Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа
Цель данной работы - исследование природы подзаконных актов, их классификация, порядок принятия, определение места, которое они занимают в государственной и общественной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки подзаконных актов.
2. Выявить основания их классификации.
3. Определить понятие юридической силы нормативно-правовых актов и соотношение законов и подзаконных актов.
4. Рассмотреть порядок принятия подзаконных нормативно-правовых актов, их назначение.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие подзаконных актов и их виды………………………..6
1.1. Правовые акты Президента и Правительственные Акты - подзаконные акты, обладающие наибольшей юридической силой………..7
Глава 2. Ведомственные правовые акты………………………………20
2.1. Акты местного самоуправления…………………………………...25
2.2. Локальные акты……………………………………………………..30
Заключение ……………………………………………………………...38
Библиография……………………………………
Отметим главное: акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
Порядок принятия этих актов устанавливается федеральным Правительством в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.8
Подчеркнем три момента. Во-первых, постановления федерального Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого pix обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Во-вторых,
постановления Правительства
Правительство
может принимать акты, не имеющие
правового характера. Это - обращения,
заявления и иные акты. Они бывают оправданы
в тех или иных ситуациях для выражения
позиции федерального Правительства и
его оценок в отношении тех или иных действий
или событий. Но подобные акты должны быть,
естественно, целесообразными и законными.
К сожалению, в августе 1998 г. Правительство
РФ и ЦБР в своем заявлении об изменении
курса рубля, порядке погашения ГКО, моратории
по валютным операциям нарушило ст. 23 ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации",
ст. 202, 817, 422 ГК РФ
Глава 2. Ведомственные акты
В общем объеме правовых актов большой удельный вес имеют ведомственные акты. Так традиционно называют акты органов исполнительной власти или органов государственного управления, которые всегда занимались ведомственным правотворчеством. Речь идет о министерствах, государственных комитетах, комитетах, службах, агентствах, департаментах, надзорах. На федеральном уровне часто меняются их система и функции и, к сожалению, не всегда учитываются строгие научные критерии. Подчас перемены в названиях и задачах не сопровождаются реальными изменениями в содержании и методах деятельности. Поэтому остается актуальной задача упорядочения статуса федеральных органов, всех звеньев системы исполнительной власти и принимаемых ими правовых актов.
Названные органы являются органами исполнительной власти, выполняющими специализированные функции управления, регулирования и надзора. Имеются их различия в функциях, структуре, методах деятельности, порядке принятия актов. Но чаще всего понятие "ведомственные акты" охватывает все виды актов, издаваемых министерствами, комитетами и др.
Для ведомственных актов характерны специфические признаки: а) это акты органов исполнительной власти, обладающих специальной компетенцией; б) это подзаконные акты в системе иерархических отношений, которые принимаются на основе и во исполнение закона в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ, других вышестоящих органов; в) это акты, отличающиеся конкретностью своих предписаний, адресованностью их строго определенному кругу лиц и организаций; г) это акты, обязательные к исполнению в той или иной сфере, отрасли управления, изданные в пределах полномочий соответствующих органов; д) это акты, содержащие как правовые нормы, так и конкретные и оперативные меры индивидуального и разового характера, а также информацию об актах вышестоящих органов.
Ведомственные акты отличаются большим разнообразием по своему содержанию и формам. Поэтому на протяжении многих лет предпринимались попытки введения типовых процедур их подготовки и принятия. В 1980 г. Минюст СССР утвердил Методические рекомендации по дальнейшему упорядочению нормативных актов министерств и ведомств СССР. Президент РФ 21 января 1993 г. издал Указ "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" (СА РФ, 1993, № 4, ст. 301). Правительство РФ утвердило 23 июля 1993 г. Правила подготовки ведомственных актов. В июле того же года Комитет по делам архивов утвердил Типовую инструкцию по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. Правительство РФ 13 августа 1997 г. утвердило Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
Федеральные органы исполнительной власти должны: обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;9
- исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке;
- осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эффективности их деятельности;
- привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Правилами.
Министерство Юстиции Российской Федерации обязано: а) обобщать практику государственной регистрации нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер; б) ежеквартально представлять в Правительство РФ соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано; в) подготовить предложения по правилам кодификации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; г) осуществлять в федеральных органах исполнительной власти проверку работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивать нормативные правовые акты на государственную регистрацию; д) привлекать в случае необходимости высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов для подготовки заключений по нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, представленным на государственную регистрацию.10
В целях обеспечения доступности ведомственных актов издаются Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, бюллетени и вестники отдельных федеральных органов. Их акты, особенно зарегистрированные в Минюсте России, публикуются в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, в газетах "Российская газета", "Российские вести", "Экономика и жизнь", "Финансовая газета" и др.
Виды ведомственных актов. Многообразие и динамизм вопросов, разрешаемых с помощью ведомственных актов, объясняет различия в их форме и содержании. Традиционно в нашей стране ведомственное правотворчество развивалось очень интенсивно, поскольку слабость законодательной базы власти и управления порождала обилие подзаконных актов. Многочисленные нарушения законности в немалой степени были следствием отступлений от классификации этих актов.
Почти такая же картина наблюдается и в настоящее время. Приведем более подробные характеристики некоторых из них.
Приказ - распорядительный документ. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями министерства по поручению руководства или по собственной инициативе.
Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный, мной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указываются его вид, дата, помер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.
Распорядительная часть начинается словом "приказываю". В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий. Если приказ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа в целом.
Проекты приказов представляются на подпись руководителем службы, который несет ответственность за правильность их оформления. Приказ подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства). Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.
Указание - распорядительный документ, издаваемый министерством преимущественно по вопросам информационно-методического характера, по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов министерства и вышестоящих органов.
Указания подписывают министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства), руководители структурных подразделений в пределах их компетенции. Подготовка и оформление указаний проводятся в соответствии с установленным порядком подготовки и оформления приказов. Распорядительная часть указания начинается словом "предлагаю" ("обязываю"). Указания нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.
Инструкция - документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности министерства, порядок и последовательность действий организаций.
В заголовке к тексту инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования. Текст инструкции состоит из разделов, которые делятся на пункты и подпункты. В тексте инструкции используются слова: "должен", "следует", "необходимо", "запрещается", "не допускается" и т.п.
Инструкция визируется руководителем структурного подразделения-разработчика и утверждается министром (руководителем ведомства) или по его поручению заместителем министра (заместителем руководителя ведомства) путем издания приказа об утверждении инструкции или проставлением грифа утверждения.
Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях, конференциях. Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. В первой части заполняются пункты, содержащие сведения о: председателе, секретаре, присутствовавших, повестке дня. На бланке протокола эти реквизиты могут иметь типографское исполнение.
Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: слушали, выступили, постановили (решили). Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола, постановление (решение) печатается полностью. Текст постановления строится по образцу текста приказа.
Рекомендуется четко следовать установленной ныне -классификации правовых актов федеральных органов исполнительной власти - постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Причем первый и третий вид акта в большей степени характерны для коллегиальных органов - госкомитетов, комитетов и т.п. Важно соблюдать введенные запреты на издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм, на издание нормативных правовых актов структурными подразделениями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. К сожалению, на практике пока этого добиться в полной мере не удалось.11
2.1. Акты местного самоуправления.
Местное самоуправление занимает все более заметное место в общем механизме народовластия в нашей стране. Оно представляет собой самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Иными словами, между ст. 3 Конституции РФ о народовластии и способах его осуществления и ст. 130 существует прямая связь. Само население как территориальная общность выступает основным субъектом принятия решений на своей территории. Саморегуляция на "нижнем этаже" становится фундаментом государственного здания.