План
Введение
Один из
коренных вопросов общественной жизни
- вопрос о государстве, о праве. Право
регулирует общественные отношения в
самых различных областях человеческой
деятельности, самых различных субъектов
права, по самым различным фактическим
основаниям, в самых различных обстоятельствах.
Общественные науки изучают
закономерности изменения социальных
условий, теоретически обосновывают направления
преобразования социальной действительности,
дают научные прогнозы, в том числе и для
точного естественнонаучного знания.
На развитие отраслей обществоведения,
будь то философия, экономика или право,
бесспорно, самое прямое воздействие оказывают
открытия в познании природы, в технических
науках или, наоборот, их неудачи. Настоятельное
требование времени - отход от технократических
подходов, самоизоляции естественнонаучного
знания. К разработке крупных естественнонаучных
проблем следует привлекать экономистов
и социологов, философов и юристов, психологов
и историков, представителей других отраслей
обществоведения.
Актуальность
данной темы состоит в том, что теория
государства и права существует и развивается
как один из важнейших компонентов сложной
и целостной системы знаний об обществе.
Единство материального и духовного мира
обуславливает и единство наук. Между
общественными, естественными и точными
(техническими) науками существует тесное
взаимодействие. Принятый курс на формирование
основ правового общества и государства
не может быть ограничен областью чисто
юридических представлений.
Без взаимодействия
наук невозможен выход из кризиса (политического,
экономического). Без их кооперации невозможно
эффективно и рационально использовать
материальные, трудовые и финансовые ресурсы,
выбрать наиболее целесообразный путь
технологического прогресса, интенсификации
общественного развития.
Цель
данной курсовой работы - определение
места и роли теории государства и права
среди других наук.
В соответствии
с указанной целью были поставлены
следующие задачи:
1. определить
взаимосвязь теории государства
и права с гуманитарными науками;
2. обозначить
место и роль теории государства
и права в системе юридических
наук.
Методологическую
базу и методы исследования определили
современные общенаучные, частнонаучные
и специальные методы познания (сравнительный,
историко-правовой, структурно-функциональный,
логический и др.).
При написании
курсовой работы, были использованы различные
источники, такие, как учебные пособия
по данной теме, монографии, журнальные
статьи. К числу учёных, посвятивших свои
работы данной теме, относятся Брызгалов
А.И., Бойцова В.В., Бойцова Л.В., Раянов М.Г.
Структура курсовой работы обуславливается
целями и задачами исследования.
Состоит из введения, двух глав,
разделенных на параграфы, заключения
и списка использованной литературы.
Глава
1. Место и роль теории
государства и права
в системе гуманитарных
наук
1.1 Соотношение ТГП с философией и политологией
Теория
государства и права, как было
уже отмечено, является далеко не единственной
наукой и учебной дисциплиной, имеющей
объектом исследования государство и
право. Изучением последних занимаются
также и другие дисциплины. Среди них важное
место занимают неюридические отрасли
знаний и дисциплины, такие, как философия,
политология, экономические науки, социология
и социальная психология.
В процессе
исследования государства и права
вполне естественно и неизбежно
возникает вопрос о соотношении
их друг с другом, а также с
теорией государства и права.
«Философия является наукой о всеобщих
закономерностях, которым подчиняются
как бытие человека (природа и общество),
так и человеческое мышление, процесс
познания. С теорией государства и права
у нее весьма глубокая и многогранная
связь, которая прослеживается по разным
направлениям. Теория государства и права
широко использует, в частности, философские
категории и всеобщие понятия, выработанные
в течение многих столетий представителями
этой науки»1. В свою очередь, философия
в процессе своего развития и совершенствования
постоянно опирается на тот материал,
который вырабатывается теорией государства
и права вместе с другими юридическими
науками и который помогает ей формулировать
общие принципы государственно-правового
развития общества. «Среди философских
категорий и понятий, которые активно
используются в теории государства и права,
в качестве примеров можно назвать такие,
как «отношение», «функция», «прогресс»,
«свобода», «развитие», «эволюция», «связь»,
«целое» и др»1. Широкое использование
философских категорий и понятий в рамках
теории государства и права имеет не только
сугубо теоретическое, но и огромное методологическое
значение. Большое значение для развития
теории государства и права имеет также
широкое использование ею философских
законов и закономерностей, а кроме того,
огромную важность для нее представляет
философский, мировоззренческий аспект.
Прямая и остро ощутимая зависимость государственно-правовых
теорий и взглядов от тех или иных философских
воззрений прослеживается на всех этапах
развития человеческого общества. Материалистические
основы мировоззрения в отличие от идеалистических
чаще всего способствовали возникновению
и развитию прогрессивных, демократических
государственно-правовых теорий и идей.
Материалистические
философские воззрения не всегда
выступали в качестве надежной основы
для выработки и реализации прогрессивных,
демократических государственно-правовых
теорий и идей.
Говоря
о роли философского мировоззрения
в разработке государственно-правовых
теорий и идей, нельзя забывать о
том, что оно способствует не только
развитию научных исследований, но
и лучшему усвоению изучаемого в курсе
теории государства и права материала.
Наряду с философией теория
государства и права имеет
тесные связи и с политологией.
Политология – это наука, занимающаяся
изучением всего многообразия
политологического мира, именуемого
политикой. В поле зрения исследователей-политологов
находятся общие законы развития политических
явлений, институтов и учреждений, вопросы
политической власти, политической системы,
политической идеологии, политического
режима, политических отношений и др.
Используя
политологические данные, теория государства,
и права рассматривает государственно-правовые
явления с точки зрения не только
их внутреннего строения, формы, сущности
и содержания, но и их места и
роли в системе других политических
по своему характеру явлений, институтов
и учреждений. Это дает возможность исследовать
не только их самих, но и в контексте их
связей с окружающей политической средой.
