Толкование норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы как можно шире раскрыть особенности и понятия толкования норм права, установить причины и субъекты, а так же изучить виды и способы толкования норм права.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________
II. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА________________________
III. ПРИЧИНА И НЕОБХОДИМОСТЬ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА___
IV. СУБЪЕКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА______________________
4.1. Официальные субъекты толкования_____________________________
4.2. Неофициальные субъекты толкования___________________________
V. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ВИДОВ И СПОСОБОВ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА___________________________________________________
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx курсовая готовая..docx

— 51.53 Кб (Скачать)

      В ходе проведения толкования уточняются не только общее содержание и назначение данной нормы, но и ее более конкретные элементы и обстоятельства, необходимые  для осуществления правоприменительной  деятельности. Устанавливаются основная цель принятия закона или нормативно-правового  акта, его роль или назначение, возможные  последствия его применения. Выясняются условия применения данного акта, его место в системе законодательства и характер его взаимосвязей и  взаимодействия с другими «прилегающими» к нему актами. Определяется тот  смысл правого акта, который имел в виду законодатель. Достигается  его точное и единообразное понимание  и одинаковое на всей территории действия данного нормативно-правового акта применение.

      Уяснение  смысла и содержания нормы важнейшее  условие ее применения, иначе ее можно применить ошибочно со всеми  вытекающими отсюда последствиями. И тот, кто применяет правовую норму, и тот, в отношении которого применяется эта норма, должны убедиться, что ее смысл и содержание таковы, какими их определил законодатель. Поэтому найти ту или иную норму  для применения еще не достаточно. Надо еще понять, когда и почему она появилась, какие цели ставили  при ее принятии, что она устанавливает, определяет.

      Толкование, писал Н.М. Коркунов, «разъясняет  смысл отдельных юридических  норм».  Не выявив смысла нормы, нельзя ее и применять. Поэтому толкование есть, необходимое условие применению юридических норм.4 Таким образом, необходимость толкования норм права очевидна. Толкование помогает законодателю и право - применителю выявить и устранить пробелы и противоречия в законодательстве. Оно также эффективно  в выявлении формально не отмененных, но фактически не действующих в силу исчезновения ряда прежних общественных отношений или по иным причинам правовых норм. 

 

      IV. СУБЪЕКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА 

      Субъект толкованияэто органы и лица, от которых исходит толкование.

      В зависимости от субъекта, толкование подразделяется на официальное и  неофициальное толкование.  Соответственно субъекты толкования подразделяются  на официальные и неофициальные  субъекты.

      4.1. Официальные субъекты.

        Это субъекты, специально уполномоченные органы и лица, акты толкования которых, влекут юридические последствия и обязательны для применения.

      Официальное толкование бывает двух видов: нормативное  и казуальное. Среди нормативного толкования различают аутентичное  и легальное толкование. Аутентичное  толкование означает, что разъяснение  смысла применяемых норм исходит  от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого  органа, поэтому, издав нормативный  акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые  с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут  быть все правотворческие органы, например, Государственная Дума. 5

      Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так Верховный Суд, не являясь  правотворческим органом, тем не менее, имеет право толковать  нормативные акты, в том числе  и акты, принимаемые высшими законодательными органами. 6

      Казуальное  толкование в свою очередь бывает  судебное и административное. Судебное казуальное толкование дается судебным органом по поводу рассмотрения конкретного  дела и обязательно лишь для этого  дела. Административное казуальное толкование – разъяснение смысла нормы, даваемое не только в решении конкретных дел, но и в виде указаний нижестоящим  органам о том, как они должны решать то или иное дело.7

      Можно выделить три основные группы субъектов  официального толкования права:

    1. Судебная  система Российской Федерации;

    2. Уполномоченные  государственные органы и должностные  лица Российской Федерации;

    3. Управомоченные  общественные объединения. 

      Как мы видим, толкование осуществляется судебными  органами и, прежде всего Верховным  Судом РФ, его Пленумом. Оно может  быть как нормативным, так и казуальным. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права  Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива, толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. Но толкование имеет место быть только по запросу  соответствующих субъектов (ст. 125 Конституции  РФ) которыми  являются Президент  Российской Федерации, Государственная  Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной власти субъектов  Федерации, а так, же по жалобам граждан. Конституционный Суд рассматривает  соответствие издаваемых в РФ законов, других правовых актов, отдельных норм Конституции, и в случае признания  их не конституционными они теряют свою юридическую силу.

      Таким образом, конституционное (уставное) толкование осуществляется:

  • федеральным органом конституционного толкования - Конституционным Судом РФ;
  • специализированными органами конституционного (уставного) толкования субъектов РФ – конституционным, уставными судами, уставными палатами и пр.;
  • неспециализированными органами конституционного (уставного) толкования субъектов РФ – законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации.

      Конституционное (уставное) толкование может осуществляться указанными органами как непосредственно, т.е. при помощи специальной процедуры  толкования (нормативное толкование), так и в процессе рассмотрения конкретного дела по вопросам, затрагивающим  в той или иной мере нормы конституций  и уставов (казуальное толкование).

      Разновидностью  судебного толкования является арбитражное  толкование.

