Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:11, курсовая работа
Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.
В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.
Введение 3
Глава I Понятие и характеристика тоталитарного государства 5
Глава II Виды тоталитарных государств
§ 1. Фашистское тоталитарное государство 10
§ 2. Коммунистическое тоталитарное государство 20
§ 3. Современное тоталитарное государство 22
Глава III Критика тоталитаризма 28
Заключение 31
Список источников и литературы 33
В
результате многодесятилетней деятельности
северокорейских властей в стране удалось
создать стройную систему тотального
контроля – построить общество, в котором
все стороны жизни индивида если и не управляются
властями, то, по крайней мере, им известны
и отчасти контролируются. Насколько эффективна
эта система? Северокорейское государство
существует уже более полувека, за которые
в мире произошли немалые изменения. Уже
само это обстоятельство показывает, что
эффективность северокорейской системы
политического контроля (равно как и тесно
связанной с ней системы идеологической
обработки населения) достаточна велика.
Сколько бы лет ни отпустила еще история
северокорейскому государству, оно всегда
будет привлекать внимание историков
и социологов именно как образец тотально
контролируемого общества, просуществовавшего
в течение достаточно долгого времени.
ГЛАВА
III. КРИТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА
Тоталитаризм – явление весьма неоднозначное и противоречивое. Такие личности как И.В. Сталин, А. Гитлер, Б. Муссолини, Мао Дзедун внесли существенный вклад в становление тоталитарных режимов в своих странах. Эти люди, которых одни любят, а другие ненавидят, своими политическими и экономическими действиями и распоряжениями уничтожили тысячи, даже миллионы людей ради «великой идеи».
Основной причиной успеха первых тоталитарных движений и партий в начале XX века является их массовость. Правящие буржуазные или аристократические круги считали массы аполитичными, «тёмными», бесполезными в политике. И для этого было достаточно оснований. Сам термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых в силу либо просто их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе, – в политические партии или органы местного самоуправления, или различные профессиональные организации и тред-юнионы37. Для подъема нацистского движения в Германии и коммунистических движений в Европе после 1930 г. показательно, что партии набирали своих членов из массы явно безразличных людей, от которых отказывались все другие партии как от слишком вялых или слишком глупых и потому недостойных их внимания. В результате большинство движений состояло из людей, которые до того никогда не появлялись на политической сцене38.
Вследствие политической неопытности рядовых партийцев эти партии зачастую были объединениями вокруг одного человека – вождя, который благодаря искусной демагогии, популизму, получал от преданного народа всю полноту власти. Харизматичный лидер, поддерживаемый массами, начинает ограничивать свободы граждан с требования тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности даже ещё до захвата им власти39. А получив её, начинает расправляться с политическими противниками, ссылаясь на их контрреволюционность, пособничество врагам, социальную опасность.
Примером могут послужить сталинские репрессии 1930х годов. Начиная с 1934 года, в советском Уголовном кодексе фигурировали статьи, дававшие министерству внутренних дел право арестовывать «социально опасных» и «контрреволюционеров», приговаривая их к долгим срокам пребывания в концлагере, причем не подлежащий обжалованию приговор мог быть вынесен и в отсутствие обвиняемого, и в отсутствие защитника40. Эта репрессивность на основе закона — не главный аспект террора как явления.
Вторым, еще более устрашающим аспектом террора были административные суды. Юридический документ 1937 года в случае контрреволюционной деятельности предусматривает вынесение обвинительного приговора по сокращенной судебной процедуре: все должно быть завершено в несколько дней, без предоставления подсудимому каких бы то ни было возможностей защиты и права на обжалование приговора. Однако даже такое законодательство еще не могло неизбежно привести к сталинскому террору41.
Третий вид террора, отличный от двух первых,— депортация целых народов. Во избежание обвинений в пристрастности Р. Арон приводит несколько строк из доклада Хрущёва о феномене перемещения народов: «...Уже в конце 1943 года, когда на фронтах Великой Отечественной войны определился прочный перелом в ходе войны в пользу Советского Союза, было принято и осуществлено решение о выселении с занимаемой территории всех карачаевцев. В этот же период, в конце декабря 1943 года, точно такая же участь постигла все население Калмыцкой автономной республики. В марте 1944 года выселены были со своих родных мест все чеченцы и ингуши, а Чечено-Ингушская автономная республика ликвидирована. В апреле 1944 года с территории Кабардино-Балкарской автономной республики выселены были в отдаленные места все балкарцы, а сама республика переименована в Кабардинскую автономную республику. Украинцы избежали этой участи потому, что их слишком много и некуда было выслать. А то он бы и их выселил»42.
В отличие от коммунистических репрессий, в основном всё-таки направленных против врага классового, фашистский террор выбрал своей жертвой исключительно различные национальности, объявленные на государственном уровне неполноценными, враждебными по отношению к государствообразующей нации. Хорошим примером может послужить холокост, в ходе которого были уничтожены миллионы евреев на всей занятой фашистами территории. Но евреи не были единственными жертвами: представителей славянских и многих других народов фашисты уничтожили куда больше.
Сосредоточение власти в руках одной партии неизбежно порождает сращивание её с государственным аппаратом. Такое произошло в Советском Союзе, где бюрократия была подчинена КПСС43.
Ещё
одной отрицательной чертой тоталитарных
режимов является милитаризация
промышленности и общества и агрессивная
внешняя политика. Например, Германия
смогла за короткий срок создать сильнейшую
в Европе армию, захватить почти весь этот
континент, она вместе с союзниками несколько
лет противостояла антифашистской коалиции,
обладавшей большими ресурсами, и была
сломлена лишь после полнейшего военного
поражения. И ускоренная индустриализация
СССР была необходима для обеспечения
военного паритета с «буржуазным миром».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При
тоталитаризме наблюдается
При этом всё индивидуальное подчиняется всеобщему. Это также относится и к самому господствующему классу: его представители тоже отождествляются едиными с тоталитарным государством, становятся олицетворением всеобщих стандартов и ценностей.
Как показала история, система власти, построенная на главенстве единой идеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и норм, не способна гибко приспосабливаться к динамике сложносоставных обществ. Это внутренне закрытая система, которая движется по законам самоизоляции.
Поэтому
в современном мире тоталитаризм
не может обеспечить политические предпосылки
ни развития рыночных отношений, ни органичного
сочетания форм собственности, ни поддержку
предпринимательства и
В условиях современного мира её внутренние источники разложения связаны, прежде всего, с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Тоталитарный режим не нуждается в повышении общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоёв общества, так как действует только мобилизационными методами. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют поддержку данного режима, у которого отсутствует способность к поиску оптимальных ответов на вызовы времени.
Страх и террор не могут вечно преследовать людей. Малейшее ослабление репрессий активизирует в обществе оппозиционные настроения, равнодушие к официальной идеологии, кризис лояльности. Сохраняя некую преданность господствующей идеологии, люди начинают жить по двойным стандартам. Оппозиционность воплощается в появлении диссидентов, чьи идеи постепенно распространяются и подрывают идеологический монополизм правящей партии.
Главным
источником разрушения и невозможности
воспроизводства тоталитарных порядков
в XXI веке является отсутствие ресурсов
для поддержания информационного режима
моноидеологического господства. Существуют
и чисто технические предпосылки нежизнеспособности
тоталитарных систем. Качественное изменение
информационных технологий не может не
вовлечь в новые порядки даже те страны,
которые пытаются искусственно изолировать
свое информационное пространство от
проникновения «чуждых» идей. А разрушение
системы единомыслия и есть основная предпосылка
крушения тоталитаризма.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