Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:58, курсовая работа
Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним. Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства- с классификацией его формы.
технологическими и
1.
Заключение
В своей курсовой работе я изучил типы государств, согласно двум подходам –
формационному и цивилизационному.
Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках
определенной общественно-
неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис,
состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений
собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание,
мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической
формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке
и необходимости соответствия надстройки базису.
Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда,
трудовых навыков человека)
приводит к изменению формы
отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые
более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия,
наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений,
меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся
соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более
высокому типу общественно-экономической формации.
Первый исторический тип
государства –
возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее
собой политическую организацию экономически господствующего класса
рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное,
предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип
– социалистическое государство, где господствует общественная собственность и
власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное
государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же
исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.
В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того,
наше государство считалось социалистическим, и одно его существование
гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло,
и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.
Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в
развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную
жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным
образом определяют особенности развития данной общественной системы и
характерные черты ее государственной власти.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные
цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных
институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская,
китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими
типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее
государственностью, которая в настоящее время только складывается и для
которой характерно совместное существование традиционных и современных
социально-политических структур.
Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план
качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме
того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который
объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в
единое целое.
В заключение, если говорить о типе современного Российского государства, я бы
отнес его к буржуазному типу - по теории К. Маркса.
Список литературы
1. Букалов А.В. –
Интеграционная соционика.
государств // Соционика, ментология и психология личности, №5, 1998.
2. Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999.
3. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств//
Вестник Нижегородского Университета, 1999.
4. Графский В.Г. –
Всеобщая история права и
– ИНФРА-М, 2000.
5. История политических и правовых учений – Учебник, под. ред. Нерсесянца
Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
6. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления
социумов, М.: МПСИ, 2000.
7. Общая теория государства и права - Учебник, под. ред. Лазарева С.Н.,
М.: Юрист, 1996.
8. Плетников Ю. Цивилизационная и формационная триады // Свободная мысль,
1999, № 3.
9. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.
10. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
1 Общая теория государства и права -
Учебник, под. ред. Лазарева С.Н., М.: Юрист, 1996
1 Графский В.Г. – Всеобщая история права и
государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000
1 Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999
1 Графский В.Г. – Всеобщая история права и
государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М; 2000
1 Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999
1 Вехорев Ю.А. – Типология государств.
Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999
1 Плетников Ю. Цивилизационная и
формационная триады // Свободная мысль, 1999, № 3
1 Букалов А.В. – Интеграционная
соционика. Типы коллективов, наций, государств // Соционика, ментология и
психология личности, №5, 1998