Тоталитарное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
рассмотреть данный политический режим и узнать все его преимущества и недостатки.

Содержание

Введение……………………………………………....3
I. Понятие тоталитаризма…………………………..…..5
II. Признаки тоталитаризма……………………………..11
III. Причины становления тоталитарных режимов…….18
IV. Характеристика тоталитаризма.….……… …………22
Заключение………………..……….………………… 25
Список литературы.……………………………….…26

Работа содержит 1 файл

Тоталитаризм.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Курсовая контрольная  работа по

теории Государства и права

студента  2 курса 2 группы

заочной формы обучения 

Института (филиала) МГЮА

имени О.Е. Кутафина в г. Кирове.

Пестова Андрея Сергеевича

 

 

Тема 7. Тоталитарное государство.

 

 

 

 

 

612 270

г. Киров

ул. Капустина д.5 кв.4

Русаков А.С.

 

План:

         Введение……………………………………………....3

  1. Понятие тоталитаризма…………………………..…..5
  2. Признаки тоталитаризма……………………………..11
  3. Причины становления тоталитарных режимов…….18
  4. Характеристика тоталитаризма.….……… …………22

Заключение………………..……….………………… 25

Список литературы.……………………………….…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть! Думаю, большинство людей понимают под эти словом наше правительство, президента, государственную думу…в общем, всё, что управляет государством. Для меня же власть, прежде всего это возможность, возможность свободно выбирать и действовать, в рамках закона, естественно. Собственно именно это и подразумевает под собой демократия. Демократия – это политический режим, где власть принадлежит народу или где интересы народа стоят на первом плане. Но, у каждого интересы свои, каждый хочет получить то, что ему нужно. В итоге получается каждый сам за себя.

На протяжении долгого периода времени граждане нашей страны находились под тотальным контролем.

Тоталитаризм -  политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. Интересным фактом является то, что именно тогда Россия стала одной из великих держав, и во многих сферах превосходила другие страны.

В СССР террор сопровождался репрессиями и высылками. Политические репрессии, согласно Закону России «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 - это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов, такие как лишения свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические учреждения, высылка, ссылка, лишение гражданства, привлечение к принудительному труду, лишение или ограничение прав и свобод лиц, которые были признаны социально опасными или неблагонадежными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, а также лишения жизни(в крайних мерах). Власть или иные источники начинали процесс угнетения народа, лишения этических прав.

Только в  период с 1937—1938 годы было арестовано 1 575 259 человек, из них 681 692 человека приговорены к расстрелу.

Как я считаю, нужно находить всегда золотую середину, возможно, слишком много свободы  «вредно» для народа. Её ограничение, возможно, в этом и есть решение всех проблем. В данное время в мире осталось очень мало стран с тоталитарным режимом, однако как мне кажется, ещё рано списывать его со счетов.

Попробуем рассмотреть  данный политический режим и узнать все его преимущества и недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие тоталитаризма

Для определения  понятия тоталитаризм, прежде всего, стоит обратиться к истории его происхождения. Хоть он и стал реальностью лишь в 20 веке, его истоки лежат далеко в древности. Ещё в странах Древней Африки и Древнего Востока был распространён такой политический режим, как Деспотия.

Деспотия форма  государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Т. е. в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Действительно многие деспотии были тоталитарными государствами. В то же время не каждая деспотия и не всегда является тоталитарным государством. Это, прежде всего, связано с некой отсталостью деспотизма от тоталитаризма.

Тоталитаризм  я считаю более совершённой формой деспотии, так как он более современный режим. Так же тоталитаризм отличается высокой степенью контроля над поведением отдельных индивидов и революционностью идеологии, нацеленной на преодоление реальных или мнимых недостатков и противоречий старого порядка, построение нового общества, формирование нового человека.

Примерами деспотии могут являться Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайских империях (династия Цынь), Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов.

