Установление пробелов и их отграничение от смежных правовых явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Начну с того, что современное общество является динамически развивающимся. В условиях трансформации политической и экономической жизни страны появление новых институтов хозяйствования и, соответственно, новых типов общественных отношений, не охваченных правовым регулированием, неизбежно.
Пробелы в праве Росси является одной из существенных проблем периода реформирования. Отсутствие, априори, заданных и стандартизированных правил игр способствует не только мошенничеству, но и целенаправленным экономическим преступлениям.

Содержание

1. Понятие пробелов в праве, их виды и классификация.
1.1. Пробелы в праве и их виды.
1.2. Причины появления пробелов в праве.
2. Установление пробелов и их отграничение от смежных правовых явлений.
2.1. Установление пробелов в праве.
2.2. Формально-юридический метод установления пробелов в праве.
2.3. Конкретно-социологический метод установления пробелов в праве.
2.4. Отграничение пробелов в праве от смежных правовых явлений.
3. Устранение(восполнение пробелов).

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему пробелы в праве.docx

— 34.75 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1. Понятие пробелов  в праве, их виды и классификация.

    1.1. Пробелы в праве и их виды.

    1.2. Причины появления пробелов в  праве.

2. Установление  пробелов и их отграничение  от смежных правовых явлений.

    2.1. Установление пробелов в праве.

    2.2. Формально-юридический метод установления  пробелов в праве.

    2.3. Конкретно-социологический метод  установления пробелов в праве.

    2.4. Отграничение пробелов в праве  от смежных правовых явлений.

3. Устранение(восполнение пробелов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы. Начну с того, что современное общество является динамически развивающимся.  В условиях трансформации политической и экономической жизни страны появление новых институтов хозяйствования и, соответственно, новых типов общественных отношений, не охваченных правовым регулированием, неизбежно.

Пробелы в праве  Росси является одной из существенных проблем периода реформирования. Отсутствие, априори, заданных и стандартизированных правил игр способствует не только мошенничеству, но и целенаправленным экономическим преступлениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие пробелов в праве , их виды и причины появления

1.1 Пробелы в праве  и их виды

Для того чтобы  глубоко подойти к изучению вопроса  о пробелах в праве в данном разделе,  я приведу различные  понятия, которые даются данному термину, а так же приведу различные классификации пробелов.

Под пробелом а  праве понимают  отсутствие в  действующей системе законодательства нормы права , в соответствии с которой должен решаться вопрос , требующий правового регулирования.

Определения которые выделяет  В.В.  Лазарев1:

Пробелы в праве — это своеобразные дефекты государственной воли, не отражающие или отражающие неполно  волю класса (народа).

Пробелы в праве — это в конечном итоге дефекты системы права, когда отсутствуют отдельные  нормы и целые их совокупности, призванные в соответствии с объективными потребностями общественного развития закрепить и обеспечить интересы класса (народа).

Пробелом  в праве называется полное или  частичное отсутствие нормативных  установлений, необходимость которых  обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического  решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием  действующего законодательства, а также  иными проявлениями классовой воли, направленной на регулирование жизненных фактов в сфере правового воздействия.

Последнее определение  охватывает те случаи, когда законодатель не предоставляет подробных правил регулирования определенных правоотношений.

Пробелы могут  быть различными. Прежде всего выделяют пробелы во время появления: первичные (первоначальные), возникшие в момент издания нормативно-правовых актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов, и последующие (вторичные), появившиеся после издания правовых актов, в процессе развития общественных отношений.

Наряду с этим правоведы выделяют  мнимые и  действительные пробелы: 1)действительный пробел – это действительное отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования.  Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем.  2) Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права.

Можно рассмотреть  классификацию пробелов в праве которую дает                 В.С. Нерсесянц:

Пробел в позитивном праве – это тот случай, когда  нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

Пробел в нормативно-правовом регулировании – отсутствие норм закона и норм подзаконных актов.

Пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого  слова) – отсутствие закона (акта высшего  органа власти) вообще.

Пробел в законе – неполное урегулирование вопроса  в данном законе. Подобно этому  можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота  нормы в данном акте есть и его  пробел, и пробел права в целом2

Таким образом, профессор В.С. Нерсесянц анализирует и конкретизирует понятие пробела в зависимости от источников права.

Ряд российских ученых классифицирует пробелы в позитивном праве следующим образом:

1. По объёму  регулирования общественного отношения:

а) пробел вследствие полного отсутствия правового регулирования  общественного отношения – возникает  из-за того, что в обществе существует отношение, которое должно быть урегулировано  правом, но правовые нормы, призванные регулировать данное отношение, в законодательстве отсутствуют. Например, коррупция –  позорное, но, к сожалению, объективно существующее в России явление. В  обществе, средствах массовой информации, государственных органах давно  идут дискуссии по данному вопросу, высказываются разные предложения  и точки зрения. Налицо созревшая  общественная необходимость правового регулирования данных отношений, но закон «О коррупции» до сих пор не принят, хотя в научной литературе это явление давно проанализировано, и выдвинуты конкретные предложения по его регулированию3.

