Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель моей курсовой работы раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства.
Введение.
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблемы государства. Проблемы формирования и функционирования особой политической организации общества, опирающейся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовой, так и общечеловеческих задач на определенной территории.
Подход
к этой проблемам был
Научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее отражали те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается юридическая наука.
С самого начала, когда вопросы госyдаpственного yстpойства попали в поле зрения К. Маркса и Ф. Энгельса, они считали, что унитарное государство имеет преимущество перед федеративным. Более высокая обобщенность труда, более тесные связи между трудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизации революционного процесса, чего нельзя было достичь в других странах.
Самой распространенной формой государственного устройства в мире является унитарная. Это доказывает историческую значимость.
Цель моей курсовой работы раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства.
Глава 1 Форма государственного устройства.
Для рассмотрения понятия "унитарная форма государственного устройства", на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как "унитарное государство" является составляющей формой государственного устройства.
Форма государственного
устройства - это национальное и
административно-
Форма государственного устройства показывает:
а) из каких субъектов состоит государства;
б) каково правовое положение
субъектов, и какие взаимоотношения
между ними;
в)
как строятся отношения между центральными
и местными органами власти;
г)
в какой государственной форме выражаются
интересы каждой нации, проживающей на
этой территории.
"Наличие конкретной
формы государственного
По форме государственного устройства
все государства можно подразделить на
основные группы:
Унитарное государство в зависимости
от этнического состава может быть:
национальным (Франция, Эстония, Япония);
многонациональным (Китай, Афганистан);
Унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами, какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления4.
2) Федерация
- представляет собой добровольное объединение
ранее самостоятельных государственных
образований в одно союзное государство.
Такие государства как: Российская Федерация,
Канада, Австрия, Индия и т.д.
Федерация как особая форма государственного
устройства начала возникать вместе с
появлением в XVII - XVIII веках республик,
вместе с волной буржуазно - демократических
революций. Пожалуй, наиболее известным
примером федерации могут послужить Соединенные
Штаты Америки.
В зависимости от принципа
формирования различают виды федерации:
а) административные, где в основу деления
территории положены плотность населения,
рельеф местности, запасы полезных ископаемых
и другие территориально-экономические
признаки (США, Мексика);
б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).
3) Конфедерация - это государственный союз государств5. То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.
Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
Впрочем, в последнее время
взгляд на конфедерацию, как на один
из видов формы государственного
устройства начал меняться. Многие
авторы полагают, что конфедерация
не является самостоятельным государством,
а всего лишь содружеством, союзом
абсолютно независимых
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников".
Эта форма показала свою
жизнеспособность в Западной Европе
в виде Европейского Сообщества. При
существовании экономических
Глава 2 Понятие унитарного государства.
Унитарное государство – это единое суверенное государство, полномочия высшей государственной власти которого распространяется на всю его территорию без каких либо законодательных ограничений.
Унитарное государственное
устройство предполагает существование
единого государства, подразделяющегося
лишь на административно-
Признаки, характеризующие государство как унитарное:
1. Унитарное государство
предполагает единые, общие для
всей страны высшие
2. Составные части унитарного государства
(области, департаменты. округа, провинции,
графства) государственным суверенитетом
не обладают. Они не имеют своих законодательных
органов, самостоятельных воинских формирований,
внешнеполитических органов и других
атрибутов государственности. В то же
время местные органы в унитарном государстве
обладают известной, а иногда и значительной
самостоятельностью.
3. Унитарное государство, населенное небольшими
по численности национальностями, широко
допускает национальную и законодательную
автономию.
4. Все внешние межгосударственные
сношения осуществляют центральные органы,
которые официально представляют страну
на международной арене.
5.
Унитарное государство имеет единые вооруженные
силы, руководство которыми осуществляется
центральными органами государственной
власти.
6. В подавляющем
большинстве современных унитарных государств
основное территориальное деление является
политико-административным. Наряду с ним
в ряде стран имеются административно-
Число ступеней политико-административного
деления зависит от численности населения
и размеров территории страны, однако
зависимость эта не жесткая: иногда в менее
крупных странах число ступеней больше,
чем в более крупных.
Государство — это
не статичное, раз и навсегда
сложившееся образование. Оно
находится в постоянной
С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы (например, в форме борьбы за использования ресурсов). Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.
С другой стороны, действует и
противоположный вектор. Общность экономических
интересов, развитие рынка требуют единого
правового пространства, которое необходимо
для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение
культур, религий, вытеснение старых традиций
сглаживают различия, которые в прошлом
разделяли людей. Многие государства сегодня
решают проблему, которую ярко обозначил
еще в начале XX в. российский правовед В.М.
Гессен: «Является необходимость в такой
форме взаимоотношений, которая, распределяя
законодательство между центром и окраинами,
позволяла бы использовать на благо государства
богатые местные силы..., и сохраняя живую
связь между частями государства, уравновешивала
бы существующие в нем центробежные и
центростремительные силы»8. Взаимодействие этих тенденций
(центробежных и центростремительных)
представляет большой интерес для исследователей,
работающих в области теории государства
и права и сегодня.
