Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:04, контрольная работа
Учение о праве и государстве Кант изложил в работах: «Основы метафизики нравственности» (1785); «Критика практического разума» (1788); «К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов в двух частях» (1797), где он с позиций «практического разума» дает рационалистическое обоснование данного учения.
Философские основы политико-правового учения Канта содержатся в работе «Критика практического разума», где он различает «вещи в себе» (сущность вещи) и явления. По Канту, «вещь в себе» непознаваема для теоретического разума. Нельзя познать сущность Бога, свободы, бессмертия души. Но то, что недоступно для теоретического разума, находит познание в моральном сознании. Когда мы пытаемся познать сущность вещей, мы сталкиваемся с неразрешимыми противоречиями (антиномиями).
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Этические основы учения Канта о праве и государстве……………….. 6
2. Учение Канта о праве……………………………………………………. 11
3. Учение Канта о государстве…………………………………………….. 15
Заключение………………………………………………………………….. 22
Список источников и литературы…………………………………………. 24
У Канта разделение властей представлено иначе, чем у Ш .Л.Монтескье. Если Монтескье разделение властей основывает на системе сдержек и противовесов, то Кант считает законодательную власть верховной; она создает исполнительную власть, а последняя назначает судей. Кант предусматривает и создание суда присяжных. В основе его теории разделения властей лежит принцип субординации и согласования33.
Судебная власть, по Канту, осуществляет правосудие: «Судебное решение (приговор) есть единичный акт общественной справедливости (iustitiae distributivae), осуществляемый государственным должностным лицом (судьей или судом) в отношении подданного, т.е. лица, принадлежащего к народу... причем цель этого акта – присудить (предоставить) ему свое»34.
Таким образом, «суд обладает судейской властью применить закон для определения действия в исковом деле и через исполнительную власть каждому взыскать свое. Следовательно, только народ может творить суд над каждым в его составе, хотя и опосредствованно, через им самим избранных представителей (суд присяжных)»35.
«Итак, – говорит Кант, – таковы три различные власти (potestas legislatoria, executoria, iudiciaria), благодаря которым государство (civitas) обладает автономией, т.е. само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы. – В объединении этих трех видов власти заключается благо государства (salus reipublicae suprema lex est); под благом государства подразумевается не благополучие граждан и их счастье – ведь счастье (как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении: под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив».
Именно благополучие и счастье граждан – вот основная цель и стремление государства. А это достигается, по Канту, через правовую организацию государства с разделением властей.
Кант предлагает следующую классификацию форм правления:
1) Формы правления, по числу законодательствующих лиц:
а) автократия (абсолютизм);
б) аристократия;
в) демократия.
Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.
2) Центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах и методах управления народа. С этой позиции Кант разделяет следующие формы управления:
а) республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной;
б) деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.
По Канту, самодержавная
форма власти, вполне может быть
республиканской (поскольку в ней
четко разделены
Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы.
В отношении изменения форм государства Кант пишет: «Все же суверен (народ) должен иметь возможность изменять существующее государственное устройство, если оно не согласуется с идеей первоначального договора, и при этом сохранять форму, необходимую для того, чтобы народ составлял государство»36.
Таким образом, Кант является типичным ранним идеологом социального реформизма.
Кант против захватнической,
грабительской войны, резко осуждает
подготовку к войне. Он выдвигает
проект установления "вечного мира"
путем создания всеохватывающей
федерации самостоятельных
Лучшей формой государства Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так как здесь сочетаются закон, свобода и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства Кант не придает особого значения. Главное, считает он, – это методы властвования, т.е. политический режим, а не форма правления. Говоря о политическом режиме, Кант уделяет внимание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если они объединены в одном лице, то тогда наступит деспотия. Наилучшей формой государства (как формы правления) он считает конституционную монархию, т.е. монархию, опирающуюся на конституцию.
Таким образом, И. Кант в
систематизированной форме
Заключение
В учении И. Канта о государстве и праве ярко отражается преломление идей Великой французской революции. Показательны взгляды Канта на всемирную историю, которая тесно связана с его учением о государстве и праве.
Учение Канта о праве стало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы права абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного, в то время как законы природы и общественной жизни выражают необоснованность, в которой воля человека бессильна.
С учением Канта тесно связана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Государство должно подчиняться требованиям конституции.
Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального. Естественное право у Канта разделяется на частное и публичное. Частное - совокупность правовых отношений в так называемом естественном состоянии, где люди относятся друг к другу только как индивиды. Публичное - правовые отношения, существующие в государстве между гражданами.
Кант определяет государство как соединение большего (меньшего) числа лиц под действием права. Таким образом, Кант изображает государство как правовую организацию. Цели государства, по Канту, - не счастье граждан, а торжество идеи права.
В основу классификации форм правления Кант положил два признака: число законодательных лиц; наличие (отсутствие) разделения власти. По первому признаку формы правления делятся на автократические, аристократические, демократические. По второму признаку: республиканские, деспотические. Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.
Кант много работал над темой «народ и власть».
Народ не имеет прав сопротивляться высшей законодательной власти. Государственная власть не может иметь частную собственность, так как иначе она могла бы забрать всю собственность и уничтожить ее.
Кант утверждает, что правомерны только оборонительные войны, так как народы в них отстаивают свою независимость. Он отрицает, что во время войны все дозволено и считает необходимым запретить коварные средства: шпионаж, тайные убийства. Война не может быть сама по себе целью, но может быть только средством для восстановления мира народов.
Цель человечества - стремление к миру.
Кант предлагал организовать федерацию государств, в которых государственный строй каждого государства должен быть таким, в котором осуществлено разделение власти.
Либеральные традиции кантовского учения о правах и свободах человека и гражданина, идеи Канта о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государства. Особое значение имеют эти ценности для государства (тем более и для России), выбравшего демократический правовой путь развития.
Список источников и литературы
Источники
1. Кант И. Метафизика
нравов в двух частях // Кант
И. Критика практического
2. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). М., 1965.
Литература
3. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005.
4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001.
5. История правовых и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006.
6. Кузнецов В. Н.Немецкая классическая философия. - М.: Высшая школа, 2001.
7. Нерсесянц В. С.
История правовых и
8. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - СПб: Алетейя, 2000.
9. Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. - М.,1995.
10. Суслова Л. А. Философия И. Канта. - М. Высшая школа, 1988.
11. Четвернин В. Современные концепции естественного права. М.: Наука, 1998.
12. Шульц И. Разъясняющее
изложение "Критики
1 История правовых и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. С. 113.
2 История правовых и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. С. 114.
3 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
4 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. С. 97.
5 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. С. 98.
6 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
7 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. С. 98.
8 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 285.
9 Там же. С.286.
10 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 286.
11 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
12 Шульц И. Разъясняющее изложение "Критики практического разума". - М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. С. 36.
13 Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. - М.,1995. С. 216.
14 Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. - М., 2007. С. 317.
15 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С.306.
16 Там же. С. 291 - 292.
17 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 290.
18 Там же. С. 310 - 311.
19 Там же. С. 318.
20 Там же. С. 329.
21 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С.324.
22 Там же.С. 351.
23 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 354.
24 Там же. С. 353.
25 Там же. С. 353.
26 Там же. С. 355.
27 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 353.
28 Кант в числе других гражданских прав выделяет и избирательное право.
29 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 382.
30 Там же. С. 357.
31 Там же. С. 358.
32 Там же.
33 Кузнецов В. Н.Немецкая классическая философия. - М.: Высшая школа, 2001.С. 327.
34 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 358 - 359.
35 Там же. С. 378.
36 Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 394.