Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 12:17, реферат
Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.
Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.
Термин
«судебная власть»
Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть- это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».
Верховный
Суд Российской Федерации создается
в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и
может быть упразднен только путем внесения
поправок в Конституцию
Российской Федерации.
Общая численность судей Верховного Суда
Российской Федерации и судей иных федеральных
судов общей юрисдикции устанавливается
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый
период. Судьи Верховного Суда Российской
Федерации назначаются Советом Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
по представлению Президента Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам,
отнесенным к компетенции судов общей
юрисдикции, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам судебной
практики. Верховный Суд Российской Федерации
в пределах своей компетенции рассматривает
дела в качестве суда первой, апелляционной,
кассационной, надзорной инстанций и по
новым или вновь открывшимся обстоятельствам
в порядке, предусмотренном федеральными
законами. В соответствии с частью 1 статьи
104 Конституции Российской Федерации Верховному
Суду Российской Федерации принадлежит
право законодательной инициативы по
вопросам его ведения. Верховный Суд Российской
Федерации изучает, обобщает судебную
практику и в целях обеспечения ее единства
дает судам общей юрисдикции разъяснения
по вопросам применения законодательства
Российской Федерации, разрешает в пределах
своей компетенции вопросы, связанные
с международными договорами Российской
Федерации, публикует судебные акты Верховного
Суда Российской Федерации, а также решает
вопросы обеспечения доступа к информации
о деятельности Верховного Суда Российской
Федерации в соответствии с федеральными
законами, осуществляет иные полномочия
в соответствии с федеральными конституционными
законами и федеральными законами.
Судебная
власть в Российской Федерации осуществляется
только судами в лице судей и привлекаемых
в установленном законом
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
-
установления судебной системы
Российской Федерации
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
-
применения всеми судами
-
признания обязательности
- законодательного закрепления единства статуса судей;
-
финансирования федеральных
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
Все равны перед законом и
судом. Суды не отдают
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Судопроизводство и
Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации формируются и действуют в соответствии с Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», иными федеральными законами.
Органами
судейского сообщества в Верховном
Суде являются общее собрание судей
Верховного Суда и Совет судей
Верховного Суда, предназначенные для
выражения интересов судей
Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, во взаимодействии с Руководством Верховного Суда, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Основными задачами органов судейского сообщества являются:
- содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
- защита прав и законных интересов судей Верховного Суда, связанных с обеспечением их независимости, поддержанием уровня квалификации, материальной и социальной защитой судей и членов их семей;
-
утверждение авторитета Верховного Суда
и судебной власти, обеспечения выполнения
судьями Верховного Суда требований, предъявляемых
Кодексом судейской этики.
Общее
собрание судей является высшим органом
судейского
сообщества в Верховном Суде. Общее собрание
судей считается правомочным, если в его
работе принимают участие более половины
судей Верховного Суда. Решения
принимаются простым большинством голосов
судей Верховного Суда,
участвующих в заседании общего собрания
судей.
Общее собрание судей:
- избирает делегатов на Всероссийский съезд судей Российской Федерации по установленным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормам представительства;
- принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде;
- утверждает акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в Верховном Суде, и вносит в них изменения;
- избирает судей Верховного Суда в Совет судей.
Для
решения отдельных конкретных задач,
связанных с
выполнением функций общего собрания
судей при необходимости могут создаваться
рабочие органы - комиссии (редакционная,
счётная и т.д.). Цели, порядок, период работы
и персональный состав таких комиссий
рассматривается и утверждается на заседании
общего собрания судей.