Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа
Политика была, есть и будет важнейшей сферой социальной жизни общества, и степень включенности или невключенности молодежи в политические процессы во многом определяет и общую политическую ситуацию в стране» (1). Об этом говорили многие, но наиболее яркую речь «Молодежь, учись политике!», на мой взгляд, по этому поводу произнес Лев Троцкий. Выступая на пятилетнем юбилее Коммунистического Интерната в 1924 году со своей речью, он рассказал собравшимся о красноармейце, увольнявшемся в бессрочный отпуск, который на вопрос, чему он научился в Красной Армии, ответил: "я научился пулемету и политике".
Участие
молодежи в региональной
политике
Автор: Алексей Козлов I. Введение «Политика была,
есть и будет важнейшей сферой
социальной жизни общества, и степень
включенности или невключенности молодежи
в политические процессы во многом
определяет и общую политическую
ситуацию в стране» (1). Об этом говорили
многие, но наиболее яркую речь «Молодежь,
учись политике!», на мой взгляд,
по этому поводу произнес Лев Троцкий.
Выступая на пятилетнем юбилее Коммунистического
Интерната в 1924 году со своей речью,
он рассказал собравшимся о Социологи и политологи сегодня по-разному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. Одни утверждают, что молодежь постсоветской России негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому граждански пассивна и аполитична. А. Антонов в своей статье «Проблема участия молодежи в политике» вообще заявляет, что «часть той молодежи, которая осознает существующие проблемы в стране и желает предложить пути выхода из сложившегося положения, очень мала. Даже такой простой способ влияния на политическое развитие, как выборы, использует крайне малое число молодых людей. Статистика неумолимо свидетельствует о резком падении числа именно молодых избирателей, что говорит и о соответствующем отношении к политике вообще» (12). Другие эксперты,
напротив, считают, что сейчас интерес
молодежи к политике растет. Так, например,
в учебном пособии одного московского
вуза по общей и прикладной политологии
приведено такое мнение: «Глубокие
социально-экономические и Прошедшие выборные
кампании в России показали, что
существенным электоральным потенциалом
молодежи не смогла воспользоваться
ни одна политическая партия. Однако именно
этому сегменту избирателей предстоит
играть важнейшую роль в будущих
кампаниях федерального уровня. Убедиться
в этом мы сможем уже в нынешнем
году во время парламентских выборов.
Найти взаимопонимание с Проблема привлечения
молодежи к участию в политических
процессах, прежде всего избирательных,
- одна из наиболее дискуссионных в
среде политологов и Сегодня отечественная наука уделяет достаточно много внимания молодежи и ее проблемам. Исследований на эту тему много, я бы даже сказал, что она стала модной. Интерес ученых к молодежной тематике вполне закономерен, так как существует реальный «заказ» на исследования молодежи: у государства, коммерческих структур, политических партий. В последнее время основным заказчиком все чаще становятся политические партии. И этого заказчика интересует конкретная информация – политические симпатии молодежи, ее отношение к политике в целом и степень включенности в социально-политические процессы. К сожалению, результаты почти всех подобных исследований носят закрытый характер и предназначены только для внутрипартийной работы. Это первый барьер с которым мне пришлось столкнуться, разрабатывая свою тему. Оренбургская область по количеству, качеству и уровню исследований стоит не на самом последнем месте. Правда, и не на первом. Местные социологи, политологи и историки комплексные социологические исследования молодежи проводят уже более 10 лет. Однако здесь возник второй барьер – из всего массива работ, посвященных оренбургской молодежи, доля исследований политического участия молодых людей ничтожно мала. На сегодняшний день больше всех этой теме внимание уделил профессор, д.ф.н. С. Иваненков. Именно на основе его исследований политического участия оренбургской молодежи я писал свою работу. Вторым исследователем, чьи данные использованы в моей работе, является профессор, д.п.н. Г.Шешукова. Так же в своей работе я использую результаты исследования «Мониторинг общественного мнения», проводимого сектором социологических исследований информационно-аналитического управления администрации Оренбургской области, руководителем которого является академик Э. Виноградова. Политическое участие молодежи очень слабо исследовано в нашей области. Поэтому в своей работе я подробно рассмотрю термин «политическое участие»: понятийный аппарат теории участия, политическое участие отдельных групп населения, формы участия. II. Теоретическая часть 1. Политическое
участие как объект На сегодняшний
день наиболее широкую теоретическую
базу для изучения проблемы политического
участия представляют работы западных,
в частности американских, политологов
и социологов. В зарубежной литературе
разработаны и обобщены способы
и методы этого изучения, высказаны
прогнозы о характере проявления
политического участия в В целом феномен
политического участия получил
в современной мировой В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа – до и после 1991г. В работах первого периода, написанных в традиционном для советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение – в рамках исследования политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Проявления политического
участия рассматривались В исследованиях, основанных на анализе различных аспектов политической жизни в современной России, выявляются новые условия и возможности политического участия, содержание формирующихся политических интересов, характер участия в политическом процессе некоторых социальных групп населения (чаще всего молодежи), делаются попытки оценить масштабность и эффективность политического участия и т.п. В целом исследования
ученых по проблематике политического
участия можно разделить на несколько
групп: первую группу составляют работы
по теории гражданского, в т.ч. политического,
участия. В центре внимания их авторов
– разработка понятийного аппарата
(понятий «гражданское участие», «политическое
участие» и сопряженных с ними
категорий «политическое Во вторую группу
входят работы, посвященные политическому
участию отдельных групп Третью группу
составляют исследования общего характера,
затрагивающие интересующую нас
тему лишь в той или иной степени.
