Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:50, курсовая работа
Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет1, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие типа и сущности государств………………..……………..5
§1. Понятие типа государства………………………………………………...5
§2. Формационные и цивилизационные типологии государств……………9
Глава 2 Характеристика основных типов государств………………………14
§1. Рабовладельческое государство………………………………………….14
§2. Феодальное государство…………………………………………………..17
§3. Буржуазное (капиталистическое) государство…………………………..19
§4. Социалистическое государство…………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиография………………………………………….……………………….
ОТДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра Теории и истории государства и права
Заведующий кафедрой
К.и.н., доц. Пищулина С.Ю.
«___»
___________20__ г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
На
тему: «Типология государств»
Руководитель: Гапоненко Д.Б.
Студентка:
Завьялова Дарья Владимировна
Волжский
2010
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1 Понятие типа и сущности государств………………..……………..5
§1. Понятие
типа государства……………………………………………….
§2. Формационные и цивилизационные типологии государств……………9
Глава 2 Характеристика основных типов государств………………………14
§1. Рабовладельческое государство………………………………………….14
§2. Феодальное
государство…………………………………………………
§3. Буржуазное (капиталистическое) государство…………………………..19
§4. Социалистическое
государство…………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………….…
Введение
Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет1, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.
История
современной цивилизации
Многие государства, изменяя свою форму и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В то же время некоторые некогда могущественные народы, наводившие ужас на другие государства, наоборот, так и не преобразовались в собственные государства. Например, монголо-татарское иго так и не стало государством. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. К таким государствам следует отнести Спарту, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др.
Историческая судьба одного из таких государств прослеживается на конкретном примере. Пришедшие во II в. нашей эры с Алтая потомки хазар караимы с проживающими по соседству племенами на диких землях от низовьев Волги до Крыма создали обширное Хазарское царство, столицей которого был находившийся на территории Крыма город Джуфт-Кале. В последующем не выдержав конкуренции со стороны природы (острейший дефицит воды) и соседних государств (в первую очередь России) оно распалось. Последний караим покинул свою столицу Джуфт-Кале в 1878 г. (иссякла вода). Население по большей части ассимилировалось в другие нации. В настоящее время во всем мире насчитывается около трех тысяч караимов. В 1917 г. в России их было более 13 тыс. Сейчас в Москве их проживает около трехсот человек. Они носят ветхозаветные имена и стараются сохраниться как обособленная нация со своей культурой и своими традициями.
Караимы тюркского происхождения. Они не воспринимали Талмуд, но признавали Ветхий Завет с его десятью заповедями. По караимской вере Иисус Христос и Магомет в равной степени признаются пророками Бога. Для исполнения религиозных обрядов они могут молиться как в православном, так и в мусульманском храме. В караимизме нет ритуала отпущения грехов. Каждый должен молиться сам за себя. Высшим критерием во всем считается совесть человека. Исповедующие караимизм не обязаны принимать на веру все религиозные постулаты. Они имеют право выдвигать свои аргументы "за" или "против" вызывающих сомнение религиозных положений.
Таким
образом, типология по отношению
к существовавшим ранее и нынешним
государствам необходима для того,
чтобы не растерять бесценный
опыт организации государственной
или общественной жизни. Осознание
и использование
§1.
Понятие типа государства.
Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).
Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.
Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются:
На протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей науке односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции.
Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем.
Революция2 - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.
По своей сути законодательство революционного времени направлено на достижение конкретных задач - защиту революции при помощи правовых средств. Степень его демократичности находится в прямой зависимости от остроты переживаемого обществом периода. Чем сильнее сопротивление свергнутых классов, а это бывает чаще всего, тем более реакционной является сущность законодательства. Его поражает юридическая анемия, основным пороком которой является отсутствие нормативности. При этом оно характеризуется следующими чертами:
Наиболее точно и лапидарно сущность революций выразил в афористичной форме французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что нищета порождает революцию, а революция - нищету.
Эволюция3 - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью.
Конвергенция4
- постепенное сближение различных формаций
и государственно-правовых систем, в частности
капиталистической и социалистической.
По своей сути конвергенция - проявление
эволюционной смены типа государства
и прав.
§2.
Формационные и цивилизационные
типологии государств.
Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.
Для определения типа государства и права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:
Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются единым понятием эксплуататорского государства.
В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.
Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.