Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства. Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……..3
1. Типология государств……………………….…….…………….…...5
2. Типология государств при формационном подходе……………...14
2.1. Рабовладельческое государство………………….………...….14
2.2. Феодальное государство………………………………....…….16
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство……….…...….19
2.4. Социалистическое государство…………..……..……….……23
3. Типология государств при цивилизационном подходе………….25
Заключение……………………………………………………….……28
Список использованной литературы……………………….………..29

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 53.71 Кб (Скачать)

К теориям экономического роста тесно примыкают теории менеджеризма и теории единого индустриального  общества. Согласно им научная революция  несет все необходимые социальные преобразования, не затрагивая при  этом основы государственного строя (это противопоставление марксистскому учению.) Вообще многие теории цивилизационного подхода «призваны бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории».

Существует так же теория сближения социалистической и капиталистической  систем. Так А.Д. Сахаров считал, что  эти две системы должны слиться  во едино, перенимая друг у друга  все лучшее.

Другой подход в рамках цивилизационного заключается в  том, что каждое общество представляет собой замкнутое образование  со своими особенностями экономики, культуры, религии, психологии и т.д. Эти теории разрабатывали А. Тойнби, Л. Н. Гумилев.

Вопрос о классификации  государств был глубоко исследован Л.Н. Гумилевым. Он разработал оригинальную теорию, по которой каждый народ (этнос) в своем развитии проходит определенные стадии, в каждой из которых имеет  свои особенности культуры и особенности  народного характера.

Суть его теории в том, что люди объединяются по принципу комплиментарности.

Комплиментарность- это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия  к другим, т.е. положительная и  отрицательная комплиментарность. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения выбирают себе подходящих людей  именно по этомукомплиментарному признаку - выбирают тех, кто им просто симпатичен. Симпатия и антипатия играют очень  большие роли в формировании этнических групп и создаваемых ими государств.

Этнос у человека – это  то же, что прайды у львов, стаи у  волков, стада у копытных животных и т.д. Это форма существования  вида Homosapiens и его особей, которая  отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических  характеристик, какими являются расы.

По теории предложенной Гумилевым  этносы в своем развитии проходят определенные ступени, на каждой из которых  свои особенности культуры, науки, общественного  уклада, социальных и правовых институтов данного этноса. Прохождение и  само наличие этих ступеней развития связано с открытым Гумилевым  явлением пассионарности, уровень которой  и определяет фазу (ступень) развития этноса. Гумилев выделяет шесть таких  ступеней:

1. Вспышка пассионарности  и период подъема - характеризуется  тем, что общество говорит человеку  одно: «Будь тем, кем ты должен  быть. Если ты король – будь  королем, если ты слуга –  будь слугой». Во время вспышки  пассионарности происходит большое  количество войн, конфликтов.

2. Акматическая фаза - люди  теперь уже не хотят занимать  свое место. Они перестают работать  на общее дело и начинают  бороться каждый сам за себя. Поэтому императив меняет свое  значение - «Будь самим собой». В  таких случаях может возникнуть  анархия за счет сильно пассионарных  особей.

3. Фаза надлома - в истории  Европы фаза надлома совпала  по времени с реформацией. В  силу вступил новый императив  общественного сознания: «Мы устали  от великих, дайте пожить» Выживут,  правда, далеко не все (в те  времена в Германии осталось  лишь 25% населения).

4. Инерционная фаза - возникает  общепризнанный идеал новой фазы (чаще – это отвлеченный идеал  человека). Это время, когда не  случается широкомасштабных войн, революций и других бедствий, присущих общественной жизни.  Именно сейчас человек начинает  покорять природу.

5. Фаза обскурции - это  время когда сам по себе  императив поведения меняется  мало. Они говорят: «Мы на все  согласны, только вы нас кормите…».  Всякий рост становиться явлением  одиозным. Трудолюбие подвергается  осмеянию, интеллектуальные радости  вызывают ярость.

6. Гомеостаз - это все  что осталось после фазы обскурции,  Гумилев назвал это «Реликтовый  этнос». Время гармоничных отношений  человека и природы, недостижимый идеал современного хозяйства. Человек этнического гомеостаза – хороший человек, с гармоничным складом психики.

 

Заключение

 

Изучив теоретические  аспекты данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой  метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью  обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат  типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая  классификация, осуществляется она  в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного.

Еще не так давно формационный подход к исследованию типологии  государства считался в нашей  стране единственно верным. Признавался  только анализ общественной жизни, ее политической и правовой стороны, только как составной части классовой  общественно-экономической формации. К.Маркс и Ф.Энгельс говорили, что ими создана совершенно новая  наука об обществе.

Учения цивилизационного подхода напротив, больше опираются  на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не возводя  ее в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне  рамок конкретных социальных систем. Такой подход игнорирует важные положения  исторического материализма о ведущей  роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития

Цивилизационный подход к  изучению типов государств тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004.

2. Гумилев Л. Н. «Этногенез и биосфера Земли»- М.: 1996.

3. Гумилев Л. Н. «Конец и вновь начало» -М.: 1994.

4. История древнего мира / Под ред. Дьякова И.М.: В 2 т. – М., 1983.

5. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997.

6. Курицын В.М. История государства и права России (1929–1940) Учебное пособие для высшей школы – М.: Международные отношения, 2004.

7. Ленин В.И.Полное собрание сочинений – М.: 1984.

8. Маркс К. Энгельс Ф. Ленин В.И. Сочинения - М.: 1986.

9. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В.М. -Юрист - 2004.

10. Скоков А.М., Строев Е.А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003.

11. Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист - 2004.

12. Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004.

13. Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 2003.

14.  Еллинек Георг. Общее учение о государстве. С. - Петербург, 1908. С.211.

15. Каленский В.Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1977. С.75.

16.  Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969. С.47.

17. Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. Т.2.

18.  Основы теории государства и права, М., 1982. С.23

19.  Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С.194, 239, 244.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.286.   

1 Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В.М. -Юрист - 2004.

2 Там же

3 Теория государства и права. Курс лекций Матузова

4 Основы теории государства и права

5 Там же

6 Маркс К. Энгельс Ф. Ленин В.И.

7 Там же

8 Ленин В.И.Полное собрание сочинений

9 Там же

10 Там же

11 История древнего мира

12 Общество, государство и право России

13 История древнего мира

14 Там же


Информация о работе Типология государства