Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать участие граждан в осуществлении местного самоуправления.
Задачи: рассмотреть формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, способы активизации, изучить проблемы в осуществлении граждан местного самоуправления.

Содержание

Введение
1. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
1.1 Понятие, теории, сущность местного самоуправления: исторический аспект и современное состояние………………………………………………..5
1.2 Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении……….…………11
2. Участие населения в осуществлении местного самоуправления
2.1 Анализ активности населения в работе местного самоуправления……...21
2.2 Повышение уровня активности населения…………………………...……25
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СГУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

           «Объективные факторы» оказывают неоднозначное влияние  на развитие общественной активности.

  • Экономическое развитие территории, уровень жизни, оказывает неоднозначное влияние на развитие общественной активности. Однако, вопреки этому утверждению, нет однозначной связи между экономическим развитием, уровнем жизни и развитием общественной активности. Однако богатства территории могут влиять косвенным образом. Например, наличие ресурсов в территории активизирует борьбу за ресурсы, в которые втягивается население. На экономически развитых территориях, как правило, разнообразнее виды и формы социальной активности, больше сфер применения активности
  • Развитие малого бизнеса на территории влияет на повышение общественной активности;
  • Наличие и острота проблем, существующих на территории муниципального образования, характер их восприятия жителями, безусловно, влияет на уровень общественной активности.
  • История  территории  и особенности менталилета Субъективные факторы. Крайне негативным фактором, тормозящим общественную активность являются сформировавшиеся социально-психологические установки граждан, заключающиеся внедоверии к власти; ощущением тотальной зависимости от власти; неумением и нежелание принимать на себя ответственность за решение проблем своего дома, улицы, поселения.

             Можно выделить 3 базовых мотивации, лежащих в основе общественной активности.

  1. «Эгоцентрическая мотивация», в основе которой лежит стремление индивида к общественному признанию, личностному росту, приобретению новых связей,  опыта, возможностей
  2. «Социоцентрическая мотивация», в основе которой лежит осознание необходимость решения проблем и задач.
  3. «Группоцентрическая мотивация», в основе которой лежит желание следовать примеру других, примкнуть к референтной группе независимо от того, какую активность эта группа осуществляет («за компанию»).
 
 
 
 
 

           2.2 Повышение уровня  активности населения

       Моральная, финансовая, организационная помощь активным гражданам со стороны властей всех уровней, в первую очередь – органов местного самоуправления способствуют уровню повышения активности населения.  Наличие на территории структур, направленных на организацию и обучение общественности, осуществление между ней информационного обмена, создание «переговорных площадок» для переговоров общественности и власти, постоянно действующих механизмов финансовой, имущественной и организационной поддержки общественности, осуществляемой местными органами власти, повышают общественную активность на территории. Однако и здесь не все однозначно. Обильная спонсорская помощь властей, примитивная раздача денег, может привести к формированию у общественности однозначной иждивенческой позиции. Конструктивные, партнерские взаимоотношения властей и общественности, выражающиеся в открытость и доступность местных властей, наличии конструктивного диалога между властью и общественностью, учете властями мнения населения, ответственной и профессиональной работе органов местного самоуправления. 

       Наличие в муниципальном образовании  лидеров и организаторов, на общественных началах или на профессиональной основе осуществляющих организацию  населения.  Исследование показало, что лидеры общественного мнения, не являющиеся депутатами, главами или директорами, практически вывелись. Многие с грустью отмечали, что лидеры прошлых десятилетий – перестроечной волны – сходят со сцены. Смены им нет. И общественная активность без лидеров угасает. Лидерами общественных инициатив могут стать люди, работающие на профессиональной основе, являющиеся активистами политических партий или заинтересованных бизнес-структур, консультантами и проч. Их деятельность также зачастую приводит к росту реальной общественной активности. Вывод – если лидеров нет, но они нужны, их можно нанять.

       Активность  населения повышают такие социально-психологические  факторы как информированность  населения о проблемах муниципального образования, путях их решения, возможных  формах его участия в решении  вопросов местного самоуправления; Ответственная гражданская позиция, которая последовательно воспитывается в учебных заведениях, через СМИ и акции. местный патриотизм  (Нягань – территория временщиков) Наличие вдохновляющих и объединяющих идей и проектов Наличие у населения свободного времени Знание о позитивных результатах социально-полезных проектах, вдохновляющие примеры, высокая общественная оценка общественной работы (в том числе создаваемые через PR-кампании в СМИ)

           Способы стимулирования общественной активности:

            Совершенствование  федерального законодательства, в первую очередь – совершенствование системы местного самоуправления в стране, обеспечение местных органов власти необходимыми ресурсами и возможностями для поддержки общественной активности.

           Образование граждан. Укрепление в стране, регионах, муниципалитетах системы правового просвещения граждан, информирование их о возможностях участия в вопросах местного значения, обеспечение граждан необходимыми методическими рекомендациями и постоянными консультациями.

           Воспитание граждан.  Через СМИ, учебные заведения, систему  акций на уровне страны, регионов, муниципалитетов пропагандировать ценности гражданственности и социальной ответственности, информирование граждан об эффективных примерах социальной активности, культивирование образов героев-общественников, создание системы для оценки эффективности работы общественников и поощрения лучших (в том числе – учреждение национальных премий, наград и т.п.).  На уровне муниципальных образований необходима разработка специальных программ, направленных на воспитание местного патриотизма, чувства сопричастности к жизни города, поселка.

