Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:14, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что борьба с уголовными правонарушениями, в частности – в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил), является одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства.
Цель курсовой работы - исследование сущности и понятие уголовной ответственности за нарушение таможенных правил.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Юридическая природа уголовного правонарушения………….5
1.1. Понятие и состав уголовного правонарушения………….…………..5
1.2. Виды уголовных правонарушений в области
таможенного дела…………………………………………………...…..8
Глава 2. Уголовная ответственность за совершение
таможенных преступлений………………………………….……17
2.1. Понятие и принципы применения уголовной
ответственности……………………………………………………...…17
2.2. Назначение уголовного наказания в области
таможенного дела……………….…………………………...……...…22
Заключение…………………………………………………………..……...27
Список использованных источников……………………………………...29
Контрабанда представляет собой одно из самых распространенных преступлений, посягающих на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Контрабанда – перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжённое с недекларированием или недостоверным декларированием4. Объект контрабанды — порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Объективная сторона – перемещение в крупном размере (если стоимость превышает 250 тыс. руб.) через таможенную границу России товаров или иных предметов (за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ). Особый порядок установлен для определения крупного размера перемещаемой физическими лицами наличной валюты. А также, перемещение через таможенную границу предметов (независимо от их стоимости), в отношении которых установлен особый порядок перемещения либо изъятых из гражданского оборота. В ч. 2 ст. 188 УК РФ приведён перечень товаров (предметов), контрабанда которых влечёт более суровую уголовную ответственность:
Субъект контрабанды — лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла.
Квалифицирующие признаки контрабанды указаны в ч. 3 ст. 188 УК РФ:
совершение
деяния должностным лицом с
Мотивом контрабанды являются психические побуждения, вызывающие у субъекта решимость совершить действия, направленные на незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу и направляющие его деятельность при осуществлении преступления. Этими мотивами могут быть: корысть, ложно понятые служебные обязанности, карьеристские соображения, приятельские отношения и иные личные побуждения, не ограниченные какими-либо рамками6.
Практика борьбы с контрабандой показывает, что более чем в 90% случаев это преступление совершается по корыстным мотивам. Нередко такими побудительными мотивами становится желание завладеть предметами, запрещенными к ввозу или вывозу, или иные личные выгоды.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 6 от 27 мая 2008 года «О судебной практике по делам о контрабанде» разъяснил, что понимается под предметом контрабанды. В соответствии с п. 3 указанного Постановления, предметом контрабанды является любое перемещаемое через государственную границу движимое имущество, признаваемое товаром Таможенным кодексом Российской Федерации. Предметом контрабанды могут быть и иные не являющиеся товарами предметы. Также предметом контрабанды может выступать валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внутренние и внешние ценные бумаги в документарной форме.
Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники – второй вид уголовных преступлений в области таможенного дела.
Объект преступления — порядок перемещения через границу особой категории предметов, в отношении которых осуществляется экспортный контроль в целях защиты государственной безопасности и экономических интересов России.
Предметы преступления: материальные носители технологий; полезные модели, сырье, материалы, оборудование и проч.; деятельность в виде оказания услуг, связанных с созданием оружия массового поражения, средств их доставки, вооружения и военной техники.
Объективная сторона выражается:
— в осуществлении незаконных экспортных поставок или передаче лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-техническую информацию;
— в незаконном выполнении работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Субъектом преступного посягательства может быть лицо, наделенное особыми полномочиями по вывозу с таможенной территории России таких технологий, материалов, сырья, научно-технической информации.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
Квалифицирующим признаком незаконного экспорта технологий, информации, услуг, сырья и материалов, является совершение деяния группой лиц по предварительному сговору7.
Особо
квалифицирующим признаком
Следующий вид таможенных преступлений – невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
В случае квалификации преступного посягательства по статье 190 УК РФ следует помнить об особенностях предметов такого преступления: они помещены под таможенный режим временного вывоза. Срок обратного ввоза устанавливается на основании договора между владельцем указанного предмета и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. К числу предметов рассматриваемого преступления не могут быть отнесены культурные ценности, запрещенные к вывозу, поскольку фактический вывоз таких предметов будет квалифицироваться как хищение (ст. 164 УК РФ) либо как контрабанда (ст. 188 УК РФ).
Объект преступления — порядок вывоза и ввоза культурных ценностей и воспрепятствование утрате культурных ценностей, находящихся на территории России, независимо от их формы собственности.
Предметы преступления: культурные ценности, относящиеся к художественному, историческому и археологическому достоянию народов Российской Федерации и зарубежных стран.
Объективная сторона выражается в бездействии, т.е. в невыполнении обязанности по возвращению предметов, представляющих культурную ценность (невозвращении таких предметов). Бездействие может проявляться в несовершении действий по перевозке, почтовой пересылке и сопровождаться действиями, необходимыми для правового и фактического обоснования невозвращения либо связанными с сокрытием самого предмета.
Субъект преступления — любое физическое лицо, достигшее 16 лет, обязанное к возвращению названных предметов.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте – четвертый вид уголовных преступлений в области таможенного дела.
Объектом данного посягательства выступает порядок осуществления валютных операций. Обязанность по возвращению средств в иностранной валюте (репатриации) предусматривается статьей 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Объективная сторона выражается в невозвращении иностранной валюты в крупном размере — свыше 5 млн. руб.
Субъектами преступления являются руководители организации (предприятия), обязанных перечислять либо контролировать перечисление валютных средств из-за границы.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Объективная сторона данного преступления аналогична объективной стороне административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена частями 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Невозвращение денежных средств состоит в бездействии, т.е. в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте в уполномоченный банк или иному управомоченному субъекту.
Невозвращение может быть сопряжено с действиями по укрытию валюты, однако их совершение не является обязательным для наступления ответственности. Преступление является оконченным в момент невозвращения средств в иностранной валюте из-за границы.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, — преступление, объектом посягательства которого являются порядок уплаты таможенных платежей, а также финансовые интересы государства
Объект преступления — порядок уплаты таможенных платежей, финансовые интересы государства.
Объективная сторона выражается в действии (например, в продаже товара, помещенного под таможенный режим временного ввоза) или бездействии (полная или частичная неуплата начисленных таможенных платежей). Обязательным признаком объективной стороны является совершение деяния в крупном размере (сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб.).
Субъекты преступления — лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу России, обязанные уплатить таможенные платежи (декларанты, представители таможенных брокеров, владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных складов и т.п., а также руководители юридических лиц).
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Квалифицирующие признаки: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; совершение деяния в особо крупном размере.
Предметом преступления, квалифицируемого по статье 194 УК РФ, являются: единый таможенный платеж, уплачиваемый физическим лицом, либо таможенные пошлины и налоги, подлежащие уплате при коммерческом перемещении товаров и транспортных средств.
Преступные посягательства в области таможенного дела следует разграничивать с административными правонарушениями, квалифицируемыми по главе 16 КоАП РФ. Главным критерием разграничения преступных посягательств от административных правонарушений в области таможенного дела является вред, причиненный нарушением.
Так, статья 188 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду, корреспондирует нормам КоАП РФ, например частям 2 и 3 ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу», частям 1 и 2 ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств». Правонарушение, совершенное указанными выше способами, будет квалифицироваться по статье 188 УК РФ лишь в случаях:
1) превышения
стоимости товаров и
Информация о работе Уголовная ответственность за таможенные правонарушения