Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ сущности и форм деформации правосознания граждан, выработка определенного механизма преодоления ее последствий в российском обществе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть подходы к пониманию сущности деформации правового сознания.
определить понятие деформации правового сознания;
выявить признаки данного социально-правового явления;
рассмотреть наиболее эффективные пути и методы преодоления деформации правового сознания.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ 6
§ 1 Понятие деформации правового сознания. 6
§ 2. Относительная и абсолютная деформация правового сознания. 8
ГЛАВА 2. ВИДЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ 11
§ 1. Правовой инфантилизм 11
§ 2. Правовой негативизм 12
§ 3. Правовой нигилизм 13
§ 4. Правовой идеализм 14
§ 5. Правовой эгоцентризм. 15
Причины и условия деформации правового сознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда противоречат интересам общества и причиняют вред отношениям в обществе.
Все вместе они формируют определенную систему. Для того чтобы изучить сущность этих явлений необходимо классифицировать их в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования.
Все форы формы деформации правового сознания граждан имеют свое историческое прошлое. Все такие источники во взаимосвязи с социальными факторами и явлениями объективного и субъективного характера пробуждают на сегодняшний день различные ее формы.
Главными причинами правового инфантилизма в настоящее время являются:
Причинами правового нигилизма российских граждан выступают:
Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм как формы деформации правового сознания располагаются в органической взаимосвязи и единстве:
Структурная их взаимосвязь проявляется в том, что каждая предыдущая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание.
Различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием. К ним относятся:
На
искажение индивидуального правосознания,
которое получило широкое распространение,
наравне с факторами социальной среды,
влияют также личностные качества и условия
микросреды окружения.
§ 2.
Основные пути преодоления
деформации правового
сознания
Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:
Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.
Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы:
Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.
Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.
Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.
Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деформация правового сознания - это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.
Причины и условия деформации правового сознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся
Преодоление деформации правового сознания – это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Для его осуществления требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Все необходимые меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные:
На общесоциальном уровне работа по преодолению деформации правового сознания должна реализовываться в масштабе всей страны на основе разработки и проведения разнообразных мероприятий экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера.
Работа по преодолению деформации правового сознания на групповом уровне должна в основном осуществляться с помощью специальных мер, которые призваны дополнить и конкретизировать общие.
На индивидуальном уровне преодоление деформации правового сознания должно реализовываться с помощью специальных мер, которые проводятся параллельно с организацией социально-нормативного воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
I.
Книги (монографии, учебники,
учебные пособия)
1.1 А.Б Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
1.2 Еникеев М.И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Учебное пособие. -.М.:Проспект, 2001. – 289 с.
1.3 А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАКА.: Закон и право, 2009. — 351 с.
1.4 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 800 с.
1.5 Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). Учебное пособие. - М., 2007. – 346 с.
1.6 Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2006. – 304 с.
1.7 М. Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2004 – 509 с.
1.8 Р.Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для студентов зон, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. — 543 с.
1.8 В. Д. Перевалов. Теория государства и права: Учебник для вузов — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Норма, 2007. — 496 с.
1.10 Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под общей редакцией И.И. Лизиковой. – М.: Академический Проект, 2005. – 720 с.
1.11Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая культура и преступное поведение. – Учебное пособие. - Красноярск. 1988. – 534 с.
1.12 В.М. Сырых. Теория государства и права. Учебник. – 2-е. изд., стер.- М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. – 592 с.
1.13
М.Р. Тазитдинович Теория государства
и права: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: Юнити - Дана, 2005. - 543 с.
II.
Статьи, периодические
издания
2.1
Абдрухманова Н.В. Факторы
2.2
Абдрухманова Н.В.
2.3 Агеева М.А. Формирование правового сознания граждан России.// Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 6. – С. 309-316.
2.4
Алешина О.А. Формирование
2.5
Бирюков И.Ю. Правовой
2.6
Донченко А.С. типология
2.7 Звягинцев А.В. Правосознание и духовность как основа государственности.// Законность. – 2008. - № 2. – С. 42-46.
2.8 Ильин И. А. Собр. Соч. в 10т. Т.4. М., 1994. С. 182-183.