Власть, ее роль и значение в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:30, лекция

Описание работы

Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые. К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным – систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным – знания и информацию, к силовым – институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.).

Работа содержит 1 файл

Лекция Власть, ее роль и значение в жизни общества.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Дисциплина: Теория государства и права

Курс: 1

Лекция  2

Тема: Власть, ее роль и значение в жизни общества

Власть: понятие, признаки, источники

      Любое общество нуждается в организованной силе, способной регулировать отношения между людьми, обеспечивая поступательное развитие социума. Такой силой является власть. 

     Существенными признаками отношений власти можно считать:

  1. наличие не менее двух партнеров;
  2. приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;
  3. общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;
  4. подчинение воле, выраженной в приказе.

     С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с другой – организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти).

      Воздействуя на общество, власть прибегает к  самым разнообразным ресурсам.

     Широко  распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые. К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным – систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным – знания и информацию, к силовым – институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.).

     Однако  эффективность власти во многом зависит  и от ее легитимности (от лат. legitimus – законный).

     

     Власть  признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается  массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.

     Традиционное  господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

     Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

     Харизматическое господство (от греч. charisma – божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

     Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

     Легитимность  может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т. е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результатам выборов и т. д.

       
 
 

     Легитимность  следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах. Получить юридическую законность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти. 

     Власть  в условиях первобытного общества

     Всякое  общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним.

      Первой эпохой в истории человеческого общества был период первобытнообщинного строя. В это время орудия труда были несовершенными (рубило, топор), а производительность труда - низкой, не всегда соответствующей даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека. Для того чтобы выжить, люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род.  

     Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родстве. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Несколько родов образовывали племя.

     Родовая власть в первобытном обществе носила непосредственно общественный характер, поскольку все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Однако созывались родовые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так ив быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились мужчины, имевшие высокий общественный статус и признание. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном занимались организацией военных походов и распределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.

     Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения обычаями.

     

     Обычаи  выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм (от греч. monos один и лат. norma правило).

     Первобытные мононормы имели  несколько характерных  признаков:

  1. они исходили от всего рода, выражали его волю и интересы, передавались из поколения в поколение. Само собой очевидно, что при тогдашнем уровне развития общества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей;
  2. они выполнялись добровольно, в силу привычки. Главной гарантией, обусловившей исполнение мононорм, являлось внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же неисполнения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры, что входило в функции общественной власти;

     3) в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

     Постепенно  первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредотачивается в руках вождей, которых современные ученые называют «чифами», т.е. главами, или «бигменами» (большими людьми). Бигменами становились мужчины, имевшие высокий общественный статус и отличавшиеся богатством и щедростью. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне - носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе чифы в основном занимались организацией военных походов и перераспределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.

     Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти.

      Политическая  власть начинается там, где способность  влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом. Для осуществления политической власти необходимо:

     1) общественное разделение между группой, осуществляющей власть, и группами, в отношении которых эта власть осуществляется;

     2) организованное принуждение в общественном масштабе.

     Политическая  власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.

     Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

       
 
 
 
 

     Вождество непосредственно предшествовало государственной власти, поэтому его называют предгосударственной формой власти.

Информация о работе Власть, ее роль и значение в жизни общества