К ним можно отнести работы,
посвященные становлению а) Понятийный аппарат теории участия По общему признанию
исследователей, ни в отечественной,
ни в зарубежной современной научной
литературе не существует однозначного
понятия «политическое участие» В отечественной науке выделяется понятие «политическая социализация», под которым понимается процесс формирования подлинно социализированной личности, умеющей отстаивать свои социально-политические интересы и права, обладающей развитым политическим сознанием, активно участвующей в общественной жизни. Зачастую понятие «политическое участие» рассматривается как один из основных элементов, составляющих содержание категории «политическое поведение» (наряду с политической иммобильностью и бездействием). В ряде работ
рассматривается понятие « Идея гражданского участия предполагает включение или вовлечение управляемых в управление (в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов), влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправлением на «низовом» (местном) уровне. Комплексный подход
к разработке теории политического
участия демонстрируется в Согласно названным
авторам, участие – это инструментальная
активность, посредством которой
граждане пытаются влиять на правительство
таким образом, чтобы оно предпринимало
желательные для них действия.
К действиям, составляющим участие,
эти авторы относят: голосование, участие
в демонстрациях, митингах, пикетах
и т.п., внесение денежных взносов, написание
писем, петиций, вступление в личные
контакты с политическими и должностными
лицами, членство в различных организациях,
выдвижение гражданских инициатив
на местном уровне. Политическое участие
рассматривается как влияния
на процесс принятия политических решений,
с одной стороны, а с другой
- как воздействие на характер и
ход реализации тех практических
программ, которые принимаются органами
государственного управления. При этом
Гончаров разделяет понятия « б) Политическое
участие отдельных групп В работах, освещающих различные аспекты социализации молодежи, ее участие в политической жизни общества, отмечается в молодежной среде проявление разновекторных тенденций: часть юношей и девушек пытается объединяться, решать свои проблемы в основном путем протеста, часть активно идет в политику, стремясь представлять свои интересы в органах власти, баллотируясь на выборах, а часть сплачивается вокруг неофашистов. Общим для большинства российских (как и западных) аналитиков является суждение о том, что политическому участию молодежи присущ несколько «более экстремистский», по сравнению со стереотипами участия, свойственными старшим возрастным группам, характер. В связи с этим следует отметить работу М. Несмеловой, посвященную изучению проблемы вовлечения в политику студенчества как наиболее перспективного субъекта политики, от направленности сознания, от поведения которого во многом зависит будущее страны. в) Формы участия В качестве форм участия авторы выделяют такие, как голосование (центральный и наиболее массовый аспект политического участия соревновательных системах), участие в политических кампаниях, личные контакты с политиками, участие в местной политической жизни (в рамках деятельности локальных сообществ), участие в акциях протеста (конфликтное участие) и др. Как отмечают исследователи, в западных сообществах наиболее распространенно участие в виде сотрудничества граждан и структур государственного и местного самоуправления. Выбор тех или иных конкретных форм участия обусловлен, таким образом, традиционным социокультурным контекстом данного общества, а так же характером институционализации участия в процессах планирования и принятия решений. Участие в выборах Особое внимание в отечественных исследованиях уделяется выборам, референдумам и другим формам волеизъявления граждан. В работе В. Пугачева
исследуются функции выборов
в демократической системе –
артикуляция, агрегация и представительство
разнообразных интересов Участие в деятельности политических партий, профсоюзов, общественных организаций. Политические партии рассматриваются авторами как основная структура политического и гражданского участия, как агенты политической социализации и одновременно как инструмент мобилизации общественной поддержки в конкурентной борьбе за власть. Как известно, чем выше в обществе показатели членства в организациях. В т.ч. политических, тем выше уровень участия. Партии появляются именно как следствие выхода политического участия за рамки немногочисленных групп традиционных политических элит. И именно партии позволяют в условиях демократии претворить интересы граждан, социальных групп и общества в целом в реальный политический процесс. Конфликтное или протестное участие В теоретическом
плане конфликт рассматривается
политологами в качестве одной из
наиболее характерных форм политического
участия граждан, реагирующих на
ограничение их гражданских возможностей.