           Создание на уровне страны в целом, в каждом регионе  и муниципалитете системы по воспитанию новых лидеров местного самоуправления. Система должна включать как специальные программы обучения, так и политическую, консультационную, финансовую, организационную поддержку работы «новых лидеров» в процессе реализации социально-значимых проектов.

           Разработка рекомендаций для муниципальных образований  по созданию системы поддержки общественных инициатив. Включение показателей развития этой системы в национальную систему показателей эффективности работы муниципальных образований. Введение системы поощрения для муниципалитетов, наиболее эффективно работающих с общественностью.

       Способы (формы) непосредственного (прямого) участия граждан в местном самоуправлении, в управлении жизнью своего города, поселка действительно разнообразны. Каждый из этих способов имеет свои специфические особенности, достоинства и недостатки, но любой из них может быть инициирован самими гражданами или объединениями граждан. Чем чаще отдельные граждане прибегают к использованию форм прямой демократии, или для этого объединяются с другими гражданами, тем быстрее проходит процесс становления местного самоуправления и тем более устойчивым становится местное сообщество.

              Одна из самых сложных задач  взаимодействия органов местного  самоуправления со своими избирателями  – обеспечить поддержку населением  принимаемых муниципальных актов,  планов и программ. Для этого проект муниципального документа может быть вынесен на народное обсуждение. Оно заключается в том, что органы местного самоуправления, прежде чем принять какой-то муниципальный правовой акт или решение по какому-то вопросу, затрагивающему интересы населения, проводят его предварительное обсуждение через средства массовой информации и собрания граждан. При этом выявляются различные точки зрения, аргументы сторон, ведутся публичные дискуссии. Такое обсуждение позволяет принимать более обоснованные решения.

              Народная правотворческая инициатива - это право жителей на внесение  в органы местного самоуправления  собственных проектов правовых  актов по вопросам местного  значения или изменений к действующим  правовым актам. Федеральный закон  требует, чтобы проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежали обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

              Наиболее острые проблемы, которые  долго не решаются властью,  могут стать причиной массовых  выступлений жителей – митингов, шествий, пикетирования и других  акций. Чаще всего, это проблемы  совсем не местного значения, например, длительные задержки выплаты заработной платы в бюджетных организациях или митинги в поддержку тех или иных политических сил в государстве. Но бывают и проблемы чисто местные: требования по усилению борьбы с преступностью на территории, против загрязнения окружающей среды, против попустительства местных властей распространению наркомании и др.

              Самая массовая форма участия  граждан в местном самоуправлении - территориальное общественное  самоуправление (ТОС). Под территориальным  общественным самоуправлением в Федеральном законе понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Эта форма исключительно гибкая и максимально приближенная к населению. В ТОС отрабатываются самые первичные навыки участия гражданина в общественных делах, решаются многие жизненные вопросы, затрагивающие интересы людей.

       В последнее время все чаще появляются примеры инициативы организации территориального общественного самоуправления исходящей от населения, снизу. Для этого имеются определенные объективные предпосылки - идет развитие местного самоуправления и население вольно или невольно накапливает опыт использования своих прав на осуществление местного самоуправления через болезненные последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства, ухудшение экономического положения территорий, недостаточную правовую защищенность. В городах ярким примером инициативы граждан на самоорганизацию по месту их жительства является создание товариществ собственников жилья на основе кондоминиумов. Такая форма, когда она всемерно поддерживается властями всех уровней, быстро дает свои положительные результаты в виде чистых и ухоженных дворов и подъездов.

              Решение глобальной проблемы  готовности населения к местному  самоуправлению через его просвещение  – задача тяжелая и важная. В ее решении необходимо участие  органов власти, учебных заведений,  самих граждан, общественных организаций. 

             Необходимо также определить подходы к образовательным программам такого рода, ответить на вопрос кого учить и как учить.

              Местное самоуправление должно  стать школой гражданского общества. Главная задача этой школы  - научить граждан самоорганизации  для улучшения среды обитания, для развития муниципальных образований и решения их социально-экономических проблем. Самоорганизация граждан, таким образом, является важнейшим фактором эффективности местного самоуправления, без которого не может существовать. 
 
 
 

       Заключение

       В своей работе я рассмотрела одну из наиболее важных тем в изучении дисциплины «Муниципальное и местное  самоуправление»- основные формы участия  населения в осуществлении местного самоуправления, выяснила, какие права имеют граждане Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. К формам участия населения в местном самоуправлении относятся: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, другие формы.

       Как видно, граждане имеют большие права  и возможности для осуществления  местного самоуправления. Парадокс заключается  в том, что большая часть граждан даже и не подозревают о своих возможностях управления городом, своими денежными потоками и возможностью улучшения жилищных условий.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
  4. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) (4-е издание, переработанное) (Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.) (отв. ред. С.Е. Чаннов) ("Ось-89", 2008)
  5. Авакьян С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы, С. 43.
  6. Авакьян С. А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996, № 2.
  7. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001 г. — 304с.
  8. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 272 с.
  9. Понятие и значение местного референдума как внешнее проявление реализации населением права на местное самоуправление (Евлаш Т.В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 2) «КонсультантПлюс»
  10. Участие населения в осуществлении местного самоуправления (Максимова Н.В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2009, N 5) «КонсультантПлюс»
  11. Самоорганизация населения как важнейший фактор эффективности местного самоуправления (Максимова Н.В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 6) «КонсультантПлюс»

Информация о работе Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации