Три вопроса по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по теории государства и права полностью расскрывающая поставленную тему.

Работа содержит 1 файл

ВАРИАНТ_4.doc

— 77.00 Кб (Скачать)


министерство внутренних дел российской федерации

Омская академия

 

Кафедра теории и истории права и государства

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

Вариант № 4

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

курсант 111-НБС

учебной группы

Петров П. П.

 

Проверил:

Старший преподаватель

канд. ист. наук.

подполковник милиции

Зайцева Е. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011

Задание 1. Правоохранительная функция государства и ее реализация органами внутренних дел

 

Правоохранительная функция государства подразумевает под собой сферу деятельности государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми гражданами определенного государства. В правовом государстве интересы каждой личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство охраняет интересы каждой личности как гражданина и члена общества одновременно охраняя свои интересы, интересы всего общества[1].

Правоохранительную функцию можно классифицировать по следующим основаниям:

              1) В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач – внутренняя функция              ; 2) По продолжительности их существования – постоянная функция; 3) По важности  и социальной значимости тех или иных направлений  государственной деятельности – основная функция; 4) Исходя из принципа разделения властей – её осуществляют органы  законодательной, исполнительной и судебной власти.

Обеспечение прав и свобод человека, по мнению Т.Н. Радько, – главный критерий демократического государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и всем мировым сообществом.

Во всеобщей декларации прав и свобод человека 1948г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере[2]. Многие государства, (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты  и соблюдения.              Статья 2 Конституции РФ, признав человека, его права и свободы, высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства.[3]

Содержание данной функции состоит также в том, что согласно статье 8 Конституции, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные виды собственности». Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В числе наиболее важных мер, проводимых государством по осуществлению правоохранительной функции и укрепления законности, наиболее важными являются следующие.

Во-первых, создание органов внутренних дел и прокуратуры, основные задачи которых сводятся к охране общественного  и правового порядка, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц. 

Во-вторых, укрепление законности в деятельности государственных органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, злоупотреблением властью или служебными полномочиями. 

В-третьих, предоставление гражданам и иным лицам права защищать свои права и свободы любым, не запрещенным законом способом. Обеспечение независимости судебных органов от иных органов государства и создание необходимых условий для их эффективной деятельности в рамках законности.

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельности различные методы.[4]

Правоохранительную функцию государство осуществляет с помощью правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельностей.              

Правотворческая деятельность – это подготовка и издание законов и других нормативно-правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функции государства.

Правоисполнительная деятельность – это деятельность государства, направленная на исполнение  законов и других нормативно-правовых актов государства[5]. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительные органы), возглавляемых правительством страны. Это работа по решению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие  правовые акты, контролируют их исполнение и др..

Правоохранительная деятельность – форма осуществления функций государства посредством властной оперативной деятельности органов государства по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных  на них юридических обязанностей. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, расследование всех обстоятельств дела и выяснение истины в каждом случае правонарушения, разрешение в установленном законом порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применение правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечение реализации их юридической ответственности.

Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает властную деятельность специально созданных государственных органов (органы внутренних дел, прокуратура, суд, арбитраж) по охране норм права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер государственного воздействия к правонарушителям.

Одним из наиболее важных специально созданных государственных органов, реализующих правоохранительную функцию государства являются органы внутренних дел.

Органы внутренних дел представляют собой возглавляемую МВД России систему органов исполнительной власти и их подразделений, осуществляющих публичные функции в сфере внутренних дел и наделенных в установленных законом случаях полномочиями по применению принудительных мер воздействия на участников контролируемых правоотношений.

Органы внутренних дел выполняют значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, различных форм собственности, по борьбе с преступностью.

              Деятельность органов внутренних дел по реализации правоохранительной функции государства подразделяется на следующие основные направления:

1. Административная деятельность. Это наиболее объемная составная часть деятельности органов внутренних дел, осуществляемая подразделениями, службами и сотрудниками с помощью различных административно-правовых методов и средств. Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами, в том числе гражданами, по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод. В административной деятельности органов внутренних дел по охране и защите этих прав и свобод особое мнение занимает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности, реальное обеспечение которой дает гражданину действительную возможность использовать многое из них.

2. Оперативно-розыскная деятельность. Данный вид деятельности, выступая в качестве одного из основных направлений работы органов внутренних дел, как и некоторых других государственных органов обеспечения безопасности, представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

              К задачам оперативно-розыскной деятельности относят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

              Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

3. Уголовно-процессуальная деятельность. Эта деятельность органов внутренних дел занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Она основана на требованиях уголовно-процессуального законодательства и осуществляется по трем направлениям. Первое из них – это производство по делам, по которым предварительное следствие обязательно. К ним относятся большинство преступлений против жизни, здоровья, свободы, собственности, политических и экономических прав граждан. 

Второе направление связанное с деятельностью органов внутренних дел по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (например, делам о хулиганстве, связанном с посягательством на личность, ее здоровье, честь, достоинство).

Третьим направление деятельности органов внутренних дел в данной сфере является исполнение определений, постановлений, поручений, указаний суда, прокурора, следователя а производстве предусмотренных законом розыскных и следственных действий, а так же оказание помощи названным субъектам при выполнении отдельных процессуальных действий.

4. Предупредительная работа. Важное место в деятельности органов внутренних дел занимают организация и осуществление предупредительной, профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Профилактические мероприятия, осуществляемые в процессе управления внутренними делами, состоят из мер общей и индивидуальной профилактики.

Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Индивидуальные профилактические меры применяются непосредственно к личности с антиобщественными установками и ориентациями с целью убедить ее в необходимости законопослушного поведения. В процессе профилактики органами внутренних дел предупреждаются также несчастные случаи, вредные и общественно опасные последствия, возникающие при эпидемиях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что правоохранительная функция государства – это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

Правоохранительная функция государства реализуется через специально созданные государственные органы.

Органы внутренних дел реализуют правоохранительную функцию государства, путем ведения административной, оперативно-розыскной, предупредительной, уголовно-процессуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Дайте определение юридического термина – «иммунитет», на основе действующего законодательства Российской Федерации. При подготовке письменного ответа используйте справочно-поисковые системы «КонсультантПлюс», «Гарант».

 

Под иммунитетом в юридической науке понимается общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих норм.

В российском законодательстве термин иммунитет рассматривается исходя из конкретной отрасли права, так согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации в статье 251 дано понятие судебного иммунитета «Иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов».[6]

Информация о работе Три вопроса по теории государства и права