Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:24, курсовая работа
Верховенство закона - это основной принцип построения правового государства. Что это означает также наверняка ответит далеко не каждый. Поэтому то и представляется необходимым изучить темы курсовой работы, наиболее полно попытать раскрыть ее основополагающие моменты. Но прежде чем говорить о верховенстве закона в правовом государстве необходимо разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.
Введение 3
Глава I. Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве 5
1.1. Понятие и признаки правового государства 5
1.2.Система разделения властей в правовом государстве 9
Глава II. Верховенство закона в правовом государстве 13
2.1. Верховенство закона как нормативно-правового акта 13
2.2. Верховенство закона - основная общедемократическая ценность 17
Заключение 22
Список использованных источников 24
Содержание
Введение 3
Глава I. Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве 5
1.1. Понятие и признаки правового государства 5
1.2.Система разделения властей в правовом государстве 9
Глава II. Верховенство закона в правовом государстве 13
2.1. Верховенство закона как нормативно-правового акта 13
2.2. Верховенство закона - основная общедемократическая ценность 17
Заключение 22
Список
использованных источников 24
Согласно
ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации,
принятой всенародным голосованием 12
декабря 1993 г., Российская Федерация - Россия
есть демократическое федеративное правовое
государство с
В
последнее время очень много говорится
о правовом
Таким образом, для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:
Данная курсовая работа состоит из двух глав: I - «Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве»; II - «Верховенство закона в правовом государстве».
При подготовке материала по теме исследования были использованы работы Абдулаева М.И., Лазарева В.В., Венгерова А.Б., Марченко М.Н., Мицкевич А.В., Корельского В.М., Перевалова В.Д. и других авторов.
Определений правового государства на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.1
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.2
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Признаками правового государства являются:
Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно демократическим путем.
Деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
Связанность с законом самого государства и его органов.
Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности.
Взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом.
Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.3
Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.
В
отличие от него правовое государство
связано правом, исходит из верховенства
закона, действует строго в определенных
границах, установленных обществом, подчиняется
обществу, ответственно перед гражданами,
обеспечивает социальную и правовую защищенность
граждан.
Основным
принципом организации и деятельности
правового
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
Государственная
власть в правовом государстве не является
абсолютной. Это обусловлено не только
господством права, связанностью государственной
власти правом, но и тем, как организована
государственная власть, в каких формах
и какими органами она осуществляется.
Здесь необходимо обратиться к теории
разделения властей. Согласно этой теории
смешение, соединение властей (законодательной,
исполнительной, судебной) в одном органе,
в руках одного лица чревато опасностью
установления
Информация о работе Верховенство закона в правовом государстве