Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:19, курсовая работа
Введение
Тема моей курсовой работы – «Типы государства». Проблема типологии
государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и
права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме
государства, но не совпадает с ним.
Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и
Введение. 3
I. Понятие государства. 5
1.1. Природа государства. 5
1.2. Элементы государства. 6
II. Типология государств. 8
2.1. Проблема типологии государства. 8
2.2. Подходы к типологии государств. 9
2.2.1. Характеристика формационного подхода. 12
2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода. 13
III. Типы государств согласно формационной теории. 15
3.1. Рабовладельческое государство. 15
3.2. Феодальное государство. 16
3.3. Буржуазное государство. 17
3.4. Социалистическое государство. 18
3.5. Переходное государство. 18
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории. 20
4.1. Место государства в первичной цивилизации. 20
4.2. Место государства во вторичной цивилизации. 21
V. Современная теория государства. 23
Заключение. 27
Список литературы.. 29
цивилизационный подход.
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с
тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом
этой многозначности и
разрабатывается сегодня
запада и востока. В
своих исследованиях они
представителей философско-
М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную
систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в
соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем
поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых
духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и
социально-экономического строя исходит из стремления покончить с
абсолютизацией материально-
предельно широких позиций определяющего воздействия на него духовно-
нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от
формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства
экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает существование
детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять
развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании
государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или
представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства,
осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-
экономического подхода.
Сторонники этого аргумента аргументируют это так: в основе государства лежат
экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких
стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному
труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются
именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как
культура, или цивилизация. В итоге цивилизация влияет на социальную организацию
общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить
влияние способа производства, и тем самым, прервать поступательное формационное
развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования
государства. Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах
арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д
1. И наоборот, социокультурные,
духовные факторы могут
прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская
церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора
капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей
государственно-правовых начал.
Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него:
формационного и цивилизационного. Какой из них победит, сказать заранее
нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в государственной и
других сферах общественной жизни. Поэтому правильное понимание соотношения
государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих
подходов. Однако, исторический опыт государственности показывает, что жесткая
привязка природы того
или иного государства к
формации не дает ответа на многие вопросы.
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и
цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы
государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно
православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли
в противостояние.
Такой подход наполняет конкретным содержанием такие категории, как «Восток-
Запад» и «Север-Юг». Формационные критерии мало что объясняют в современных
государственных противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства.
2.2.1. Характеристика формационного подхода
Формационный подход – это исследование состояния и развития общества,
закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения
качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных
отношениях и классовой структуре.
Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках
определенной общественно-
неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который
состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений
собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание,
мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической
формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке
и необходимости соответствия надстройки базису.
В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к.
природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными
особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически
изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить
характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система его
важнейших сторон и свойств,
порождаемых соответствующей
С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому
классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип
государства – это тесно
взаимосвязанные черты
определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим
базисом.
2.2.2. Характеристика
Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется
духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент
представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним
экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными
созданиями природы и движущих сил цивилизации.
[1]»1
Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества,
закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения
качественных изменений
в социокультурной среде
народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и
духовно-культурной жизни общества:
1. Природа государства
определяется не только
но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире,
ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не
только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные
образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
2. Государственная
власть как центральное
рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать
схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата
отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и
престижа, морали и др.
3. Разнородность
культур – во времени и
почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям,
останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни
особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных
культур и черт национального характера.
III. Типы государств согласно формационной теории
Типология государств, в своем
основании, имеет общественно-
формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип
государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно:
первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и
коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный
тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что
история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий,
феодальный, буржуазный и социалистический.
3.1. Рабовладельческое государство
Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства,
возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим
собой политическую организацию экономически господствующего класса
рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет
полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства
производства, но и на работников производства. Рабовладельческая
собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое
государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее
собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.
Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных
масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств
помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства
Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве
разновидностей
Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I
веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел
1. Не рабы являлись там
производительной силой, а
настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и
Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство
в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII
– IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные
стройки).
Рабство, как экономическое и юридическое состояние, имело место на
определенных последующих этапах государства, но не было социально-
экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось
результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание
первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается
возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в
Афинах и Риме, приведшего
к их становлению как
государств, то это действительно уникальный процесс.
3.2. Феодальное государство
Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его
экономический базис и основу производственных отношений составляет
собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху
феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от
феодалов крестьян на необходимые
для обработки земли
орудия и их труд.
К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе,
формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества,
герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и,
наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др.
Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки.
Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов,
взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора
содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.
3.3. Буржуазное государство
Буржуазное государство - это третий исторический тип государства,
предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом
оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое
государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее
основу – частную
от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.
Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению
со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким
экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его
независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются
внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях
предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма
усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни.
На стадии империализма происходит перерастание домонополистического
капитализма в государственно-