Главной особенностью протестного
участия является отказ вовлеченных
в него индивидов и групп от
конструктивного сотрудничества с
существующими в рамках данного
социально-политического и Еще одна форма политической активности - участие в деятельности органов местного самоуправления, различных гражданских инициатив В качестве специальной формы участия рассматривается патернализм, в условиях которого процесс принятия административных решений муниципального уровня в высокой степени централизован, а возможности для гражданского влияния на структуры управления ограничены, при этом гражданское участие воспринимается в системе патернализма как добавление в работе выборных органов, которое должно существовать в строгих рамках В целом отечественные исследователи приходят к следующим выводам: в постсоветской
России пока отсутствуют целостная
система политической социализации,
развитые институты участия; налицо
слабое взаимодействие политических лидеров
и органов государственной сознаваемую гражданами потребность в политическом участии не удовлетворяют предоставляемые политической системой возможности, более того выражения этой потребности наталкиваются на упорное сопротивление самой власти, по-прежнему не желающей делиться прерогативами разработки и принятия решений; у россиян отсутствуют
(или слабо выражены) такие показатели
«демократического участия», как
субъективная уверенность в эффективности
своего участия, чувство гражданской
ответственности и политическое
участие в современной России
носит преимущественно наблюдается тенденция к отчуждению все большего числа россиян от политической деятельности, обусловленная, в частности, их неверием в эффективность законных способов воздействия на власть; прослеживается тесная связь между длительным ухудшением условий жизни и существенным снижением активности населения; повышение политического участия российских граждан предполагает всесторонний учет и выяснение причин, способствующих формированию и сохранению абсентеистских тенденций. Таким образом,
ознакомление с существующими в
отечественной политологии 2. Исследования политической активности оренбургской молодежи а) исследование С. Иваненкова «Молодежь и Государственная Молодежная Политика» В исследовании состояния ГМП в Оренбургской области в 1997 году профессор С. Иваненков получил данные, которые напрямую можно использовать в моей работе. Рассматривая возможный потенциал реализации ГМП в области, Иваненков предлагает определять его, «исходя из знания реальных потребностей молодежи в каких-то общественных, политических и иных организациях, а также из знания об уже наличествующих формальных и неформальных объединениях в различных районах и городах области»(2). Начнем с ответов на вопрос: Являетесь ли Вы участником какой-нибудь из названных организаций?
. В данном случае ответы говорят сами за себя: более половины из опрошенной молодежи не состоит ни в какой формальной или неформальной организации или группе. Часть молодежи занимается спортом. Менее 10% молодежи задействовано в профсоюзной деятельности. Далее Иваненков пишет: «Членство в партии, конечно же, - это реальное участие в политической жизни, но иногда молодежь не может отличить партию от тусовки вокруг некоего местного политического лидера. Здесь же он приводит результаты исследования 1993 года, проведенного в Оренбурге среди молодежи старшей возрастной группы, т.е. среди тех, кому больше 18 лет. Всего опрошено было 306 человек, из них только 2,6% принимали участие в политической жизни. Так же таблица 1 показывает низкий процент участия молодежи в экологическом движении. . Не носит массового характера и участие молодежи в религиозных организациях, культурно-просветительских и любительских объединениях. Далее Иваненков рассуждает о тех 1,5%, которые являются участниками политических партий: «возможно это и есть те самые будущие политические лидеры, которые выйдут на политическую арену области и страны уже как политики новой формации, с уже сформированной политической культурой. Что бы мы сейчас ни стали говорить о бегстве молодежи из политики, истина в том, что ее особо никогда там и не было. А вот реальные действия на политическом поприще, предпринимаемые авангардом молодежи, вполне могут говорить об углублении понимания молодежью того, что такое политика и зачем ею надо заниматься именно сегодня и в таком качестве»(2). . Так же в своем исследовании С. Иваненков дает ответ на вопрос в чем же молодежь хочет принимать участие, в каких организациях или движениях. Ответы на вопрос:
Как Вы считаете, какие молодежные
организации нужны сегодня
Иваненков пишет:
«Данные таблицы подтверждают высказанное
мнение о том, что молодежь вовсе
не ушла в политику. Она как раз
хочет туда прийти, но не пешкой в
чьей-то политической игре, а в качестве
самостоятельной политической силы.