Наиболее распространенной его формой
является демократическая федеративная
республика. Именно в ней наиболее четко
проявляются все современные воззрения
на то, каким должно быть общество. Но это
не означает, что развитие форм государства
достигло совершенства. Скорее всего,
в процессе эволюционного развития, в
ближайшей исторической перспективе появятся
новые элементы форм государства. В процессе
исторического развития государственности
происходит постоянный процесс сбрасывания
старой формы, процесс ее постоянного
обновления, диктуемый объективными законами
развития политической борьбы в обществе
и изменения содержания государственной
власти.
Итак, унитарное
государство — это такая форма
государственного устройства, при которой
существует простое административно-
Глава 3 История унитарного государства.
Исторически
первичной и заметно преобладавшей до
XX в. формой государственного устройства
было унитарное государство, хотя сам
термин «унитарное» имеет позднее происхождение
(XIX в.) и является антонимом термина «федеративное».
В качестве исторических примеров унитарных
государств можно привести деспотии Древнего
Востока, полисы Древней Греции, Римскую
империю.
После распада Римской империи на ее территории
в течение долгого времени (Средневековья)
существовало множество мелких областей,
время от времени объединяемых в рыхлые
крупные «империи», которые так же легко
распадались, как и образовывались. Правители
и мелких и крупных образований тяготели
к унитаризму.
Начиная
с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь
в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в
Европе идут процессы складывания крупных
унитарных государств, которые доказывают
свое преимущество перед временными «союзами»
мелких государств. Эту тенденцию в самом
ее начале заметил и проанализировал Никколо
Макиавелли в своих классических политических
трактатах «Государь» и «Рассуждения
о первой декаде Тита Ливия». Он однозначно
высказался в пользу единого (унитарного)
государства (на примерах Испании, Франции,
Турции), оценивая трагическую ситуацию
своей родины — раздробленной Италии.
Его предсказания подтвердились. Сильные
унитарные государства, захватив ресурсы
практически всей планеты, превратились
в колониальные империи, долгое время
определявшие судьбы мира. К ним можно
отнести Великобританию, Францию, Испанию,
Нидерланды. В то же время раздробленность
надолго затормозила политическое и экономическое
развитие таких стран, как Италия и Германия,
объединившихся только в начале 1870-х гг.
Необходимо добавить, что сильным унитарным
государством в XVIII—XIX вв. была и Пруссия,
которая объединила Германию.
Следуя
за мыслителями, занимавшимися политическими
проблемами и вопросами государственного
устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс,
Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), нужно
сформулировать, что способствует складыванию
унитарного государства и его длительной
устойчивости.
Можно выделить следующие факторы:
1. Однородность населения
или значительное преобладание
одного культурно-
— единство языка (близость языков,
диалектов);
— единство истории (научной и мифологической,
т. е. единые мифы происхождения, герои,
общие героические и трагические периоды
истории);
— единство религиозное или существование
ведущей «государственной» религии (или
сосуществование неантагонистических
религий);
— схожесть массового менталитета (мировосприятия
и поведения), который включает в себя
как рациональные стороны, так и подсознательные,
иррациональные, автоматично-традиционные.
2. Сильное внешнее давление (угроза) —
осознание населением общности перед
лицом внешнего врага. Но в то же время
сильно сплачивает и общность внешних
завоевательных задач, национальная гордость
победителей (Древний Рим, Испания в XV—XVI
вв.), так называемая общность перед «вызовом
истории».
3. Удобство сильного единого унитарного
государства для экономической деятельности,
создания единого экономического пространства.
Они включают в себя (наряду с другими):
— территориальную специализацию (разделение
труда);
— единство и богатство ресурсов;
— отсутствие внутренних таможенных барьеров
— единство налогообложения;
— единую валюту;
— защиту от внешней экономической экспансии
(протекционизм в отношении отечественной
экономики);
— единое правовое поле в экономике;
— общие выгоды от использования колоний.
Важным является и еще один признак, который,
является одним из составляющих менталитета,
но из-за особой важности может быть специально
выделен. Это исторически сложившаяся
устойчивая привычка «уважения» к власти,
к элите всех видов, умение добровольно
ей подчиняться, понимание не только своей
пользы, но и общей. Такое качество можно
назвать уровнем политической культуры,
что совсем необязательно впрямую связано
с общим уровнем культуры.
Среди основных «ослабляющих» централизованное
государственное устройство факторов
можно выделить следующие:
1. Разные истории, культуры, языки, религии,
менталитет;
2. Ощущение регионами (частями) невыгодности
объединения по экономическим причинам.
3. Насильственное (неестественное) присоединение
в прошлом каких-то частей унитарного
государства;
4. Недовольство населения уровнем жизни.
Вера в быстрое решение всех проблем в
своем «отдельном» государстве (регионе);
5. Низкая политическая культура населения.
Общественным мнением такого населения
легко манипулировать политикам-сепаратистам.
Проследив, таким образом, основные особенности
развития унитарных государств в прошлом,
перейдем к анализу современного унитаризма