Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 05:40, курсовая работа
Целью данной работы является исследование видов правовых систем (семей) мира, закономерностей их становления и развития.
Объект исследования – правовые системы мира.
Предмет исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) мира. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.
52
Введение
В мире сейчас около двухсот стран, и в каждой из них в более или менее развитом виде функционирует регулятор общественных отношений – право. Везде есть свои особенности, обусловленные факторами, присущими конкретному государству. Но при этом среди них выделяют группы, объединенные общими признаками права. По совокупности этих признаков они составляют различные правовые системы.
Целью данной работы является исследование видов правовых систем (семей) мира, закономерностей их становления и развития.
Объект исследования – правовые системы мира.
Предмет исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) мира. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.
Почему эта проблема актуальна? Потому что в быстро развивающемся мире, где происходит резкая перемена в политической, экономической и социальных сферах, когда одни страны, еще вчера принадлежавшие к одной правовой системе, сегодня уже относятся к другой, важно знать основные общие и отличительные черты правовых систем (семей). В качестве примера можно привести Афганистан, который из государства с религиозно-правовой системой превращается в страну с преобладанием признаков романо-германской правовой системы (семьи).
Наша страна, также отказавшись от догм социализма и его правовой системы, проводит судебно-правовую реформу, смысл которой плавно войти в романо-германскую правовую систему.
А в это время такие страны, как Куба, КНДР, Вьетнам, продолжают жить в условиях социалистической правовой системы. Чтобы поддерживать с этими и другими странами нормальные отношения, нам необходимо изучить особенности их правоотношений, особенности правовых систем этих стран для строительства и развития взаимовыгодного сотрудничества.
Многие ученые в своих трудах уделяют большое внимание этому вопросу, среди них наиболее яркими представителями являются: Давид Рене, Лазарев В.В., Нерсесянц В.С., Саидов А.Х., Алексеев С.С. и некоторые другие.
Одно из важных мест в работе занимает классификация (типология) правовых систем. Такое положение не случайно. На мой взгляд, проблема классификации (типологии) правовых систем выдвинулась на первый план и стала, пожалуй, основным вопросом правоведения. По моему мнению, классификацию правовых систем более целесообразно проводить на основе сочетания, органического единства нескольких системных признаков, то есть в основу классификации (типологии) правовых систем должно быть положено значительное число критериев, а не один. Такой подход вполне оправдан. Он позволяет более широко рассматривать особенности компонентов правовых систем.
Несмотря на разногласия по отдельным вопросам, большинство ученых сходятся на одной классификации, в которой выделяют следующие правовые системы (семьи): романо-германская, англо-американская правовая семья, или семья «общего права», семьи социалистического права и религиозно-традиционного права. Анализу каждой из них посвящен отдельный параграф данной работы.
Особый параграф посвящен анализу российской правовой системы. В центре внимания – состояние правовой системы РФ. На мой взгляд, Россия проявляется во все большем сближение российского права с романо-германской правовой семьей. В нынешних условиях такое сближение выражается не только во внешней форме, но и в содержании. Я считаю, что усилия России в развитии правовой системы являются необходимым условием вхождения нашей страны в мировое сообщество.
То влияние, которое оказывает на жизнь общества отрасль права, не может быть игнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизнь граждан, так и взаимоотношения государств. Каждое из этих правовых явлений обладает определенными функциональными свойствами. Отсюда возникло, было обосновано и утвердилось понятие "правовая система", охватившее широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.
Правовая система – это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и скрепляющее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества, а правовая система –вся "правовая действительность" данного государства.
Существует также понятие "система права" - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Ее первичным элементом выступают нормы права, и в целом все ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство, она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами. Система права объективна.
Понятие "системы права" не следует отождествлять с понятием "правовая система". Последнее шире по своему объему и включает в себя:
1) систему права (законодательство);
2) юридическую практику;
3) господствующую правовую идеологию.
А «система права» подразделяется на «нормы права», «институты права», «подотрасли» и «отрасли права».
Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений.
Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами.
Более крупное объединение, входящее в состав отрасли – подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида.
Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:
Государственное (конституционное) право – это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
Административное право – регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно распорядительной деятельности органов государства.
Финансовое право – представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
Земельное право – регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
Гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.
Семейное право – отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.
Гражданско-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.
Уголовное право – представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.
Уголовно-процессуальное право – объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.
Исправительно-трудовое право – регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.
Конечно же, такая структура системы права существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии, пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.
Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. В таких случаях мы говорим о "национальной правовой системе" какой-либо из стран мира. Но мы используем именно это понятие потому, что в стране на одной ступени с правом иногда стоят судебная (юридическая) практика, правовая идеология, система обычаев или верований. Именно от этих сложных, исторически сложившихся связей зависит весь строй правовых явлений.
Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.
Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем:
- семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Люксембург, Монако, Швеция, Швейцария, Финляндия. Влияет на Латинскую Америку, штаты Луизиана, Квебек). В этих системах на первом месте стоит закон
- семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем, прецедентное право (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Нигерия, Южно-Африканская Республика). В этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент;
- семья религиозно-традиционных, заидеологизированных систем - мусульманское право (Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты). Основана на Коране, Сунне и обычаях – Адатах.
Итак, перед нами выстраивается целый ряд правовых систем. Но несмотря на то, что мы указали лишь на три основные, самые большие семьи, классификация гораздо шире – от приоритетов нравственных начал в регулировании общественных отношений (некоторые азиатские системы) до сугубо правовой регламентации[1] в европейском союзе. Так, в мусульманской правовой системе религиозные нормы определяют брачно-семейные отношения, в частности, развод, запрет на ростовщичество[2], налог на поддержание религии и многие другие социальные правила поведения. Ислам закрепляет роль религиозного лидера, стоящего во главе народа, государства (в Хомейни и Иране). Но тот же ислам содержит и нормы о джихаде (священной войне) против неверных, о завоевании их земель. Для африканских правовых систем характерным является сочетание бывшего колониального права и обычного, местного. А у таких огромных азиатских регионов, как например. Китай, правовые системы имеют очень большую специфику. Так, в китайском обществе широко распространено конфуцианство с его идеалами справедливости, добра, приоритета морали, почитания и даже культа опытного добродетельного руководителя. Почитать, слушаться его, самому следовать моральным правилам – это направление в жизнедеятельности китайского общества является, пожалуй, самым мощным и насчитывает оно уже более двух с половиной тысяч лет.
Из всего вышеперечисленного мы можем сделать прямые выводы о том, что возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют - на правовую систему воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука, политика, политическая культура. Эти примеры свидетельствуют о многообразии правовых систем, необщепригодности правовых ценностей и Запада и Востока, и Юга. Но все же нормативно-регулятивное[3] значение права, его социальное назначение и ценность приобретают в конце XX глобальный масштаб. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.