Виды монархий в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы подтверждается и тем, что и в настоящее время, наблюдая за политической жизнью различных стран и государств, мы должны осознанно подходить к тем или иным событиям и переменам, происходящим в них, и понимать, чем обусловлены и чреваты данные перестановки политических сил в конкретных условиях и при сложившихся обстоятельствах.
Цель работы - выявить сущность монархической формы правления и рассмотреть ее разновидности в различных государствах на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты монархии как формы правления 5
1.1 Понятие и сущность монархии 5
1.2 Исторические формы развития монархии 6
1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления 12
2 Виды монархии в современных государствах 14
2.1 Абсолютная монархия 14
2.2 Дуалистическая монархия 16
2.3 Парламентарная монархия 17
2.4 Особые виды монархий 21
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 30
Приложение А. Монархия в современном мире 32
Приложение Б. Виды монархий 33
Приложение В. Общая концепция монархии 34
Приложение Г. Самодержавная (абсолютная) монархия 35
Приложение Д. Конституционная монархия 36

Работа содержит 1 файл

Виды монархий в современном мире.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

       Абсолютные  монархии сегодня могут иметь  даже октроированные "конституции" (фр. «octroyer» - жаловать, даровать) – конституции, данные властью монарха, а не установленные  парламентом; являются, как правило, классовым соглашением буржуазии с монархией, однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" была, например, Временная конституция Катара 1970 г.

       Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем «семейном совете» решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха), может заставить монарха отречься от престола.

       Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный  режим именуется абсолютизмом.

       В абсолютных монархиях не только население  страны, но и ни один орган государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства. Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем заговора или добровольное отречение, от престола.12 
 

       2.2 Дуалистическая монархия 
 

       Дуалистическая монархия представляет собой исторически первоначальную разновидность конституционной (ограниченной) монархии. В рамках дуалистической монархии возникает некоторое разделение власти монарха и парламента при доминировании монарха, что закрепляется в конституции.

       Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или  определенной частью их (если избирательное  право цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который может  осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство, несущее ответственность не только перед парламентом, но и перед главой государства. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.

       Однако  разделение властей при данной форме  правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. «veto» — запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, то есть может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, чем парламентские, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

       В настоящее время дуалистические монархии существуют в Иордании, Марокко, Кувейте. До принятия Конституции 1990 г. дуалистическая монархия функционировала  и в Непале. Данная Конституция  построила взаимоотношения высших органов власти страны по образцу парламентарной монархии (при сохранении ряда черт дуалистической монархии, выражающихся, в частности, в некоторой самостоятельности главы государства в процессе управления). В соответствии с п.2 ст.35 Конституции Непала 1990 г., большинство своих полномочий монарх, однако, «должен осуществлять по рекомендации и совету, а также с согласия Совета министров. Подобные рекомендация, совет и согласие передаются посредством премьер-министра».13

       Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением. 
 

       2.3 Парламентарная монархия 
 

       Парламентарная  монархия как вторая разновидность  ограниченной монархии возникает в  государствах, перешедших к индустриальному строю, и в самом общем виде характеризуется ослаблением власти монарха.14

       Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей  при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней  мере, либеральный политический режим.

       Верховенство  парламента выражается в том, что  правительство, которое обычно назначается  монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать  главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

       Монарх  при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении  законов, принятых парламентом, даже когда  оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Считается, что едва ли не единственный для монарха способ не подписывать акт – это отречься от престола или, по крайней мере, выступить с подобной угрозой. Такой случай, например, имел место в Норвегии в апреле 1940 г., когда король Хокон VII использовал угрозу отречения от престола как средство давления на правительство.15

       Как правило, он лишен возможности действовать  самостоятельно, и все исходящие  от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").

       Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность  правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.16

       Изложенная  система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует  парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим  действует только при условии, что  в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

       Напротив, в странах, где существует двухпартийная  система (Великобритания, Канада, Австралия  и др.) или многопартийная система  с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

       Следовательно, при одной и той же форме  правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это  зависит от существующей в стране партийной системы.