Нужны новые политические лидеры,
нужны новые образцы Прагматизм молодежи,
который как тенденция Более подробный анализ данных таблицы может дать еще вывод о том, что имеется определенная группа молодежи, хоть и немногочисленная, но устойчивая, которая не видит смысла в существовании каких бы то ни было молодежных организаций. Вот эта цифра в чистом виде, скорее всего, и представляет самую аполитично настроенную молодежь» (2). Далее Иваненков
приводит ответы на два вопроса. Вопрос
первый: Если бы в Вашем городе, поселке
представительство интересов
И вопрос второй, выводящий в деятельностный план ответивших утвердительно на вопрос первый: А Вы лично согласились бы принять участие в работе этого совета?
Цифры этих таблиц указывают на низкую социальную активность молодежи. Можно предположить, что политическая активность этих респондентов не намного выше, если не ниже. б) исследование С. Иваненкова «Молодежь и политика» В своем исследовании 1997 года «Молодежь и политика» (общее число респондентов – 1110 человек, из них город – 704, село - 406) Иваненков пишет: «К наблюдению за политикой, как известно, более склонны люди старшего возраста. У молодежи имеются более интересные, с ее точки зрения, сферы общественной жизни или человеческих отношений - учеба, любовь, досуг и т.д. Поэтому нет ничего удивительного в том, что молодежные слои не способны тонко улавливать изменчивость политического пульса времени. Дело не в их аполитичности, а в том, что политически грамотного, а точнее, политически культурного человека надо воспитывать»(1). Респондентам был задан: «Считаете ли Вы, что от Вашего личного участия в выборах зависит изменение ситуации?»
Анализируя результаты, Иваненков пишет: «каждый пятый молодой человек считает, что на выборах в масштабах страны он может повлиять на ситуацию, но в то же время каждый второй убежден в обратном, считая выборы ничего не значащим событием, от участия в котором можно воздержаться. В отсутствие сопоставимых данных мы можем только предполагать, что как за первой, так и за второй цифрами стоят вполне обоснованные социальные позиции: в первом случае, скажем условно, - парламентаризм, то есть, вера в то, что можно повлиять через выборы на политические процессы, идущие в стране, и это - показатель нарождающегося правосознания в политике и в гражданском обществе; а вторая - аполитичность и эскапизм. На местном уровне мы имеем более мягкий вариант, так как считающих, что нельзя повлиять выборами на политику властей, на 13-14% меньше, а одновременно уверенных в том, что можно повлиять, - на 7-8% больше. Естественно, что такой расклад в пользу местных выборов может обеспечить и более активное участие электората в процессе голосования, нужно только привлечь в день выборов на избирательные участки хотя бы тех, кто считает, что можно изменить политику с помощью выборов»(1). Далее Иваненков выясняет каким образом рядовой российский гражданин может повлиять на развитие событий в стране?
Начать анализ
данных Иваненков предлагает с последней
строки таблицы, т.к., по его мнению,
в этих цифрах заложена «и мера отчаянности
молодежи по поводу того, что хоть что-то
можно изменить, и одновременно вера
в собственные политические силы.
