Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, как же взаимодействуют между собой общество и государство, а также охарактеризовать относительную самостоятельность государства. Для достижения цели исследования в курсовой работе решались следующие основные задачи: дать определение понятиям «общество» и «государство»; рассмотреть соотношение общества и государства; изучить понятие и структуру гражданского общества, а также определить роль и место государства в политической системе общества. И наконец, охарактеризовать понятие и виды относительной самостоятельности государства, и подробнее рассмотреть проблемы относительной самостоятельности государств, в современный период.

Содержание

Введение
Глава 1 Определение понятий «общество» и «государство»
1.1 Общество: его понятие и структура
1.2 Государство: его понятие и признаки
Глава 2 Взаимодействие общества и государства
2.1 Соотношение общества и государства
2.2 Понятие и структура гражданского общества
2.3 Роль и место государства в политической системе общества
Глава 3 Относительная самостоятельность государства
3.1 Понятие и виды относительной самостоятельности государства
3.2 Проблемы относительной самостоятельности государств в современный период
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 173.00 Кб (Скачать)
При характеристике территориальных образований категория "самостоятельность" традиционно используется в отношении государств и государственно-территориальных единиц в рамках федеративной формы государственно-территориального устройства при характеристике субъектов федерации.[15]
Проблемы самостоятельности государственно-территориальных единиц издавна служат сферой научных интересов учёных-государствоведов – как теоретиков, так и конституционалистов, - что вполне закономерно с точки зрения их стратегического значения в деле обеспечения государственной безопасности, стабильности политико-правовых институтов общества и соблюдения международно-правового правопорядка. Не удивительно, что категория самостоятельности государственных образований входит в предмет исследования ряда монографических и диссертационных работ, а также научных статей.
Самостоятельность есть обособленность, независимость как внутренняя, так и внешняя. Самостоятельность территориальных единиц в юриспруденции обеспечивается и реализуется посредством права, устанавливающего ее пределы. Данное обеспечение связано с нормативным закреплением их статуса, прежде всего состава территории и компетенции. В этой связи содержание самостоятельности территориальной единицы можно рассмотреть как совокупность двух элементов.

1. Наличие собственной территории, которая имеет четко определенные границы, собственное территориальное деление, а также возможность свободного распоряжения своей территорией - присоединение к иным государствам, разделение территорий и т.д.

2. Наличие собственной компетенции:

а) внутренней компетенции: право иметь конституцию и собственную систему законодательства, право устанавливать и формировать свою систему органов государственной власти, право устанавливать налоги и формировать бюджет, вести экономическую и социальную политику и т.д.;

б) внешней компетенции: вступление в международные отношения с суверенными государствами, в международные организации и т.д.

Таким образом, самостоятельность территориальной единицы представляет собой свойство статуса четко ограниченной территории, способной существовать обособленно, выражающееся в наличии компетенции, необходимой для независимого и эффективного управления, гарантируемое и обеспеченное посредством права.

Основными территориальными единицами являются государства, государственно-территориальные (субъекты федеративного государства), автономные территориальные и административно-территориальные единицы. Вышеназванные элементы содержания самостоятельности территориальной единицы в полном объеме характерны лишь для государств. В государственно-территориальных, автономных и административно-территориальных единицах они присутствуют в ограниченном виде (не в полном объеме). Таким образом, в зависимости от объема самостоятельность территориальных единиц можно классифицировать на два вида: абсолютная самостоятельность (суверенитет); относительная самостоятельность.

Абсолютная самостоятельность территориальной единицы характеризуется наличием всех элементов в полном объеме. Таковой обладают только государства как территориальные образования. Хотя и абсолютная самостоятельность суверенного государства тоже имеет свои рамки - любое государство в своей деятельности связано общепризнанными принципами и нормами международного права, членством в международных организациях и т.д. В последнее время проблема суверенитета все чаще становится предметом обсуждения в политических и научных кругах.

Относительная самостоятельность территориальной единицы характеризуется наличием элементов самостоятельности в ограниченном виде. Для государственно-территориальных, автономных и административно-территориальных единиц не характерно наличие в полном объеме вышеназванных элементов, а именно в реализации внутренней компетенции они исходят из ориентиров и основных принципов, установленных государством, а в реализации внешней политики практически не принимают участия. Ни в одной стране в настоящее время государственно-территориальные единицы не являются субъектами международного публичного права. Есть факты, когда субъекты (Квебек в Канаде, земли в Германии) вступали в международные связи с другими государствами, но такие отношения и заключаемые в их результате соглашения относятся преимущественно к сфере экономики, культуры и не имеют политического или публично-правового характера. Практически все конституции мира не содержат в своем тексте права одностороннего выхода субъектов из состава федерации (кроме Конституции Эфиопии 1994 г.). Автономии и административно-территориальные единицы такого права никогда и не имели. Следовательно, субъекты федеративного государства, автономные территориальные образования, административно-территориальные единицы обладают относительной самостоятельностью.