      Официальное толкование права могут давать так  же органы исполнительной власти (Правительство, подчиненные ему министерства, ведомства, службы, комитеты), но в рамках своей  компетенции. Чаще всего указанные  структуры дают аутентичное толкование, т.е. разъясняют свои собственные акты (постановления, распоряжения, инструкции), особенно по социальным вопросам.

 

      4.2. Неофициальные субъекты.

      Неофициальные субъекты толкования – это различные органы и лица толкование норм, которых, не имеет юридической силы и не имеет обязательного значения.

         Неофициальное толкование происходит, когда разъяснение смысла законов и иных нормативных актов могут даваться не только определенными компетентными на то органами, но и общественными организациями, крупными государственными и общественными деятелями, учеными, а также любыми другими гражданами в их повседневной жизни.

      Отличительным признаком неофициального толкования является произвольность его формы  и в правовом плане - необязательность для юридической практики. «Неофициальным толкованием называется разъяснение  смысла права, осуществляемое не уполномоченным специально на это органом, лицом  и не имеющее обязательного характера»

      Среди субъектов неофициального толкования выделяют:

  1. Научные и другие квалифицированные юридические учреждения, разъясняющие смысл правовых норм на основе их анализа и уяснения (доктринальное толкование).
  2. Юристы-практики, работники государственного аппарата (профессиональное или компетентное толкование).
  3. Простые граждане, которые осуществляют толкование в быту, в повседневной жизни (обыденное толкование). Толкование правовой нормы, осуществленное гражданином, не будет официальным, не будет обязательным, хотя может использоваться для правотворческой инициативы и других активных действий в правовой сфере.

      В структуру неофициального толкования входят следующие участники: индивидуальные - граждане РФ и иностранцы; коллективные - Совет юристов РФ, Союз журналистов РФ, коллегии адвокатов субъектов РФ; коллегия адвокатов РФ, ученые советы, учреждения, организации различной формы собственности и организационно-правовой формы, кооперативы и т.д. 

 

    IV. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И СПОСОБОВ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 

     Толкование, как было сказано в первой главе, разделяют на толкование- уяснение и толкование-разъяснение. Некоторые  авторы, например М.Н. Марченко, говоря о способах толкования, прикрепляют  все способы к толкованию-уяснению. По моему мнению, этого делать нельзя. Представим ситуацию: у двух юристов, Иванова и Магерамова, возникает  спор о смысле и содержании одной  и той же нормы права. Иванов уяснил смысл правильно, а Магерамов  по каким-либо причинам неправильно.  Иванов при помощи тех же способов, с помощью которых он уяснил норму  сам, разъясняет норму Магерамову. Так, способ уяснения  становиться способом разъяснения. Иначе как  представить  доказательство, что именно его толкование нормы истинно. Таким образом, способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить и разъяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Способы толкования – это приемы, которые основываются на данных определенной отрасли знаний и используются при раскрытии содержания юридических норм в целях их практической реализации.

     Юридическая наука не достигла единого мнения о количестве способов толкования. Поэтому современная теория права  рассматривает основными способами  толкования: грамматический,  систематический, логический, исторический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

     Грамматический способ толкования. В литературе данный способ именуется по-разному: языковой, текстовой, филологический. 

     Грамматический  способ основывается на знании языка, на котором сформулирована норма  права, на использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотреблении. С грамматической точки зрения закон представляет собой предложение (набор слов), т.е. мысль, выраженную словами.

      Начинать  грамматическое толкование надо с исследования каждого слова в нормативном  акте. Необходимо установить основное значение  слова, его смысловое  выражение в данном контексте, грамматическую форму.

      Большое значение при толковании норм права  имеет исследование специальных  терминов употребляемых в законодательстве. В  нормативных актах  следует  различать следующие термины:

  1. Обще употребляемые, обыденные.
  2. Обще употребляемые термины, имеющие в правовом  акте особый смысл.
  3. специальные термины, особое значение имеют юридические термины.

      После уяснения смысла отдельных слов и  терминов устанавливается смысл  предложений, посредством которых  сформулирована норма, исследование их общей грамматической и смысловой  структуры. Для этого рассматриваются  грамматические и синтаксические связи  внутри предложения (знаки препинания, союзы, их смысловая  роль). Недостаточное  знание правил грамматики, неправильная их интерпретация может  привести к неточному пониманию содержания нормы а, следовательно, и к её нарушению в процессе реализации. В результате грамматического толкования устанавливается содержание текстуального  выражения правовой нормы. Изучение действительного содержания правовой нормы должно быть продолжено с помощью  других приемов.

     Систематический способ толкования. В ходе систематического толкования, во-первых, определяется место нормы в системе права, в  отрасли права, в институте права. Далее устанавливаются нормы логически связанные с толкуемой нормой.

     При систематическом толковании важен  учет связей норм права, оказывающих  влияние на  смысл толкуемой  нормы. Одной из таких связей является, связь общих и специальных  норм.

     Специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. При наличии специальной  нормы общая норма не применяется.  В юридической науке и практике сложилось правило: специальный  закон отменяет действие общего закона применительно к фактам, предусмотренным  специальным законом. Например, если ч. 1 ст. 105 УК РФ предусматривающая ответственность  за убийство, является общей,  то ст. 107 (убийство в состоянии сильного внезапно возникшего душевного волнения) и ст. 108 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), являются  специальными и ограничивают сферу  действия ст. 105.

Информация о работе Толкование норм права