Первой в  известной истории тоталитарной державой являлась шумерская Третья династия Ура, правившая в древней Месопотамии около четырёх тысяч лет назад (2112 до н. э. — 2003 до н. э.). Во время правления этой династии было осуществлено тотальное огосударствление ремесёл, введена государственная монополия на внешнюю торговлю, и проведена национализация большей части земли. Свободная купля-продажа земли, по всей видимости, была запрещена.

Экономика Ура  в период Третьей династии основывалась на принудительном труде государственных  рабов, работавших за фиксированный паёк, и произвольно перебрасываемых на другие работы, или даже в другие города. Для контроля над ними существовал обширный класс чиновников, была создана сложная система бюрократической отчётности и перекрёстного контроля. Власть опиравшегося на чиновников царя стала неограниченной, было покончено с самостоятельностью общин, аристократов, и традиционных для Древней Месопотамии городов-государств. Сложная бюрократическая система потребовала организации школьного образования, создания одного из первых в человеческой истории кодексов законов (законы Шульги), унификации системы мер и весов. Всё хозяйство страны управлялось чиновниками, были созданы централизованные государственные склады. Доктор исторических наук Зайцев А. И. называет подобную систему предшественником «той государственно-монополистической экономической системы, которую создал в нашей стране Сталин и которую он именовал социалистической». Д. В. Прокудин и Б.М.Меерсон определяют государственный строй 3-й династии Ура, как «тоталитарный», замечая, что он является одной из «аналогий», которые «на первый взгляд опровергают» «мысль о тоталитаризме как явлении исключительно XX века» А. Магдушевский высказывает мнение, что этот строй являлся «эксплуататорским социализмом. В работах других авторов встречаются такие оценки, как «идейный предшественник ГУЛАГа», или «казарменно-командная система».

Преобразования 3-ей династии Ура затронули также  религию и историю. Традиционный пантеон месопотамских богов  был, в соответствии с устройством  государства, также унифицирован и централизован. Изучаемая история была сфальсифицирована с целью устранить из шумерского прошлого борьбу исторических городов-государств.

Вторым крупным  примером тоталитаризма в древней  истории является древнекитайская  философская школа «фацзя», существовавшая в IV в. до н. э., и известная в европейской традиции как «легизм» («школа законников»). Основные положения легизма были разработаны философом Шан Яном. Его взгляды были изложены в наиболее полном виде в трактате «Книга правителя области Шан» («Шаньцзюншу»). Легистская система ценностей требовала цензуры и преследования инакомыслящих, беспрецедентного поощрения доносительства, полного отказа государства от любой деятельности, кроме войны и сельского хозяйства. Философия Шан Яна требовала от правителя относиться к собственному народу, как к бессловесному сырью, утверждая, что интересы государства и народа по сути своей антагонистичны, и предоставленный сам себе народ, безусловно, будет предаваться лишь лености и увеселениям. Согласно принципу «В стране, добившейся гегемонии, на 9 наказаний приходится 1 награда, в стране, подвергшейся расчленению, на 9 наград приходится 1 наказание» делался упор главным образом на крайне жестокие наказания карательного характера (в частности, недоносительство каралось разрубанием надвое).

Одним из ключевых понятий легизма являлась «унификация  народа», в изложении Шан Яна  означавшая всеобщее единомыслие, отказ  от путешествий, изысканной одежды, музыки, поэзии, занятия историей и всякого  рода учёности. Трактаты легизма объявляют поход вообще против культуры как таковой, считая её паразитическим занятием, отвлекающим народ от того, чем он только и должен заниматься — земледелием и войной.

Принятие царством Цинь легизма в качестве государственной  идеологии превратило его в хорошо отлаженную, и крайне агрессивную военную машину, успешно объединившую под своей властью весь Китай. Однако, оборотной стороной легизма являлась его крайняя, даже по меркам того времени, жестокость. Так, легисты практиковали принцип круговой поруки, в соответствии с которым за совершение преступления карались также все родственники осуждённого по трём линиям — отца, матери и жены. Широко практиковалась смертная казнь, а в юриспруденции господствовала презумпция виновности обвиняемого, в соответствии с которой он сам должен был доказывать свою невиновность. Поощрялся также курс на крайнюю военную агрессию, а заслуги командиров и солдат измерялись буквально в головах убитых противников.