       Анализируя  роль монархии в государственном  механизме Великобритании, В.Богданор отмечает, что монарх продолжает сохранять определенные прерогативы, роль которых возрастает в период конституционных кризисов. В повседневной жизни британскому монарху приходится не так часто самостоятельно осуществлять свои конституционные полномочия, поскольку в Великобритании сложилась двухпартийная система, а на парламентских выборах действует мажоритарная избирательная система, благодаря которой одна политическая партия способна добиваться парламентского большинства. В таких условиях нет никакой необходимости вмешательства монарха в политику.17

       Как показывает практика Великобритании, а также некоторых других парламентарных монархий, влияние главы государства  обычно возрастает в случае, когда  ни одна политическая партия не располагает парламентским большинством и у монарха появляется определенная свобода при формировании правительства. Так, в 1957 и 1963 гг. победившая на парламентских выборах в Великобритании консервативная партия не смогла выдвинуть согласованную кандидатуру на пост премьер-министра. В сложившейся ситуации решающее слово оказалось за королевой Елизаветой II, которая в 1957 г. поддержала кандидатуру Г.Макмиллана, а в 1963 г. – А.Дугласа-Хьюма.

       Роль  монарха может оказаться достаточно весомой и в условиях, выходящих за конституционные рамки. Так, в 1981 г. попытки государственных переворотов были предприняты в Испании и в Таиланде. Их неудача во многом была обусловлена категорическим отказом монархов обоих государств поддержать заговорщиков.18

       Традиционно парламентскими монархиями считаются и доминионы Великобритании – Австралия, Канада, Новая Зеландия и некоторые другие. Английское слово «dominion» буквально означает «владение, владычество, власть». Британские доминионы – это бывшие колонии, фактически независимые государства. Главой доминионов официально считается английская королева, представленная назначаемым ею генерал-губернатором. Во всех этих странах действуют собственные парламенты и ответственные перед ними правительства, возглавляемые премьер-министрами. В этих странах номинальной является не только власть королевы, но и ее представителя – генерал-губернатора.19 
 

       2.4 Особые виды монархий 
 

       Выше  были рассмотрены основные виды монархий. Однако в современном мире существуют и нетипичные формы монархии. Например, «выборная» монархия в Малайзии, «коллективная» монархия в Объединенных Арабских Эмиратах и монархия по праву «личной унии».

       «Выборная» монархия в Малайзии

       Специфика «выборной» монархии заключается в  том, что глава такого государства  не наследует свой престол, а избирается на определенный срок. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

       Однако  главой «выборной» монархии не может  быть избран любой гражданин, удовлетворяющий  избирательным квалификациям и требованиям для президента. Монархом здесь может быть только один из «местных монархов» - правителей составных частей федерации.

       В Малайзии девять из тринадцати субъектов  федерации возглавляются наследственными  султанами, и только эти девять образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу короля и вице-короля. Их избирают, как правило, из соображений старшинства или длительности правления.

       Король  и султаны выполняют, главным  образом, представительские функции, но все вносимые в Конституцию поправки подлежат их утверждению. Основные же функции управления выполняют парламент и премьер-министр.

       Парламент Малайзии состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней  – Сената. Палата представителей комплектуется  в результате всеобщих прямых выборов. Сенат состоит из избираемых членов и членов, назначаемых королем.

       Исполнительная  власть принадлежит федеральному правительству  во главе с премьер-министром, которым  становится лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей.

       «Коллективная» монархия в ОАЭ

       Объединенные  Арабские Эмираты являются федеративным государством, состоящим из семи эмиратов – абсолютных монархий.

       Формально в иерархии государственного устройства данного государства высшее место  занимает Высший Совет союза. Совет состоит из глав всех семи эмиратов. Совет определяет общую политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Помимо определения внешней и внутренней политики, Высший совет вправе пересматривать принцип государственного устройства страны. Совет также утверждает кандидатуру на пост председателя Совета министров.20

Информация о работе Виды монархий в современном мире