б) пробел вследствие неполного урегулирования общественного  отношения – возникает из-за того, что составляющая часть общественного  отношения, подлежащего правовому  регулированию, правом не охватывается. Например, Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулирует порядок возмещения ущерба участникам аварии страховыми компаниями. Но в нём очень нечётко определён порядок осуществления страховых выплат при аварии с обоюдной виной водителей, что на практике порождает многочисленные споры, в том числе и судебные.

К этой же группе относятся пробелы, обусловленные  недостатками юридической техники, то есть возникшие вследствие стилистических и лингвистических ошибок в формулировании нормы, отсутствия определения понятий, использующихся в законодательстве, или отсутствия вспомогательных  норм. Сущность данного вида пробелов заключается в том, что в законодательстве существуют правовые нормы, регулирующие все составляющие какого-либо общественного  отношения, но на практике обнаруживается, что некоторые нормы невозможно применить, так как отсутствуют какие-либо вспомогательные или расшифровывающие понятия.

3. По вине  нормотворческого органа:

а) простительные  – когда компетентный на издание  нормы орган не знал и не мог  знать о существовании отношений, требующих (потребующих) правового регулирования;

б) непростительные  – на момент издания нормы об этих отношениях государственному органу было известно.

4. По объёму  источника права:

а) абсолютные - полное отсутствие норм права, регулирующих конкретное общественное отношение  не только в той отрасли права, которая по смыслу и содержанию должна его регулировать, но и аналогичных  норм в смежных отраслях;

б) относительные - отсутствие централизованных норм в  конкретной отрасли права, но наличие  применимых к общественному отношению  норм в смежных или других отраслях.

Исходя из приведенных  мной определений, а так же различного рода классификаций пробелов в праве  можно определить их следующие признаки:

1. Существование  конкретного, фактического жизненного  обстоятельства, находящегося в  сфере правового регулирования  или должного в ней находиться  исходя из принципов определённой  отрасли законодательства или  всей системы права в целом.

2. Отсутствие  нормы права, которая призвана  регулировать данное обстоятельство, а также её неполнота. 

Таким образом, пробел в праве является несовершенством  права, это отсутствие реального  содержания, которое должно являться необходимым компонентом правового  регулирования, это дефект структурного построения системы права, её недостаток.

1.2 Причины появления  пробелов в праве

Что бы устранить  какой либо дефект нужно понять откуда он прежде всего взялся. Так и с пробелами в праве , что бы устранить пробелы в праве нужно понять их происхождение, т.е. проанализировать источники пробелов.

Начнем с того что источниками пробелов могут являться законы,  указы главы государства,  постановления правительства,  инструкции министерства, другими словами, непроработанное до конца законодательства. Пробелы в данных нормативных актов появляются вследствие того, что законодатель не учел (упустил) некоторые общественные взаимоотношения, которые подлежат правовому регулированию . Но стоит заметить то, что происхождение пробелов  не всегда являются ошибкой законодателя, иногда после принятия каких-либо законов появляются новые виды отношений, которые относятся к данной норме права закона. Получается законодатель не мог учесть данный аспект, вследствие чего и появился пробел4.

Подводя итог к  выше сказанному пробелы в праве  возникают в результате следующих причин:

1) относительной "консервативностью" права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;

2) несовершенством законов и юридической техники;

3) бесконечным разнообразием реальной жизни;

4) появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы. 
 
 
 
 

2. Установление пробелов и их отграничение от смежных правовых явлений.

2.1. Установление пробелов  в праве

Следует понимать, что установление пробелов не означает их выискивания. На практике оно начинается объективно: с того, что какой-то орган, должностное лицо затрудняются в решении дела из-за отсутствия правового инструмента, позволяющего ответить на все вставшие перед ним вопросы. Для нормотворческих органов это даже не один отдельно взятый казус, а ряд возникающих отношений. Таким образом, в основном юридическая практика питает идеи о существовании пробелов и необходимости их устранения.

Деятельность  по установлению пробелов тесно связана  с правотворчеством. Связь эта  состоит в следующем.

1. Установление  пробелов (а затем их устранение) и правотворческая деятельность  соотносятся между собой как  часть и целое. Последняя охватывает  также необходимость преобразования  правового регулирования, замены  его иными видами социального  регулирования и т. и.

2. Вхождение  в компетентный государственный  орган с инициативой об издании  акта, призванного закрепить новые,  еще не урегулированные отношения,  означает одновременно суждение  о существовании пробела.       3. Проверка обоснованности такого законодательного предложения есть, собственно, процесс установления пробелов.

4. Выработка  компетентными органами проекта  нормативного акта является официальным  оформлением гипотезы о существовании  пробела и пути его устранения.

5. Принятие нормативного  акта означает положительный  ответ на вопрос о существовании  пробела, а также одновременно  окончательное установление и  устранение пробела.

Информация о работе Установление пробелов и их отграничение от смежных правовых явлений