Объединение Китая  под властью легистов привело  к унификации иероглифов, транспорта, денежной системы, массовым общественным работам, в частности — к началу строительства Великой стены. Вместе с тем, легисты у власти также «прославились» рядом одиозных мер, к числу которых относились массовые сжигания «бесполезных» книг, и закапывание живьём в землю конфуцианских учёных. Откровенно карательный и антикультурный уклон легизма привёл к тому, что единая общекитайская держава под его управлением продержалась всего лишь около 15 лет, начав рассыпаться немедленно после смерти основателя империи Цинь Шихуанди.1

Так же нужно  обратиться к термину диктатура. Он дошёл до нас из древнеримского права и означает «неограниченная  власть» Древний Рим даёт много  поучительного относительно данного  феномена. На древнеримском примере можно так же увидеть различие между диктатурой в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле это диктатура как положение Римского права, т.е. явление вполне узаконенное, в отличие от тирании (форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении) или олигархии (политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан), где власть верховной личности или группы лиц не была ограничена законом.

В республиканском Риме диктатор был связан правом и в полномочиях, и в сроках пребывания у власти. Диктатором становился один из консулов на период более шести месяцев для защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Однако он в праве был изменять законы, вмешиваться в гражданское судопроизводство, объявлять войну, вводить новые налоги и т.д. По сути дела это был главнокомандующий с большими полномочиями.2

Но пора перейти  к современной версии происхождения  термина Тоталитаризм. Слово «тоталитарный» впервые было употреблено в Италии в начале  20-х  гг.  XX  в. Дж. Амендола  и   П. Гобетти   при   критике   Муссолини,   утверждавшего однопартийную фашистскую систему.  Перехватывая  инициативу,  Муссолини  сам провозгласил тогда своей целью создание «тоталитарного  государства».  Позже в  положительном  смысле  термин  «тоталитарное  государство»   употреблялся нацистскими   правителями   в   Германии.   Негативный   смысл   в   понятия «тоталитаризм», «тоталитарный» в 20-е и 30-е гг.  вкладывали  итальянские  и немецкие антифашисты, критиковавшие фашистские порядки. Так же Лев Троцкий, в своей книге преданная революция», назвал режим СССР в 30-ые годы тоталитарным.

Новая полоса  расширяющегося  употребления  понятия  «тоталитаризм»,  а также производного «тоталитарный» начинается после Второй мировой  войны,  в условиях «холодной войны» между Западом и Востоком. На этом этапе  наряду  с прежним   употреблением   этих   понятий   они   широко   применяются    для характеристики сталинского Советского  Союза,  а позже маоистского Китая, Кампучии «красных кхмеров». В большой степени этому способствовали книги  X. Арендт   «Происхождение  тоталитаризма»  (1951  г,)  и  К.  Фридриха  и   3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и  автократия»  (1956  г.),  содержавшие как социологическую, так и политологическую характеристику  рассматриваемого явления.3

Характерные черты  тоталитаризма:

1. власть контролирует  все сферы деятельности человека.

2.формирование  власти при тоталитарном режиме идет бюрократическим способом по закрытым от общества каналам. Власть окружена ореолом тайны и недоступна со стороны общества.

3.отношение  людей к власти: общество отчуждено от власти, но не осознает это.

4. роль идеологии  в общество – осуществляется всеобщая регламентация жизни. Идеология начинает напоминать форму религии.

5. лидер всегда  харизматический, опирается на  партию и группу.

6. запрещено  все, кроме того что приказано  и разрешено. 

7. власть осуществляет полный контроль над всеми СМИ.

8. демократические свободы и права носят формальный характер. Государство выполняет определённые соц. функции.

9. При тоталитарном режиме существует определения соц. строения общества. Значит, часть граждан отчуждена от собственности. Основная доля собственности сосредоточена в одних руках (олигархия).

10. Происходит  слияние госаппарата с аппаратом правящих партий и обществ, организаций.

Информация о работе Тоталитарное государство