Можно сказать, что для молодежи,
каждый четвертый из которой считает,
что ничего в стране изменить нельзя,
это цифра невысокая. Но вот сопоставление
этой цифры с другими позициями
этой же таблицы высвечивает серьезную
проблему как для молодежи, так
и для всего общества. Хорошо,
что две трети молодежи надеются
исполнением действующих В 1997 году на территории Оренбургской области не было полноценной политической жизни: около 40 партий и движений партийного толка, официально зарегистрированные до 1996 года, были весьма малочисленны и практически не имели в своих рядах молодежи и молодежных фракций. Оценивая это, Иваненков писал: «Слабое деятельностное подключение молодежи к политическим процессам может породить в нашем обществе серьезную проблему - передачу культуры политических отношений, хотя последняя у нас итак не на высоком уровне»(1). В заключении Иваненков делает несколько выводов: он пишет, что для молодежи Оренбуржья характерен низкий уровень включенности в реальные политические события и политические движения. Он говорит, что она предпочитает «заниматься не политикой, а «своим профессиональным делом», оставляя политике время и место, отведенное законом, в лучшем случае, для выборов»(1). Он называет это «новой моделью политического поведения современной молодежи России» и считает, что именно за ней, при стабильном развитии ситуации, - будущее. По его мнению, молодежь достаточно высоко оценивает все уровни исполнительной и законодательной власти, действующей в стране и в области. Сравнивая результаты опроса с оценками аналогичных уровней и ветвей власти до октября 1993 года, он говорит, что нынешние показатели выше. Считает, что это косвенно свидетельствует о том, что молодежь практически приняла новый политический режим и готова жить по его законам. Структура возможных социальных протестов носит в основном пассивно-страдательный характер и никак не может угрожать стабильности политической ситуации в области. Оценивая результаты, полученные в итоге, Иваненков полагает, что, скорее, молодежь уйдет в криминал, чем в политику. Он задается вопросом, что лучше? И сам же дает на него ответ. Говорит, что главное сейчас - изменить механизм включения молодежи в политику, точнее - создать его заново. Его предложение было адресовано в первую очередь власти и действующим на тот момент политическим структурам. Сегодня можно констатировать тот факт, что к призыву ученого никто не прислушался. Попытки создания структур политической социализации молодежи были, но все оказались неудачными. Многие из них были вообще псевдоструктурами, созданными для «видимости». Верными оказались
и многие прогнозы С.Иваненкова. Он
писал, что следует ожидать углубления
дальнейшей поляризации политических
пристрастий молодежи с ослаблением
либерально-демократического крыла. В
то же время, по словам Иваненкова, возрастет
доля полностью аполитичной Очень точным оказалось предположение о том, что рациональный критерий – научность, объективность, социальность – все больше будут уступать иррациональным мотивам, связанным с мифами об «особой роли России в мире», о «строительстве светлого будущего», о «царстве всеобщей справедливости», о «железной руке». Произойдет дальнейшее отступление от научно-дискурсивного мышления с присущей ему логико-понятийной рефлексией реальности, активизируется сакрализация образов, сюжетов и символов, возвращающих российское общество на привычную для страны орбиту циклического развития. Этот процесс получит дальнейшее развитие еще и по причине снижения образовательного уровня молодежи, низкого качества образования и воспитания в большинстве школ и других учебных заведений. в) исследования Г. Шешуковой и Э. Виноградовой Исследования политических предпочтений оренбургской молодежи проводились и другими социологами. Одной из таких работ является «Мониторинг общественного мнения», который был проведен в октябре 2002 года сектором социальных исследований информационно-аналитического управления администрации Оренбургской области под руководством Э. Виноградовой (массив – 1200 чел./ молодежь – 280 чел.(18-24 лет)). Ниже приведены результаты ответов на вопрос: Какие из существующих партий или общественных объединений защищает интересы таких людей, как Вы? В 2001 году Г. Шешукова среди студентов Оренбургского института Московской государственной юридической академии провела опрос, цель которого заключалась в определении их профессиональных, эстетических, личных и политических ценностей. В нем приняли участие 485 студентов очного отделения 1-5 курсов. Среди партий РФ у студентов наибольшей поддержкой пользуются «Единство» (26%) и СПС (13%). На 2-м и 3-м курсе – второе место по популярности у ЛДПР. А СПС лидирует на 4-м курсе. Итак, очевидно, что у студентов МГЮА преобладают правоцентристские позиции - за Единство, СПС Яблоко, Отечество будут голосовать 46%, 9% - за ЛДПР, 4% - за КПРФ, а 17% не сбираются принимать участие в выборах депутатов в Государственную Думу. В целом, студенты готовы принять активное участие в формировании государственных органов власти РФ. Еще раньше в мае 1996 года Г. Шешукова провела исследование ценностных ориентаций студенчества и населения области в целом. Данные исследований приведены в таблице ниже. Сравнение некоторых ценностных ориентаций населения области и студенчества (май 1996г., Оренбургская область)
Эти данные свидетельствуют
о либеральной направленности мировоззрения
студентов. Но это только вербальная
направленность, которая слабо реализуется
в поведении студентов, особенно
в электоральном поведении. Лишь
43% тех же студентов ориентированы
на участие в выборах. А осознанное
участие в выборах является важнейшим
показателем зрелости либерального
сознания. Низкая электоральная активность
студенчества сопровождается нередко
достаточно высоким протестным потенциалом.
