Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:57, контрольная работа
Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
Высшая
сила закона
Понятие и виды законов.
Конституция, конституционные и
обыкновенные законы.
Закон - нормативный акт, принятый
в особом порядке высшим представительным
органом законодательной власти либо
непосредственным волеизъявлением населения
путем референдума и регулирующий наиболее
важные и устойчивые общественные отношения.
Законы составляют основу правовой системы
государства, ее центральную часть.
Как самостоятельный источник права закон
сложился давно и пришел на смену правовому
обычаю (Законы царя Хаммурапи в Древнем
Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме,
Саксонское зерцало в средневековой Европе,
Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения
и феодализма законы в основном служили
формой обработки и систематизации действующих
правовых обычаев или прецедентов.
В период буржуазно-демократических революций,
когда был провозглашен принцип сосредоточения
законодательной власти в руках народного
представительства (парламента), за законом,
принимаемым парламентом, стала признаваться
высшая юридическая сила, верховенство
и непререкаемость по отношению к другим
правовым актам государства.
Закон - высшая форма выражения государственной
воли народа, непосредственное воплощение
его суверенитета. Он устанавливает отправные
начала правового регулирования, придает
ему единство. Нормы, содержащиеся в актах
других органов, основываются на нормах
закона, развивают и конкретизируют его
положения, являются производными от них.
Высшая юридическая сила закона означает,
что никакой другой орган, кроме высшего
органа законодательной власти, не может
отменить или изменить закон. Принятие
нового закона неизбежно влечет необходимость
отмены или внесения изменений во все
другие акты, которые противоречат его
содержанию. Высшая юридическая сила закона
означает также, что акты всех иных государственных
органов носят производный характер и
не могут ему противоречить.
Закон всегда нормативен, т.е. содержит
нормы права, для него характерен особый
порядок принятия, специальная законотворческая
процедура, распадающаяся на ряд стадий:
подготовку законопроекта, законодательную
инициативу, обсуждение законопроекта,
принятие закона и его обнародование.
Наивысшей юридической силой среди всего
массива законов обладает Конституция,
а также законы, вносящие изменения и дополнения
в Конституцию.
Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:
организацию государственной власти;
закрепляет основы конституционного строя;
основные права и обязанности граждан;
федеративное устройство;
систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;
основы правосудия;
избирательную систему.
Конституция -
государственно-политический документ
учредительного характера, основополагающее
начало всей правовой системы, юридическая
база для текущей законодательной и всей
правотворческой деятельности.
Конституционные
законы (в некоторых зарубежных странах,
например, во Франции, их называют органические
законы) - это такие акты, необходимость
принятия которых предусмотрена непосредственно
Конституцией. Они являются своеобразным
"продолжением" Конституции, их нормы
развивают и конкретизируют отдельные
ее положения (законы о Правительстве
РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном
по правам человека и др.). Для конституционных
законов установлена более сложная процедура
их прохождения и принятия.
Обыкновенные законы, издающиеся
в процессе текущей законодательной деятельности,
составляют основную массу законов. Они,
в свою очередь, делятся на кодификационные
и текущие.
Кодификационный закон определяет
нормативные основы отдельной отрасли
(института) законодательства, регулирует
значительную и достаточно обширную сферу
отношений (имущественные, трудовые, борьба
с преступностью и т.д.). Он является единым
внутренне связанным документом, включающим
как проверенные жизнью, общественной
практикой действующие нормы, так и новые
правила, обусловленные динамикой социальной
жизни, назревшими потребностями развития
общества.
Кодификационные законы могут выражаться
в различных формах. Одна из них - это Основы
законодательства - акт федерального
законодательства, содержащий принципиальные,
наиболее общие нормы по предмету совместного
ведения Федерации и ее субъектов, которые
должны развиваться и конкретизироваться
в иных актах Федерации и ее субъектов.
В настоящее время в Российской Федерации
действуют основы законодательства об
охране труда, об охране здоровья граждан,
о нотариате и некоторые другие.
