Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Различные трактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:
Трактовки понятия «власть» Влияние, оказываемое на других людей;
достижение определенных целей;
Различные трактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:
быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;
иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).
Так,
одним из признаков политической
системы советского типа после Октября
1917 г. было преобладание методов революционного
насилия в осуществлении
органов.
Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:
1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей;
2)
обеспечивает целостность и
3)
выступает в качестве
да и т.д.).
Представление об основных компонентах власти можно получить из приведенной ниже схемы.
Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. Структура власти Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.; основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.
Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.
Основные черты политической власти |
Верховенство
и обязательность ее решений для
всякой иной власти; обращение ко всем
гражданам;
моноцентричность (наличие единого центра принятия решений); наличие особого аппарата управления и принуждения; использование легальной силы, опора на традиции и чувства; публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права) |
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.
Для осуществления политической власти необходимо:
доминирование властной воли;
наличие особого аппарата управления;
монополия на регламентацию жизни общества;
право
на принуждение в отношении
легитимность;
суверенитет.
Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
Принципы суверенитета | Принципы легитимности |
Верховенство
государственной
власти – право государства устанавливать
в обществе единый правопорядок и его
верховенство над другими политическими
институтами, политическими партиями,
учреждениями и т.д.
Независимость государственной власти – самостоятельность и равноправие в отношениях с другими государствами |
Способность
власти созда-вать у населения веру в
то, что существующие политические ин-ституты
являются наилучшими из возможных.
Формирование убеждения в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством членов общества |
Сегодня
популярной является модель политической
власти как формы обмена и конкуренции
с позиции «теории сетей». Если
объединить существующие направления
в рамках обозначенной теории, то можно
определить сеть как относитель
Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой инфор-мации.
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.
Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был введен в научный обиход М. Вебером. Он выделил три основных типа легитимного господства.
Типы легитимного господства по М. Веберу
Признак | Легальное
господство |
Традиционное господство | Харизматическое
господство |
Правила
(нормы), положенные
в основу |
Рационально разработанные правила | Патриархальные или сословные нормы | Обаяние,
привлекательность |
Глава системы (тип «господина») | Избранное должностное лицо или коллегиальный орган | Монарх
или религиозный советник |
Пророк,
военачальник, демагог, лидер |
Источник
авторитета главы системы |
Делегирование на основе принципа большинства | Традиция
или передача по наследству |
Эмоциональное
доверие «свиты» к |
Форма
легитимности системы |
Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм | Вера в установленный порядок вещей | Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности |
Доминирующий тип социально-го поведения | Инструментальное или це-лерациональное социальное поведение | Традиционное социальное поведение | Эмоциональное социальное поведение |
М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.
Легальное господство. Легальное (рационально-бюрокра-тическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.
Легальное
господство возникает в условиях
формирования рыночной экономики и воплощается
в правовом государстве. Основными чертами
этого типа господства являются: установление
норм права и подчинение им каждого человека;
применение норм права в управлении; господство
в обществе права, а не чиновников. Воплощать
право в жизнь должны специально обученные,
компетентные чиновники – бюрократия.
Бюрократия, по Веберу, технически является
самым чистым типом легального господства.
Именно Вебер сформулировал основные
требования к чиновникам, актуальные и
по сей день: 1) лично свободны и подчиняются
только деловому служебному долгу; 2) имеют
устойчивую служебную иерархию; 3) имеют
твердо определенную компетенцию; 4) работают
в силу контракта (на основе свободного
выбора); 5) работают в соответствии со
специальной квалификацией; 6) вознаграждаются
постоянными денежными окладами;
7) рассматривают свою службу как единственную
или главную профессию; 8) предвидят свою
карьеру; 9) работают в полном «отрыве»
от средств управления и без присвоения
служебных мест; 10) подчиняются строгой,
единой служебной дисциплине и контролю.
В
условиях легального господства всегда
существует опасность превращения
бюрократии из служанки общества в
замкнутую касту, стоящую над
ним. Способы ограничения
Традиционное господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.