В целом ряде современных исследований, посвященных территориальной организации государств, происходит излишняя абсолютизация отнесения территориального устройства к двум формам - федеративной и унитарной. Выделяется целый ряд элементов, которые создают принципиальные различия данных форм, позволяют рассматривать их как противоположности. Но мировая практика современного территориального устройства государств гораздо более многообразна, чем данная двухзвенная классификация. Появление унитарных государств с высокой степенью децентрализации положило начало новой форме государственно-территориального устройства, при которой вся территория страны состоит из автономий (региональных автономий). Данная форма получила в науке название "регионалистская". Но отдельные государства - Италия, Испания и другие - уже вышли за рамки и регионалистского государства. Таким образом, в современном мире идет тенденция к сближению унитарной и федеративной форм государственно-территориального устройства, размывается грань между одними и другими государствами в их классическом понимании, происходит интеграция элементов федеративной и унитарной форм государственно-территориального устройства. Поэтому правовой статус государственно-территориальных единиц федеративного государства и автономных территориальных единиц унитарного государства следует рассматривать не столько с позиции формы государственного устройства, сколько с точки зрения проявления уровня их относительной самостоятельности. Самостоятельность внутригосударственных территориальных единиц обеспечивается и реализуется посредством права. Обеспечение их самостоятельности связано с нормативным закреплением их статуса, прежде всего состава территории и компетенции. Реализация самостоятельности государственно-территориальных единиц проявляется посредством реализации правовых норм в соответствующей сфере. Автономные территориальные единицы унитарных государств, так же как и субъекты федерации, обладают относительной самостоятельностью. Но их самостоятельность неодинакова, что позволяет говорить об уровнях относительной самостоятельности.
Важно отметить, что увеличение уровня самостоятельности внутригосударственных территориальных единиц не может рассматриваться как однозначно позитивный процесс. Он может сопровождаться как государственно-правовым и социально-экономическим развитием отдельных территорий, так и развитием центробежных тенденций, потребительского отношения одних к другим и государству в целом и в конечном счете угрозами целостности государства. У федеративных государств, созданных не договорным способом, и у унитарных государств эта опасность выше, так как территориальные единицы не обладали суверенитетом, а такое желание может возникнуть. Поэтому в данных государствах уровень относительной самостоятельности территориальных единиц должен быть объективно ниже, государство старается контролировать ее реализацию. В федеративных государствах, созданных договорным способом, субъекты до объединения в федерацию уже обладали суверенитетом. Значит, апеллирование к праву народа на самоопределение в сепаратистских целях менее вероятно - статус субъекта федерации был избран населением добровольно как наиболее приемлемый, так как суверенные государства на добровольной основе объединились в федерацию.[16]

Таким образом, самостоятельность территориальной единицы представляет собой свойство статуса четко ограниченной территории, способной существовать обособленно, выражающееся в наличии компетенции, необходимой для независимого и эффективного управления, гарантируемое и обеспеченное посредством права. Территориальные единицы могут обладать абсолютной и относительной самостоятельностью. Абсолютной самостоятельностью характеризуются только государства. Государственно-территориальные единицы федеративного государства и автономные территориальные образования унитарных государств характеризуются относительной самостоятельностью. При этом относительную самостоятельность внутригосударственных территориальных образований необходимо рассматривать не столько с позиции формы государственно-территориального устройства, сколько с точки зрения соответствия их статуса критериям самостоятельности территориальной единицы.

