Верховенство закона в правовом государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Верховенство закона - это основной принцип построения правового государства. Что это означает также наверняка ответит далеко не каждый. Поэтому то и представляется необходимым изучить темы курсовой работы, наиболее полно попытать раскрыть ее основополагающие моменты. Но прежде чем говорить о верховенстве закона в правовом государстве необходимо разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве 5

1.1. Понятие и признаки правового государства 5

1.2.Система разделения властей в правовом государстве 9

Глава II. Верховенство закона в правовом государстве 13

2.1. Верховенство закона как нормативно-правового акта 13

2.2. Верховенство закона - основная общедемократическая ценность 17

Заключение 22

Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

верховенство закона в правовом государстве (ТГП).rtf

— 166.46 Кб (Скачать)

       Содержание 

Введение 3

Глава I. Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве 5

1.1. Понятие и признаки правового государства 5

1.2.Система разделения властей в правовом государстве 9

Глава II. Верховенство закона в правовом государстве 13

2.1. Верховенство закона как нормативно-правового акта 13

2.2. Верховенство закона - основная общедемократическая ценность 17

Заключение 22

Список использованных источников 24 

 

Введение

 

       Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с                                       республиканской формой правления. Так как Конституция - главный нормативный акт государства, то каждый гражданин России должен знать,                              что значат понятия, изложенные в ней. Тем более это необходимо для                юриста.

       В последнее время очень много говорится о правовом                                    государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается. Верховенство закона - это основной принцип построения правового государства. Что это означает также наверняка ответит далеко не каждый. Поэтому то и представляется необходимым изучить темы курсовой работы, наиболее полно попытать раскрыть ее основополагающие моменты. Но прежде чем говорить о верховенстве закона в правовом государстве необходимо  разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

       Таким образом, для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

    • рассматриваются теоретические основы правового государства;
    • изучается система разделения властей в правовом государстве;
    • раскрывается понятие верховенства в правовом государстве.

       Данная курсовая работа состоит из двух глав: I - «Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве»; II - «Верховенство закона в правовом государстве».

       При подготовке материала по теме исследования были использованы работы Абдулаева М.И., Лазарева В.В., Венгерова А.Б., Марченко М.Н., Мицкевич А.В., Корельского В.М., Перевалова В.Д. и других авторов.

         
 

 

Глава I. Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве

1.1. Понятие и признаки правового государства

 

       Определений правового государства на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

       Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.1

       Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

       Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

       Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

       Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.2

       Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

       Признаками правового государства являются:

       Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно демократическим путем.

       Деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

       Связанность с законом самого государства и его органов.

       Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности.

       Взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом.

       Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

       Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

       Стабильность законности и правопорядка в обществе.

             К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

             - преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

             - выработка высокой политико-правовой грамотности;

             - появление действенной способности противостоять произволу;

             - разграничение партийных и государственных функций;

             - установление парламентской системы управления государством;

             - торжество политико-правового плюрализма;

             - выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

             а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

             б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

             в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

             г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.3

     Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

     В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. 

 

1.2.Система разделения властей в правовом государстве

 

     Основным принципом организации  и  деятельности  правового                                           государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными,  исполнительными и судебными органами государства.  Данный принцип означает,  что ни одному из государственных органов  не  принадлежит  вся   государственная власть в полном объеме. Каждый                                              из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет  права  подменять  деятельность другого органа.  Такое  разграничение                                направлено на то,  чтобы удержать власть от возможных  злоупотреблений  и  не  допустить возникновения тоталитарного управления государства,  не связанного правом - вместе с тем,  если одна из трех  ветвей (отраслей                               государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за                                          фактическое верховенство  и  превратится  в  силу не движения и развития, а торможения.  Поэтому верховное  положение  занимает законодательная власть,  поскольку  именно она облекает в закон основные направления                              внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в                     обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается                                        непосредственной реализацией  правовых норм, принятых законодателем.                              Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои                                             государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.4

     Правосудие в правовом  государстве  осуществляется  только судебными органами.

     Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления                                    деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

Информация о работе Верховенство закона в правовом государстве