Так в ходе мартовского 1994 года опроса
студенчества пяти курсов (n - 473) Оренбургской
государственной медицинской Только 9% твердо отказались от таких действий, а 48% не определили своего отношения к возможному участию в этих акциях. 3. Предварительные выводы Некоторые предварительные выводы уже были сделаны в введении, а также выражены в мнениях экспертов, на исследованиях которых была выполнена первая часть моей работы. Результаты исследований, полученные в Оренбургской области, на мой взгляд, можно проецировать и на другие регионы. Правда, здесь есть несколько оговорок. Во-первых, переносить полученные данные можно было в то время, когда результаты исследований только появились. Теперь «качество» переноса будет очень низким. Во-вторых, для наиболее «точного» переноса необходим такой фактор как «похожесть» региона. Важно, чтобы выбранный регион, был по экономическим, политическим и социальным характеристикам близок Оренбуржью. В практической части своей работы я попытаюсь выяснить количество молодых людей, являющихся членами политических партий, а также степень их включенности в политические процессы. III. Практическая часть Практическая часть моей работы – это социологическое исследование. В своем исследовании я использую два метода: метод сравнения данных и наблюдение за проявлением активности молодежи в акциях, организованных политическими партиями. В Оренбургской области проживает около 600 тысяч молодых людей. Привлечь на свою сторону почти 1/3 избирателей от общего числа оренбуржцев, имеющих право голосовать – значит иметь все шансы на победу на выборах. Молодежь – электорат, с которым сложно работать. Однако те партии или отдельные кандидаты, которые смогут хорошо организовать работу с молодежью (социальную и идеологическую), «завербовать» ее, обеспечат себе политическое будущее: хорошую поддержку не только на текущих выборах, но и на последующих. Попытки организовать «молодежное крыло» предпринимались разными партиями. Как правило на федеральном уровне (в данном случае - в Москве), это заканчивалось более или менее успешно – какие-нибудь молодежные политические структуры в рамках партии все-таки возникали. Так, еще до сих пор действует «Молодежное Яблоко», хотя многие лидеры уже ушли из него ( например, Андрей Шаромов, экс-лидер московского, а фактически и общероссийского «Молодежного Яблока» теперь создает собственную партию), есть «молодежное крыло» и у СПС (сначала молодежным движением «правых» была общероссийская организация «Первое свободное поколение», теперь есть структура «Молодежное СПС»), КПРФ (СКМ РФ, хотя и является независимой общественной организацией, фактически может быть названа «молодежным крылом» коммунистов) . В нашем регионе
молодежные движения в рамках политических
партий тоже были. Достаточно массовым
было местное отделение Либерально
- Демократического Союза Молодежи.
Пик активности этой организации
пришелся на 1998-1999 гг. Сразу после
парламентских выборов Сегодня за полгода
до парламентских выборов в Деятельность молодежных структур региональных отделений политических партий, их численность Самому старшему
«молодежному крылу» - СКМ – еще
нет и двух лет. СКМ – это
еще и единственная в нашей
области до конца оформленная
и законченная молодежная структура
«взрослой» партии. Образовавшись в
сентябре 2001 года, оренбургское региональное
отделения Общероссийской общественной
организации «Союз Всего в Оренбургской области в КПРФ состоит более 3 тысяч человек. Из них молодых коммунистов – не более 10%. Оренбургское «Молодежное Яблоко» - достаточно слабая организация. В нашем регионе «Молодежное Яблоко» – это не политическая структура, а, скорее всего, некая инициативная группа, которая периодически участвует в акциях, организует свои мероприятия. Финансирования из центра нет, а потому и возможности реализовать какие-то масштабные проекты, у него тоже нет. На сегодняшний день «яблочный» молодежный актив, который представители некоторых других политических партий называют кратко - «яма» -, это группа, состоящая не более чем из десяти человек. В отличие от комсомольцев, у которых есть семь местных отделений, где постоянно ведется работа с молодежью, «Молодежное Яблоко» в районах никак не представлено. Две последние акции, которые были проведены ими – это поздравление молодоженов в День Валентина и поздравление женщин с 8-марта на центральной улице города. В региональном отделении «Яблока» состоит 360 человек. Из них молодежи – 82 человека. Политическая
партия «Союз людей за образование
и науку» (СЛОН) находится еще
в стадии формирования: нет официальной
регистрации и допуска к Членов этой
партии в нашей области около
400 человек. Молодежи из них – не
менее 50 % . Актив партии, и не только
в нашем регионе, – студенчество.