Чаще всего используемый вид кодификационного
закона - это кодекс. Это крупный сводный
акт, детально и конкретно регулирующий
определенную сферу отношений и подлежащий
непосредственному применению. Он либо
полностью поглощает все нормы соответствующей
отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит
основную по объему, самую важную часть
таких норм (Гражданский
кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее
время во главе большинства отраслей российского
федерального законодательства стоят
кодексы, основная масса которых ныне
подвергается существенной переработке.
Кроме того, в современных условиях право
принятия кодексов принадлежит также
и субъектам Российской Федерации.
В правовой системе могут существовать
и иные виды кодификационных актов: уставы,
положения, правила и т.д.
В последние
годы в Российской Федерации развернулась
интенсивная деятельность по подготовке
и принятию новых законов. За период
с начала 90-х гг. и до настоящего
времени было издано около полутора
тысяч законов. Были приняты такие
важнейшие законы, непосредственно
отражающие проведение экономической
реформы и демократизацию всех сфер
жизни России, как Гражданский
кодекс, Семейный кодекс, Налоговый
кодекс, законы о референдуме, о выборах
и др. Роль закона в Российском государстве
неизмеримо возрастает. Он все более
становится основным и решающим документом,
определяющим основные направления
регулирования общественных отношений,
их охрану и защиту; неуклонно увеличивается
удельный вес законов в общей
системе нормативных актов.
В федеративном государстве законы могут
издаваться как федеральными органами
законодательной власти, так и органами
законодательной власти субъектов Федерации.
Подзаконные нормативные акты
Подзаконные
нормативные акты -
это принятые компетентным органом и устанавливающие
нормы права юридические акты, которые
основаны на законе и не противоречат
ему. Вся система таких актов строится
на строгой их соподчиненности между собой.
Их юридическая сила зависит от положения
соответствующего органа, издающего подзаконный
нормативный акт, в общей иерархической
системе органов государства.
В зависимости от органа, принявшего подзаконный
нормативный акт, их можно разделить на
общие, ведомственные, местные и локальные
(внутриорганизационные).
1. Общие подзаконные
акты издаются правотворческими органами
общей компетенции. С их помощью осуществляется
оперативное государственное руководство
и координация экономической, политической
и социально-культурной жизни страны.
Главное
место в системе общих
указам президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства;
акты правительства (следующая ступень), принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д.
2.
Ведомственные нормативные
акты принимаются в пределах своей
компетенции министерствами, госкомитетами
и иными ведомствами, регулируют отношения,
складывающиеся внутри соответствующего
ведомства (таможенные, транспортные,
банковские отношения, вопросы организации
образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно
такие акты издаются в форме приказов,
инструкций, постановлений, распоряжений,
положений, писем, указаний, уставов и
др.
В ряде случаев министерствам и ведомствам
предоставляется право издавать нормативные
акты, действие которых распространяется
и на неподчиненные непосредственно им
объекты управления, а также на граждан.
Такие акты принимаются, в частности, Министерством
финансов РФ, Центральным Банком, Санэпидназором
и т.д. Ныне установлен порядок регистрации
нормативных актов министерств и ведомств,
затрагивающих права и законные интересы
граждан или носящих межведомственный
характер. Такая регистрация осуществляется
Министерством юстиции РФ.
3. Местные нормативные
акты принимаются представительными
и исполнительными органами на местах
(в районах, городах, поселках и т.д.). В
Российской Федерации это органы местного
самоуправления.
4. Локальные (внутриорганизационные)
нормативные акты принимаются в пределах
своей компетенции администрацией предприятий,
учреждений, организаций для регулирования
их внутренней деятельности (организация
труда, служебная дисциплина) и распространяют
свое действие на работников (членов) соответствующих
предприятий, учреждений, организаций.
Таковы, например, Правила внутреннего
трудового распорядка на конкретном предприятии.
Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
По общему
правилу нормативный акт
В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:
указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);
указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с момента опубликования" и т.д.).
