Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, как же взаимодействуют между собой общество и государство, а также охарактеризовать относительную самостоятельность государства. Для достижения цели исследования в курсовой работе решались следующие основные задачи: дать определение понятиям «общество» и «государство»; рассмотреть соотношение общества и государства; изучить понятие и структуру гражданского общества, а также определить роль и место государства в политической системе общества. И наконец, охарактеризовать понятие и виды относительной самостоятельности государства, и подробнее рассмотреть проблемы относительной самостоятельности государств, в современный период.
Введение
Глава 1 Определение понятий «общество» и «государство»
1.1 Общество: его понятие и структура
1.2 Государство: его понятие и признаки
Глава 2 Взаимодействие общества и государства
2.1 Соотношение общества и государства
2.2 Понятие и структура гражданского общества
2.3 Роль и место государства в политической системе общества
Глава 3 Относительная самостоятельность государства
3.1 Понятие и виды относительной самостоятельности государства
3.2 Проблемы относительной самостоятельности государств в современный период
Заключение
Список использованных источников
1. Наличие собственной территории, которая имеет четко определенные границы, собственное территориальное деление, а также возможность свободного распоряжения своей территорией - присоединение к иным государствам, разделение территорий и т.д.
2. Наличие собственной компетенции:
а) внутренней компетенции: право иметь конституцию и собственную систему законодательства, право устанавливать и формировать свою систему органов государственной власти, право устанавливать налоги и формировать бюджет, вести экономическую и социальную политику и т.д.;
б) внешней компетенции: вступление в международные отношения с суверенными государствами, в международные организации и т.д.
Таким образом, самостоятельность территориальной единицы представляет собой свойство статуса четко ограниченной территории, способной существовать обособленно, выражающееся в наличии компетенции, необходимой для независимого и эффективного управления, гарантируемое и обеспеченное посредством права.
Основными территориальными единицами являются государства, государственно-территориальные (субъекты федеративного государства), автономные территориальные и административно-
Абсолютная самостоятельность территориальной единицы характеризуется наличием всех элементов в полном объеме. Таковой обладают только государства как территориальные образования. Хотя и абсолютная самостоятельность суверенного государства тоже имеет свои рамки - любое государство в своей деятельности связано общепризнанными принципами и нормами международного права, членством в международных организациях и т.д. В последнее время проблема суверенитета все чаще становится предметом обсуждения в политических и научных кругах.
Относительная самостоятельность территориальной единицы характеризуется наличием элементов самостоятельности в ограниченном виде. Для государственно-
Таким образом, самостоятельность территориальной единицы представляет собой свойство статуса четко ограниченной территории, способной существовать обособленно, выражающееся в наличии компетенции, необходимой для независимого и эффективного управления, гарантируемое и обеспеченное посредством права. Территориальные единицы могут обладать абсолютной и относительной самостоятельностью. Абсолютной самостоятельностью характеризуются только государства. Государственно-территориальные единицы федеративного государства и автономные территориальные образования унитарных государств характеризуются относительной самостоятельностью. При этом относительную самостоятельность внутригосударственных территориальных образований необходимо рассматривать не столько с позиции формы государственно-
В заключении можно подвести следующие итоги:
Общество представляет собой очень сложную саморазвивающуюся систему связей людей, объединённых экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют, прежде всего, не биологические, а социальные законы. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нём, подчёркивает его уникальность в качестве ничем незаменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Рассмотрев вопрос соотношения понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет характер государства. Государство, политическая власть — это лишь форма того или иного социального (общественного) содержания. Можно кратко определить гражданское общество как совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов – собственников и их объединений. Государство занимает в политической системе общества центральное место. Понятие «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе всё многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объём деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Относительная самостоятельность государства – лишь частный случай относительной самостоятельности общественных явлений, особая ее разновидность, специфическая форма. Поэтому к ней вполне подходит общий вывод о том, что различные стороны общественной жизни являются особыми и относительно самостоятельными областями общества благодаря своим различным функциям в обществе, а также различному составу и свойствам, обусловленным этими различными функциями. Самостоятельность территориальной единицы представляет собой свойство статуса четко ограниченной территории, способной существовать обособленно, выражающееся в наличии компетенции, необходимой для независимого и эффективного управления, гарантируемое и обеспеченное посредством права. Территориальные единицы могут обладать абсолютной и относительной самостоятельностью. Абсолютной самостоятельностью характеризуются только государства. Государственно-территориальные единицы федеративного государства и автономные территориальные образования унитарных государств характеризуются относительной самостоятельностью. При этом относительную самостоятельность внутригосударственных территориальных образований необходимо рассматривать не столько с позиции формы государственно-
1
1) Нормативные акты:
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008№7-ФКЗ)
2) Книги:
Л. Гумплович «Общее учение о государстве», книга 1 «государство», глава первая «понятие государства», пар.12 «определение понятия государства».
