Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:59, дипломная работа
Моя курсовая работа состоит из трех параграфов. В первом параграфе говорится о понятии типологии государств, о её сущности и особенности. Во втором параграфе – о цивилизационном подходе, о его недостатках и отличии от формационного подхода. Третий параграф нашей курсовой о формационном подходе. Он, в свою очередь, состоит из нескольких пунктов. Так как именно третий параграф я раскрыла полностью, тщательно рассмотрев формационный подход. Здесь мы раскрыли понятие рабовладельческого государства, феодального государства, буржуазного, и наконец, социалистического государства.
Введение………………………………………………………………. 3
§1. Понятие типологии государства………………………………….4
§2. Цивилизационный подход………………………………………...7
§3. Формационный подход…………………………………………...11
Заключение………………………………………………………….....26
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
в г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Специальность: Бакалавриат
Направление: 030900.62 – «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
На тему:
«ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА»
Набережные Челны
2012
Содержание работы
Введение…………………………………………………………
§1. Понятие типологии государства………………………………….4
§2. Цивилизационный подход………………………………………...7
§3. Формационный подход…………………………………………...11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………….....28
Введение
Типология представляет собой один из важнейших методов познания исторического развития государства и права. В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение и смена этапов происходит в связи с целым комплексом причин, которые для каждого государства своеобразны и связаны с историческими событиями, традициями, расположением на планете и т.д.
Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права, ведь абсолютно любое государство имеет свои определённые характеристики, по которым его можно определить к тому или иному типу государств.
Моя курсовая работа состоит из трех параграфов. В первом параграфе говорится о понятии типологии государств, о её сущности и особенности. Во втором параграфе – о цивилизационном подходе, о его недостатках и отличии от формационного подхода. Третий параграф нашей курсовой о формационном подходе. Он, в свою очередь, состоит из нескольких пунктов. Так как именно третий параграф я раскрыла полностью, тщательно рассмотрев формационный подход. Здесь мы раскрыли понятие рабовладельческого государства, феодального государства, буржуазного, и наконец, социалистического государства.
1.Понятие типологии государства
Диаконов Владимир Викторович дает следующее понятие типологии: Типология - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств по однородным группам и подгруппам.
Предпосылками для определения типологии государства является целый ряд факторов.
Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.
Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.
Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями.
Но в то же время у отдельных государств имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу - исторический тип государства.
В развитии каждого государства наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существует определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства - с другой1.
Лазарев В.М. считает, что смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Переход от одного исторического типа государства к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.
Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства.
В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.
В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Его содержание применительно к процессу развития государства характеризуется следующим:
• постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека;
• развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний;
• уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды;
• демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций;
• гуманизация государственного управления и нормативного регулирования.
В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени2.
Г.Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.
Американский профессор Р.Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества3.
§2. Цивилизационный подход
Заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. Предложил его английский историк Арнольд Тойнби4.
А. Тойнби дал следующее определение цивилизации. Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло - остаются неизменными. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство5.
Цивилизация – понятие весьма ёмкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, ступень общественного развития, следующая за варварством и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес её целостности и органичности6.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития7.
Определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти. На начальном этапе человеческой истории социокультурные факторы, определяющие лицо общества, формируются у разных народов автономно, независимо друг от друга. Возникают первичные, древнейшие цивилизации, обладающие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнекитайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие первичных цивилизаций, приводит к формированию особенных типов средневековых цивилизаций - европейской, арабской, восточной, американской и др. Каждая такая цивилизация объединяет страны, имеющие существенные общие черты, В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур. Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип государства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизованного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.
В частности, основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций:
1) Локальные (существовали когда-либо в конкретном месте, например, шумерская, эгейская, индийская и др.)
2) Особенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и.т.д.)
3) Древние, средневековые и современные
4) Крестьянские, промышленные и научно-технические
5) Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные
6) Мировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципах всеобщего гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Данный принцип не отрицает национальных обычаев и традиций.
Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
Цивилизационный подход дает возможность представить и сопоставить разнообразие государственно-правовых систем современности на основе многофакторных критериев8.
Рассматривая
цивилизационный вариант
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.