Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:35, реферат
Органы государства классифицируются по различным основаниям (см. схему на с. 163).
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.
Виды органов государства
Органы государства
По способу возникновения они подразделяются
на первичные и производные. Первичные
органы государства никакими другими
органами не создаются. Они либо возникают
в порядке наследования (наследственная
монархия), либо избираются по установленной
процедуре и получают властные полномочия
от избирателей (представительные органы).
Производные органы создаются первичными
органами, которые и наделяют их властными
полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные
органы, органы прокуратуры и т. д.
По объему властных полномочий органы
государства классифицируются на высшие
и местные. Правда, не все местные органы
являются государственными (например,
органы местного самоуправления). Высшие
органы государства наиболее полно олицетворяют
государственную власть, распространяющуюся
на территорию всего государства. Местные
органы государства функционируют в административно-
По широте компетенции выделяются органы
государства общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции правомочны
решать широкий круг вопросов. Например,
правительство, исполняя законы, активно
участвует в осуществлении всех функций
государства. Органы специальной (отраслевой)
компетенции специализируются на выполнении
какой-то, одной функции, одного вида деятельности
(министерство финансов, министерство
юстиции).
Органы государства бывают выборные и
назначаемые, коллегиальные и единоличные.
На механизм государства, классификацию
его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения
властей, в соответствии с которым создаются
законодательные, исполнительные и судебные
органы.
Законодательные органы. Право издания
законов принадлежит обычно высшим представительным
органам. Обозначаются они общим родовым
термином "парламент". В Англии, Канаде,
Индии и других странах термин "парламент"
- собственное имя законодательного органа,
в остальных странах он называется иначе.
Расцвет парламентаризма приходится на
период становления и развития буржуазного
государства. Именно тогда сложился круг
его основных полномочий: принятие законов,
утверждение бюджета, контроль над правительством
в форме запросов и обсуждения его деятельности,
выражение (вотум) доверия или недоверия
и т. д. Все это получило свое обобщенное
выражение в принципе парламентаризма.
С усложнением общественной жизни, в ходе
социального и научно-технического прогресса
обычно наблюдаются возрастание роли
правительства и снижение роли парламента.
Парламенты в большинстве стран мира состоят
из нижней и верхней палаты. Однопалатные
парламенты существуют в небольших странах
(Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко
служит своеобразным противовесом обычно
более демократичной нижней палате.
Глава государства. Разделенная на три
ветви государственная власть не перестает
быть единой и суверенной: у нее единый
властеобразующий источник - народ, она
выражает единые коренные интересы населения
страны. Поэтому самостоятельность органов
законодательной, исполнительной и судебной
власти не абсолютна, а относительна. Глава
государства как раз и призван обеспечивать
согласованное функционирование этих
органов в интересах единой властной воли
народа и достижения общегосударственных
целей. В современных государствах глава
государства, по общему правилу, является
единоличным: в конституционных монархиях
- монарх, в республиках - президент.
Монарх в силу конституционных постановлений
или сложившихся традиций обладает рядом
прав в отношении парламента: созыва сессий,
роспуска (обычно нижней палаты), назначения
членов верхних палат (там, где это принято),
утверждения и опубликования законов.
Он назначает (или утвериедает) главу правительства
и министров, но с учетом мнения фракций
партийного большинства или коалиций
фракций парламента. Формально он считается
верховным главнокомандующим и представляет
страну в международных отношениях. Но
фактически эти полномочия осуществляются
правительством (или соответствующим
министром).
В большинстве современных государств
главой государства является президент,
избираемый либо населением, либо парламентом,
либо путем особой избирательной процедуры.
Президент принимает иностранных дипломатических
представителей, назначает послов в другие
государства, в ряде стран ратифицирует
(утверждает) международные договоры и
соглашения, является верховным главнокомандующим
вооруженными силами. В некоторых странах
президент имеет право распускать парламент,
отказать в одобрении закона, передать
его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентарных и президентских республиках
роль и полномочия президента далеко не
одинаковы.
В парламентарных республиках президент
- малоактивная фигура во внутренних делах,
заслоненная главой правительства, в руках
которого сосредоточена реальная власть.
Например, роспуск парламента в таких
государствах хотя и оформляется указом
президента, осуществляется по решению
правительства; для назначения правительства
требуется согласие парламента. Акты президента
не имеют силы без подписи главы правительства
или министра, к ведению которого относится
предмет акта.
В президентских республиках президент
- центральная политическая фигура. Так,
президент США наделен Конституцией широкими
полномочиями, является одновременно
главой государства и правительства. Он
возглавляет громадный государственный
аппарат, насчитывающий 2,5 млн государственных
служащих, из которых около 1500 чиновников
федеральных ведомств назначает сам. Только
на высшие федеральные должности президент
назначает "по совету и с согласия"
Сената. Он издает указы по различным вопросам
государственной жизни.
Исполнительные органы. Исполнительная
власть принадлежит правительству, которое
непосредственно управляет страной. Правительство
обычно состоит из главы правительства
(премьер-министра, председателя совета
или кабинета министров, первого министра,
канцлера и т.д.), его заместителей и членов
правительства, которые возглавляют отдельные
центральные ведомства государственного
управления (министерства, департаменты)
и именуются министрами, секретарями,
статс-секретарями.
В унитарном государстве образуется одно
правительство. В федеративном государстве
существуют правительство общефедеральное
и правительства членов федерации.
По всем вопросам своей компетенции правительство
издает правовые акты (указы, декреты,
постановления, распоряжения), которые
обязательны к исполнению.
Правительства бывают однопартийные и
коалиционные. В первом случае в них входят
представители одной партии, во втором
- двух или нескольких.
Свою многостороннюю деятельность правительство
осуществляет через многочисленные органы
государственной администрации - министерства,
ведомства, комиссии и т. д. Министерства
и другие ведомства обрастают сложным,
громоздким и разветвленным чиновни-чье-бюрократическим
аппаратом, образующим основу механизма
государства.
Органы правосудия образуют довольно
сложную систему, состоящую из гражданских,
уголовных, административных, военно-полевых,
транспортных и иных судов. На верху этой
системы находятся верховные и конституционные
суды. Судебные органы реализуют правосудие
посредством регулируемого процессуальным
правом судопроизводства. В странах, где
существует судебный прецедент, они участвуют
в правотворчестве.
Суды независимы. Законодательством закреплены
такие демократические принципы, как равенство
всех перед законом и судом, участие в
рассмотрении дела присяжных заседателей,
право обвиняемого на защиту и т. д.
В механизм государства входят силовые
ведомства, составляющие основу властной
силы государства,- вооруженные силы, органы
безопасности, полиция (милиция). Основное
назначение последней - охрана общественного
порядка и обеспечение внутренней безопасности.
Полиция специализируется в соответствии
с разнообразными сторонами ее деятельности.
Политическая полиция обеспечивает внутреннюю
безопасность, ведет борьбу с политическими
противниками своего государства. Уголовная
полиция поддерживает общественный порядок.
Она подразделяется на транспортную, пограничную,
таможенную, санитарную, лесную и т. д.
Особо выделяются в механизме государства
местные органы власти. Такие органы или
должностные лица (губернаторы, префекты,
комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством
для управления теми или иными регионами
(Финляндия, Люксембург). Нередко наряду
с назначенными должностными лицами на
региональном уровне функционируют избранные
населением региона местные представительные
органы. Есть государства (Великобритания,
Япония), где все функции местного самоуправления
выполняет местная администрация, избираемая
населением.