Управление природными и техногенными чрезвычайными ситуациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

С другой стороны, в России, как и во всем мире, в последние годы наблюдается рост числа возникающих катастроф природного и экологического характера, масштабов ущерба от них. Это обусловлено, прежде всего, прогрессирующей урбанизацией территорий, увеличением плотности населения Земли, и как следствие, антропогенным воздействием и наблюдающимся глобальным изменением климата на планете.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Понятие и классификация техногенных и природных чрезвычайных ситуаций…………………… ………………………………………………4

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций…………………………………………………………………….11

Тесты…………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

к.р. по СГУ.docx

— 706.93 Кб (Скачать)

 

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России создан в соответствии с приказом МЧС России от 27.09.2006 г. № 545. НЦУКС является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также координации в установленном порядке деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС.

В числе основных задач НЦУКС – подготовка предложений по применению дежурных сил и средств, обеспечение оперативного управления силами РСЧС в ходе выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за готовностью подразделений оперативного реагирования к действиям по предназначению, оповещение и информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах.

В рамках РСЧС Национальный центр  управления в кризисных ситуациях  также обеспечивает информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, организациями сети мониторинга опасных процессов и явлений и соответствующими силами постоянной готовности.

На НЦУКС, кроме того, возлагается  задача поддержки международных  гуманитарных проектов, программ и  операций, выработки согласованных  действий органов повседневного управления межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников СНГ.

Основные вопросы организации  и функционирования НЦУКС определены «Положением о РСЧС».

НЦУКС включает в себя соответствующие  органы повседневного управления системы  МЧС России на базе пунктов управления, а также автоматизированную систему.

В состав НЦУКС входят следующие  подразделения Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям:

- Управление НЦУКС, 328-й запасный  пункт управления, 149-й телекоммуникационный  центр и информационный центр  Общероссийской комплексной системы  информирования и оповещения  населения в местах массового  пребывания людей (ОКСИОН).

В подчинении НЦУКС находятся:   
- ЦУКС региональных центров МЧС России, главных управлений МЧС России по г. Москве и Калининградской области;   
- ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Непосредственное руководство  функционированием НЦУКС осуществляет МЧС России, при этом вышестоящий ЦУКС МЧС России координирует работу нижестоящих ЦУКС и дежурно-диспетчерских служб своего уровня.

Для информационного обеспечения  функционирования НЦУКС планируется  создать специализированную автоматизированную систему.

НЦУКС осуществляет также информационное взаимодействие с кризисными центрами иностранных государств.

Создание НЦУКС обусловлено  расширением круга задач МЧС  России на современном этапе, необходимостью перехода на новые технологии управления и эффективности межведомственного  взаимодействия.

К таким технологиям относятся  ситуационное моделирование угроз, кризисов и чрезвычайных ситуаций; поддержка принятия решений в  режиме реального времени, автоматизация  планирования и контроля исполнения, видеоинформационное взаимодействие с зонами ЧС; увеличение объемов  информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти.

С целью реализации новых подходов создается единый многоуровневый управляющий  комплекс нового поколения для решения  задач координации, оперативного управления и экстренного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Автоматизированная система НЦУКС  создается как комплекс зданий, сооружений, основных и обеспечивающих систем на федеральном, межрегиональном и  территориальном уровнях.

Объектом высшего звена будет  НЦУКС в г. Москве, здание которого в настоящее время находится в стадии строительства, и будет представлять собой интегрированную многоуровневую территориально распределенную информационно-управляющую систему. Автоматизации также подлежит структура управления РСЧС, в том числе структура и функции органов управления различного уровня, порядок их взаимодействия между собой.

Будут также созданы новые периферийные блоки: математического моделирования  кризисов и чрезвычайных ситуаций на базе ФГУ ВНИИПО, тренажерный центр  на базе Академии гражданской защиты МЧС России и ситуационного анализа  ВНИИ ГОЧС.

С целью информационного взаимодействия и обеспечения функционирования вертикали управления НЦУКС предполагается подчинить по оперативным вопросам на основе разрабатываемых регламентов  предоставления информации:

  • региональные ЦУКС;
  • дежурную службу Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия» МЧС России);
  • дежурную службу центра ситуационного математического моделирования техногенных аварий и катастроф ФГУ ВНИИПО;
  • дежурную службу центра поддержки принятия решений ВНИИ ГОЧС, других экспертных организаций;
  • дежурную службу тренажерного центра Академии гражданской защиты МЧС России.

На основе текущей информации, поступающей  с мест (в том числе фото и  видео-материалов), и решения задач оперативного прогноза предусматривается возможность оценки дальнейшего развития чрезвычайной ситуации и принятия необходимых управленческих решений по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планируется, что руководители смогут управлять силами и средствами РСЧС непосредственно с рабочих мест в НЦУКС, а также осуществлять контроль эффективности проводимых мероприятий.

Основу программно-технических  средств должны составить программные  средства сбора, оперативного анализа  и отображения информации, а также  технические средства донесения  информации и поручений до исполнителей и обеспечения связи с местом ЧС, в том числе телемосты.

В целях обеспечения подготовки эффективных управленческих решений (в режиме повышенной готовности и  в режиме чрезвычайной ситуации) с  использованием специальных программных  средств моделирования будут  готовиться сценарии для «проигрывания» различных вариантов управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

 

1. Российская  система предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает:

 

1. МЧС России

2. Минэкономразвития РФ

3. Росрезерв

4. Государственную противопожарную службу

 

2. В состав  МЧС России входит:

 

1. Всероссийская служба медицины катастроф

2.Служба поискового и аварийноспасательного обеспечения

полетов гражданской авиации

3. Государственная инспекция по маломерным судам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Человечество  еще на заре своего существования  пришло к выводу, что различным  опасностям, в том числе разрушительным силам природы, лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и сообщества. Более того, можно утверждать, что данное обстоятельство в какой-то мере явилось одной из причин возникновения государств.  
        Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что по мере развития цивилизации, технического прогресса роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно возрастало.  
        В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия.

В связи  с этим в ст.72 Конституции Российской Федерации (1993 г.) было записано, что  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление  мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".  
        В Федеральном законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятом после этого (1994 г.), целью которого являлось создание правовых основ в области предупреждения катастроф, снижения размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидации их последствий, были расписаны полномочия органов государственной власти всех уровней, в том числе Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.  
        Это свидетельствует о том, что в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера были подняты на уровень государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1) Атаманюк В.Г. Гражданская оборона. Учебник для ВУЗов

2) Консультант Плюс

 

3)Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов/П.Э.Шлендер, В.М.Маслова и др. М.:ВЗФЭИ, 2007

 

4) С.А. Бобок, В.И.Юртушкин. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий (учебное пособие). М., "Издательство ГНОМ и Д", 2000.

5) www.obzh.ru

6) http://www.mchs.gov.ru/

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление природными и техногенными чрезвычайными ситуациями