Студенты же формируют и молодежные
структуры партии: «молодежные крылья»,
творческие объединения (и такие
уже есть у СЛОНА), клубы интеллектуальных
игр. Кстати, с творческими объединениями
в Оренбуржье вообще интересная ситуация
получается. В Оренбурге уже несколько
лет существует молодежное неформальное
творческое объединение «Mad Elephants Crew»
(Команда сумасшедших слонов). Оно
объединяет брейкеров, граффитиков, диджеев
и рэперов. Сокращенно эти ребята
называют себя СЛОНами. Уже сейчас происходит
путаница. Некоторые считают, что
СЛОНов-брейкеров поддерживает партия
СЛОН. Это творческое объединение
недавно открыло магазин Уже больше полугода
в Оренбурге существует молодежная
инициативная группа регионального
отделения партии СЛОН. В этой группе
всего 5 человек. В основном эта группа
все это время выполняла Партия «Единая
Россия», которая претендует на первенство
и звание «партии власти», в нашем
регионе до сих пор не имеет
никакой молодежной структуры (нет
даже актива, который бы мог представлять
партийные интересы в городе). Произошло
это по нескольким причинам, основными
из которых являются: внутрипартийная
борьба «единороссов», а также нежелание
предпринимателей-членов Политического
Совета и Исполнительного комитета
регионального отделения Во-первых, местные
«единороссы» определились с названием
«молодежного крыла». Было принято
решение о возрождении и Как я уже
писал в теоретической части
своей работы, общим для большинства
российских (как и западных) аналитиков
является суждение о том, что политическому
участию молодежи присущ несколько
«более экстремистский», по сравнению
со стереотипами участия, свойственными
старшим возрастным группам, характер.
Подтверждению этому можно Произведя элементарные арифметические действия, а именно сложив все имеющиеся цифры, мы получим достаточно ясный расклад участия молодежи в региональной политике. В Оренбуржье членами действующих (как минимум – зарегистрированных) политических партий являются не более 3 тысяч молодых людей. Из них активистов партий (лидеров «молодежных крыльев», разработчиков проектов, организаторов акций) и активных участников политических процессов – не более 50 человек (по городу Оренбургу). Вывод, который я делаю на основе результатов исследования, полностью подтверждает мои предположения: для оренбургской молодежи по-прежнему характерен низкий уровень включенности в реальные политические события и политические движения (партии). В то же время
сегодня в Оренбургской области
и других регионах России количество
форм политического участия молодежи
постепенно увеличивается. Практически
каждый месяц появляются новые молодежные
общественные организации (отличаются
они по многим признакам: официальные
и неформальные, созданные «сверху»
и самой молодежью, объединенные
ради чего-то или возникшие в результате
противостояния какой-то силе и т.д.),
новые политические или «полуполитические»
структуры ( молодежные движения в рамках
какой-либо партии, молодежные Парламенты
при Законодательных Собраниях,
Общественные Палаты при администрации
области и т.д.). Еще одна новая-старая
форма политического участия
– молодежные политические, дискуссионные
клубы и форумы. В Оренбурге
существует только один молодежный политический
клуб – это политклуб «Апрель
2» (проект молодежного движения «Позитивный
сценарий» и Российского Союза
Молодежи). Главная цель проекта
– повышение уровня политической
культуры молодежи. Сегодня он объединяет
более 20 молодых политиков - представителей
10 политических партий (большую часть
из тех 50 активистов, о которых я
писал выше). Однако, по-моему, для
полноценной политической социализации
молодежи всех этих, структур все-таки
недостаточно. К сожалению, в нашей
области отсутствует так |
Информация о работе Участие молодежи в региональной политике