             

                           


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно подвести следующие итоги:

Общество представляет собой очень сложную саморазвивающуюся систему связей людей, объединённых экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют, прежде всего,  не биологические, а социальные законы. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нём, подчёркивает его уникальность в качестве ничем незаменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Рассмотрев вопрос соотношения понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет характер государства. Государство, политическая власть — это лишь форма того или иного социального (общественного) содержания. Можно кратко определить гражданское общество как совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов – собственников и их объединений. Государство занимает в политической системе общества центральное место. Понятие «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе всё многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объём деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Относительная самостоятельность государства – лишь частный случай относительной самостоятельности общественных явлений, особая ее разновидность, специфическая форма. Поэтому к ней вполне подходит общий вывод о том, что различные стороны общественной жизни являются особыми и относительно самостоятельными областями общества благодаря своим различным функциям в обществе, а также различному составу и свойствам, обусловленным этими различными функциями. Самостоятельность территориальной единицы представляет собой свойство статуса четко ограниченной территории, способной существовать обособленно, выражающееся в наличии компетенции, необходимой для независимого и эффективного управления, гарантируемое и обеспеченное посредством права. Территориальные единицы могут обладать абсолютной и относительной самостоятельностью. Абсолютной самостоятельностью характеризуются только государства. Государственно-территориальные единицы федеративного государства и автономные территориальные образования унитарных государств характеризуются относительной самостоятельностью. При этом относительную самостоятельность внутригосударственных территориальных образований необходимо рассматривать не столько с позиции формы государственно-территориального устройства, сколько с точки зрения соответствия их статуса критериям самостоятельности территориальной единицы.

             

 

 

 

        

 

1

 



Список использованных источников

 

1)     Нормативные акты:

 

        Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008№7-ФКЗ)

 

 

           2) Книги:

 

      Л. Гумплович «Общее учение о государстве», книга 1 «государство», глава первая «понятие государства», пар.12 «определение понятия государства».

 

      В. М. Корельский, В. Д. Перевалов  Теория государства и права. М., 2007.

      В. В. Лазарев, С. В. Липень  Теория государства и права. М., 2010.

      А.В. Милехин Теория государства и права. М., 2007.

      Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Сащов А.Х. Теория государства и права. М., 2005.

 

 

3) Статьи из периодических изданий:                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

      Егорова Н. Е., Иванюк О. А.  Вопросы самостоятельности государственно-территориальных единиц России / Н. Е. Егорова, О. А. Иванюк // Журнал российского права.-2010.-№5.-с.99-104.

      (Статья: Категория «самостоятельность территориальной единицы» в современной государственности (Кистринова О.В.) («Журнал российского права», 2009, № 11)).Консультант плюс

      Парасюк Е.А. Идея гражданского общества в российском правоведении конца XlX – начала XX века/Е.А. Парасюк//Журнал российского права.-2010.-№12.-с.105.

 

      Юсубов Э.С. Регулирование и защита прав человека в федеративном государстве/Э.С. Юсубов//Конституционное и муниципальное право.-2010.-№9.-с.36.

 

      Путин В.В. Послание федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета. 2006. 11 мая.

 

 

4) Материалы из интернета:

 

      http:// www. gumer. info/bibliotek_Buks/ Pravol lazar /03. php

      http://ifldgpu.narod.ru/tgp8.htm

 

1

 



[1] Парасюк Е.А. Идея гражданского общества в российском правоведении конца XlX – начала XX века//Журнал российского права.-2010.-№12.-с.105.

[2] Парасюк Е.А. Идея гражданского общества в российском правоведении конца XlX – начала XX века//Журнал российского права.-2010.-№12.-с.101-102.

[3] Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.,2007. с.44.

[4] Л. Гумплович «Общее учение о государстве», книга 1 «государство», глава первая «понятие государства», пар.12 «определение понятия государства».

[5] Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Сащов А.Х. Теория государства и права. М., 2005. с.61-63.

[6] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2010. с. 556

[7] Парасюк Е.А. Идея гражданского общества в российском правоведении конца XlX – начала XX века//Журнал российского права.-2010.-№12.-с.104.

[8] Там же с.101

[9]Юсубов Э.С. Регулирование и защита прав человека в федеративном государстве//Конституционное и муниципальное право.-2010.-№9.-с.36.

[10] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2010. с. 558-560.

 

[11] Милехин А.В. Теория государства и права.  М., 2007. с. 77-78.

[12] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008№7-ФКЗ)

 

[13] Путин В.В. Послание федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета. 2006. 11 мая.

[14]  http:// www. gumer. info/bibliotek_Buks/ Pravol lazar /03. php

 

[15]Егорова Н. Е., Иванюк О. А.  Вопросы самостоятельности государственно-территориальных единиц России // Журнал российского права.-2010.-№5.-с.99-104.

 

[16](Статья: Категория «самостоятельность территориальной единицы» в современной государственности (Кистринова О.В.) («Журнал российского права», 2009, № 11)).Консультант плюс

 


Информация о работе Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства