привели к появлению значительных
социальных слоев, негативно относящихся
к периоду перехода к рынку. В обществе,
где в течение длительного времени была
подорвана мотивация к труду, уровень
и качество жизни в значительной мере
были оторваны от конечных результатов
труда людей, страх этих социальных слоев
перед рынком в определенной степени закономерен.
Рыночная экономика неизбежно ведет к
обострению конкуренции между работниками,
чего многие боятся. Но страх порождает
и то, что, как показал опыт 90-х годов в
России и странах Восточной Европы, процесс
перехода к рынку часто приобретает неуправляемый
характер, ведет к возникновению «дикого»
рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением
социальной защищенности простых тружеников,
ростом значительной имущественной дифференциации
между различными социальными слоями
общества и другими негативными явлениями.
В этих условиях проблемы социальной защищенности,
социальной справедливости независимо
от чьей-то воли выступают, во всяком случае,
в нашей стране, на первый план.
Не
просто идет процесс формирования многочисленных
новых общественных организаций
и движений. К естественным трудностям
их становления добавляется, и сознательное
стремление придать им полугосударственный
статус и тем самым под видом обновления
сохранить старую систему. Примером здесь
может служить созданный еще в СССР Крестьянский
союз, который фактически объединил многих
руководителей колхозов и совхозов, а
не простых сельских тружеников. В то же
время не всегда оправданно стремление
некоторых независимых профсоюзов (например,
профсоюзов горняков) добиться путем организации
многочисленных забастовок, а не диалога
с правительством, все новых уступок без
ущемления прав и интересов рабочих других
отраслей. При отсутствии нормальной налоговой
системы тактика давления на любое правительство
будет иметь серьезные отрицательные
последствия для нашей экономики3.