Если
в принятом нормативном акте не определены
такие дата, факт, событие, то применяются
установленные
Постановления Правительства РФ, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, вступают в силу не ранее
их официального опубликования. Иные постановления
- со дня их подписания, если самими постановлениями
не предусмотрен иной порядок их вступления
в силу. Официальными изданиями, в которых
публикуются указанные акты Российской
Федерации, являются "Российская газета"
и "Собрание законодательства Российской
Федерации". Законы РФ официально публикуются
также в "Парламентской газете".
Нормативные акты перестают действовать
в силу различных обстоятельств. Акт временного
действия теряет юридическую силу по истечении
того срока, на который он был рассчитан
(конкретная дата или наступление определенного
события: отмена чрезвычайного положения,
прекращение военных действий и т.д.). В
иных случаях нормативный акт утрачивает
силу в результате его официальной отмены.
Кроме того, нормативный акт фактически
утрачивает силу вследствие издания нового
акта той же или вышестоящей юридической
силы, содержание которого противоречит
старому акту. Отсутствие официальной
отмены в случае противоречия старого
и нового акта в принципе ненормально,
так как зачастую создает путаницу в правовом
регулировании, споры и ошибки в юридической
практике. Нормативный акт также фактически
теряет свою силу, если он противоречит
международному договору, заключенному
Российской Федерацией, а также если он
специальным решением Конституционного
суда признается неконституционным.
По общему правилу закон не имеет обратной
силы, т.е. не действует на те факты, события,
отношения, которые имели место до вступления
его в силу. Он действует только в отношении
тех обстоятельств и случаев, которые
возникли после введения его в действие.
Правило запрета обратного действия закона,
установленное еще в римском праве, обеспечивает
правовую стабильность в обществе, уверенность
граждан и юридических лиц в том, что они
находятся под строгой опекой закона.
Юридическая практика выработала два
типичных исключения из принципа "закон
обратной силы не имеет".
Во-первых, он имеет обратную силу,
если специально предусматривает применение
своих норм к отношениям, возникшим до
вступления этого закона в силу.
Во-вторых, имеют обратную силу законы,
устраняющие или смягчающие уголовную
либо административную ответственность
или иным способом улучшающие положение
правонарушителя. В этом проявляется гуманная
природа российского законодательства,
его забота о личности.
По общему правилу нормативный акт действует
на всей территории, на которую распространяет
свои властные полномочия соответствующий
правотворческий орган. Федеральные законы
и иные нормативные акты действуют на
всей территории Российской Федерации,
нормативные акты ее субъектов распространяются
на соответствующие республики, края,
области, автономные округа, города федерального
подчинения; акты местного самоуправления
- на территорию соответствующих административных
единиц (города, районы и т.д.).
В отдельных случаях нормативные акты
могут иметь ограниченную сферу действия,
т.е. распространять свое действие только
на определенную часть территории (районы
Крайнего Севера, Дальний Восток, зона
Чернобыльской аварии и т.д.).
На территории Российской Федерации законодательство
действует на всех субъектов права, находящихся
на ее территории - на граждан, иностранных
граждан, лиц без гражданства (апатридов),
на государственные органы, общественные
организации, юридические лица. На граждан
России ее законодательство распространяется
и тогда, когда они находятся за рубежом.
В ст. 5 Закона о гражданстве от 23 ноября
1991 г. установлено, что российские граждане
за пределами России пользуются ее защитой
и покровительством. Российские граждане,
совершившие преступления за рубежом,
несут ответственность по уголовным законам
России.
Многие законы распространяют свое действие
не на всех граждан, а на их конкретную
категорию, определяемую каким-либо общим
признаком (студенты, пенсионеры, работники
железнодорожного транспорта и т.д.). Из
общего принципа равноправного правового
положения граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства
есть определенные исключения, связанные
с отсутствием российского гражданства
у последних категорий лиц. Так, они не
могут служить в Вооруженных силах страны,
пользоваться избирательными правами,
занимать ряд должностей в государственном
аппарате. На иностранцев, обладающих
дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности),
в соответствии с действующим законом
и международными договорами в случае
совершения ими правонарушений не распространяется
Уголовный кодекс и Кодекс об административных
правонарушениях.
Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.
Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.
«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»
Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов. В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.
Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу
Конституции. Это означает, что она обладает верховенством над законами и
иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не