Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:29, контрольная работа
В мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по-разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право. Некоторые исследователи считают, что государство и право - это вечные спутники человеческого общества, поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор, пока существует общество. По мнению же большинства, государство и право возникают не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития.
Типичные и особенные
формы возникновения
------------------------------
В мировой и отечественной
науке нет единообразного представления
о происхождении государства
и права. Мыслители различных
времен и народов по-разному
Некоторые исследователи считают, что
государство и право - это вечные спутники
человеческого общества, поскольку они
возникают одновременно с обществом и
существуют до тех пор, пока существует
общество. По мнению же большинства, государство
и право возникают не одновременно, а лишь
на определенной ступени его исторического
развития.
Уже тысячелетия люди живут в условиях
государственно-правовой действительности:
они являются гражданами (или подданными)
определенного государства, подчиняются
государственной власти, сообразуют свои
действия с правовыми предписаниями и
требованиями. Естественно, что еще в глубокой
древности они стали задумываться над
вопросами о причинах и путях возникновения
государства и права. Создавались теории,
по-разному отвечающие на данные вопросы.
Множественность этих теорий объясняется
различными историческими и социальными
условиями, в которых жили их авторы, разнообразием
идеологических и философских позиций,
которые они занимали. Однако следует
иметь в виду, что любая отдельно взятая
теория представляет собой субъективный
взгляд ее приверженцев на объективные
процессы развития общества и государства.
Изучение процесса происхождения государства
и права имеет не только чисто познавательный,
академический, но и политико-практический
характер. Оно позволяет глубже понять
социальную природу государства и права,
их особенности и черты. Дает возможность
проанализировать причины и условия их
возникновения и развития. Позволяет четче
определить все свойственные им функции
- основные направления их деятельности,
точнее установить их место и роль в жизни
общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права
никогда не было и в настоящее время нет
не только единства, но и даже общности
взглядов на происхождение государства
и права.
При рассмотрении данного вопроса никто,
как правило, не подвергает сомнению такие,
например, общеизвестные исторические
факты, что первыми государственно-правовыми
системами, в частности в Древней Греции,
Древнем Египте, Древнем Риме, были рабовладельческие
государство и право. Никто не оспаривает
того факта, что на территории нынешних
России, Польши, Германии и ряда иных стран
никогда не было рабства. Исторически
первыми здесь возникли не рабовладельческие,
а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические
факты, касающиеся происхождения государства
и права. Однако этого нельзя сказать обо
всех тех случаях, когда речь идет о причинах,
условиях, природе и характере происхождения
государства и права. Над единством или
общностью мнений здесь преобладает разнополярность
мнений.
Помимо общепризнанных мнений и суждений
о происхождении государства и права нередко
имеют место прямые искажения данного
процесса, сознательное игнорирование
ряда весьма существенных для его глубокого
и всестороннего понимания фактов. "Если
понятие государства, - писал в связи с
этим еще в начале XX в. видный государствовед
Л. Гумплович, - часто сводилось к выражению
политических тенденций, к изображению
политической программы и служило знаменем
для политических стремлений, то не меньшему
извращению должен был подвергаться и
чисто исторический акт происхождения
государств. Его часто искажали и сознательно
игнорировали в пользу так называемых
"высших идей". "Чисто исторический
акт происхождения государств, - продолжал
автор, - строили на идее, выводили из известных
потребностей или, иначе говоря, из определенных
рационалистических и нравственных мотивов.
Полагали, что для поддержания морали
и человеческого достоинства обязательно
нужно скрыть действительный, естественный
способ возникновения государств и выставить
вместо него какую-нибудь "легальную"
и гуманную формулу".
Дело, однако, заключалось не только и
даже не столько в преднамеренном сокрытии
"действительного, естественного способа"
возникновения государства и права, сколько
в различном понимании сути и самой значимости
этого способа. Ведь один подход к пониманию
"естественного способа" возникновения
государства и права может быть связан,
скажем, с естественным развитием экономики
и общества, на базе или в рамках которых
возникают государство и право. И совершенно
другой - с естественным развитием общей
культуры людей, их интеллекта, психики,
наконец, здравого смысла, приведших к
осознанию объективной необходимости
формирования и существования государства
и права.
Кроме этого при рассмотрении проблем
возникновения государства и права важно
учитывать и то, что сам процесс появления
государства и права далеко не однозначен.
Изучение процесса происхождения государства
и права имеет не только чисто познавательный,
академический, но и политико-практический
характер. Оно позволяет глубже понять
социальную природу государства и права,
их особенности и черты. Дает возможность
проанализировать причины и условия их
возникновения и развития. Позволяет четче
определить все свойственные им функции
- основные направления их деятельности,
точнее установить их место и роль в жизни
общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права
никогда не было и в настоящее время нет
не только единства, но и даже общности
взглядов на происхождение государства
и права.
При рассмотрении данного вопроса никто,
как правило, не подвергает сомнению такие,
например, общеизвестные исторические
факты, что первыми государственно-правовыми
системами, в частности в Древней Греции,
Древнем Египте, Древнем Риме, были рабовладельческие
государство и право. Никто не оспаривает
того факта, что на территории нынешних
России, Польши, Германии и ряда иных стран
никогда не было рабства. Исторически
первыми здесь возникли не рабовладельческие,
а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические
факты, касающиеся происхождения государства
и права. Однако этого нельзя сказать обо
всех тех случаях, когда речь идет о причинах,
условиях, природе и характере происхождения
государства и права. Над единством или
общностью мнений здесь преобладает разнополярность
мнений.
Помимо общепризнанных мнений и суждений
о происхождении государства и права нередко
имеют место прямые искажения данного
процесса, сознательное игнорирование
ряда весьма существенных для его глубокого
и всестороннего понимания фактов. "Если
понятие государства, - писал в связи с
этим еще в начале XX в. видный государствовед
Л. Гумплович, - часто сводилось к выражению
политических тенденций, к изображению
политической программы и служило знаменем
для политических стремлений, то не меньшему
извращению должен был подвергаться и
чисто исторический акт происхождения
государств. Его часто искажали и сознательно
игнорировали в пользу так называемых
"высших идей". "Чисто исторический
акт происхождения государств, - продолжал
автор, - строили на идее, выводили из известных
потребностей или, иначе говоря, из определенных
рационалистических и нравственных мотивов.
Полагали, что для поддержания морали
и человеческого достоинства обязательно
нужно скрыть действительный, естественный
способ возникновения государств и выставить
вместо него какую-нибудь "легальную"
и гуманную формулу".
Дело, однако, заключалось не только и
даже не столько в преднамеренном сокрытии
"действительного, естественного способа"
возникновения государства и права, сколько
в различном понимании сути и самой значимости
этого способа. Ведь один подход к пониманию
"естественного способа" возникновения
государства и права может быть связан,
скажем, с естественным развитием экономики
и общества, на базе или в рамках которых
возникают государство и право. И совершенно
другой - с естественным развитием общей
культуры людей, их интеллекта, психики,
наконец, здравого смысла, приведших к
осознанию объективной необходимости
формирования и существования государства
и права.
Кроме этого при рассмотрении проблем
возникновения государства и права важно
учитывать и то, что сам процесс появления
государства и права далеко не однозначен.
------------------------------
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
------------------------------
Информация о работе Типичные и особенные формы возникновения государства у различных народов