В. М. Корельский, В. Д. Перевалов Теория государства и права. М., 2007.
В. В. Лазарев, С. В. Липень Теория государства и права. М., 2010.
А.В. Милехин Теория государства и права. М., 2007.
Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Сащов А.Х. Теория государства и права. М., 2005.
3) Статьи из периодических изданий:
Егорова Н. Е., Иванюк О. А. Вопросы самостоятельности государственно-территориальных единиц России / Н. Е. Егорова, О. А. Иванюк // Журнал российского права.-2010.-№5.-с.99-104.
(Статья: Категория «самостоятельность территориальной единицы» в современной государственности (Кистринова О.В.) («Журнал российского права», 2009, № 11)).Консультант плюс
Парасюк Е.А. Идея гражданского общества в российском правоведении конца XlX – начала XX века/Е.А. Парасюк//Журнал российского права.-2010.-№12.-с.105.
Юсубов Э.С. Регулирование и защита прав человека в федеративном государстве/Э.С. Юсубов//Конституционное и муниципальное право.-2010.-№9.-с.36.
Путин В.В. Послание федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета. 2006. 11 мая.
4) Материалы из интернета:
http:// www. gumer. info/bibliotek_Buks/ Pravol lazar /03. php
http://ifldgpu.narod.ru/tgp8.h
1
[1] Парасюк Е.А. Идея гражданского общества в российском правоведении конца XlX – начала XX века//Журнал российского права.-2010.-№12.-с.105.
[2] Парасюк Е.А. Идея гражданского общества в российском правоведении конца XlX – начала XX века//Журнал российского права.-2010.-№12.-с.101-102.
[3] Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.,2007. с.44.
[4] Л. Гумплович «Общее учение о государстве», книга 1 «государство», глава первая «понятие государства», пар.12 «определение понятия государства».
[5] Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Сащов А.Х. Теория государства и права. М., 2005. с.61-63.
[6] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2010. с. 556
[7] Парасюк Е.А. Идея гражданского общества в российском правоведении конца XlX – начала XX века//Журнал российского права.-2010.-№12.-с.104.
[8] Там же с.101
[9]Юсубов Э.С. Регулирование и защита прав человека в федеративном государстве//Конституционное и муниципальное право.-2010.-№9.-с.36.
[10] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2010. с. 558-560.
[11] Милехин А.В. Теория государства и права. М., 2007. с. 77-78.
[12] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008№7-ФКЗ)
[13] Путин В.В. Послание федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета. 2006. 11 мая.
[14] http:// www. gumer. info/bibliotek_Buks/ Pravol lazar /03. php
[15]Егорова Н. Е., Иванюк О. А. Вопросы самостоятельности государственно-территориальных единиц России // Журнал российского права.-2010.-№5.-с.99-104.
[16](Статья: Категория «самостоятельность территориальной единицы» в современной государственности (Кистринова О.В.) («Журнал российского права», 2009, № 11)).Консультант плюс