В результате такого подхода, например,
к исследованию государства или его отдельных
органов появляется возможность видения
государства и его аппарата и «изнутри»,
и «извне» – со стороны его связей с политической
системой общества или же с ее отдельными
элементами, такими, как политические
партии, общественно-политические организации,
союзы и пр. Между теорией государства
и права и политологией существуют прямые
и обратные связи. Это означает, что не
только политология оказывает влияние
своими знаниями на развитие теории государства
и права, но и наоборот. Так, в частности,
в процессе проведения политологических
исследований и изучения курса политологии
широко используются наряду с собственно
политологическим материалом также положения
и выводы, сделанные специалистами в области
теории государства и права. Это касается,
например, вопросов понятия государства
и государственного механизма, проблем
определения политической власти, соотношения
политического и государственного режимов,
форм и функций государства, соотношения
государства, политических партий и регулирующих
их деятельность норм права.
1.2
Взаимосвязь ТГП с экономическими науками.
Соотношение
ТГП с социологией и
социальной психологией
Неразрывная связь существует
также между теорией государства
и права и экономическими науками.
Последние, выступая в качестве
важнейшей составной части общественных
наук, включают в себя политическую экономию,
историю экономической мысли, экономическую
статистику, экономику труда, экономику
отдельных отраслей хозяйства, финансы
и кредит и др. Теоретическую и методологическую
основу экономической науки составляет
политэкономия. Экономические науки, занимаясь
изучением различных средств и способов
производства, форм собственности, методов
управления экономикой, характера производительных
сил и производственных отношений, проблем
труда и заработной платы и т.п., решают
не только сугубо экономические, но и социально-политические
вопросы. Ведь от того, например, как, на
какой основе решаются проблемы производства,
накопления и распределения материальных
и иных благ, вопросы соотношения производственных
и распределительных отношений, во многом
зависит состояние не только экономики,
но и самого общества, а вместе с ним и
государства. Опираясь на основные выводы
и положения, сформулированные экономическими
науками, теория государства и права исходит
из предпосылки, что экономика – материальный
базис общества – оказывает, в конечном
счете, решающее воздействие на процесс
формирования и развития соответствующей
ему надстройки, одной из составных частей
которой является государство и право.
Многовековой опыт существования общества
показывает, что каждому типу или разновидности
экономики (рабовладельческого, феодального
или иного общества) должен соответствовать
вполне определенный тип государственной
и правовой системы. В этом смысле допустимо
говорить, с известными оговорками о несовпадении
в мелочах, деталях, об экономической обусловленности
и даже об экономической заданности государственно-правовых
явлений, институтов и учреждений.
Однако
не следует ни преувеличивать, а
тем более абсолютизировать характер
прямой связи и обусловленности государственно-правовой
материи экономической материей, ни преуменьшать
его. Опыт России и многих других стран
со всей убедительностью показал, что
даже в рамках одного и того же типа экономики
и государственно-правовой системы учет
характера этой связи и обусловленности
имеет огромное не только теоретическое,
но и практической значение. Это означает,
помимо всего прочего, что успешное проведение
радикальных политических или государственно-правовых
преобразований в той или иной стране
с неизбежностью предполагает одновременное
проведение и соответствующих экономических
преобразований, и наоборот. Теория государства
и права исходит также из того, что не только
экономика и вместе с ней экономические
науки влияют на государство и право, а
следовательно, и на юридические науки,
но, в свою очередь, последние оказывают
значительное влияние на первые. В юридической
литературе правильно указывалось, что
стихийное, не опосредованное государственно-правовое
регулирование развития экономических
процессов может привести к расстройству
и упадку всей системы материального производства.
Мировой опыт показывает, что политическая
власть, не принимающая необходимых мер
для целенаправленного развития экономики,
может причинить экономическому развитию
величайший вред, подорвать и попусту
разбазарить экономический потенциал
страны.
Большое
академическое и политико-практическое
значение имеют постоянные связи
теории государства и права с
социологией. Согласно сложившемуся в
научном мире представлению, социология
является гуманитарной дисциплиной, занимающейся
изучением общества как целостной системы,
а также его отдельных составных частей
и институтов, различных социальных слоев
и групп. В центре внимания социологов
неизменно находятся вопросы организации
и управления обществом, закономерности
и тенденции развития и функционирования
различных социальных систем. «Понятие
социологии – это «обобщенное», точнее,
общеродовое, понятие, которым охватывается
целый ряд ее отраслей, включая такие,
например, как социология политики, социология
отдельных составных частей экономики
(промышленности, сельского хозяйства
и т.п.), социология образования, социология
права и др»2. Теория государства
и права опирается в своем развитии как
на общую социологическую теорию и методологию,
изучающую закономерности функционирования
всего общества, так и на частные социологические
теории, имеющие дело с закономерностями
развития отдельных сфер жизни общества.
С теоретической точки зрения весьма важное
значение имеет использование в процессе
изучения государственно-правовых явлений,
институтов и учреждений выводов и обобщений,
сделанных в рамках социологии политики
и социологии права. Особую значимость
при этом приобретают даже те весьма спорные
и противоречивые суждения и понятия,
которым за пределами социологии, вне
социологического контекста и фона уделялось
бы гораздо меньше внимания. В качестве
примера можно сослаться на довольно спорное
и одностороннее рассмотрение (в социологическом
плане) государства и права как исключительно
силовых, принудительных институтов. Подход
к государству, а соответственно и к исходящему
от него позитивному праву как к институтам
(средствам) господства и подчинения, насилия
и принуждения в определенной мере адекватно
отражает реальную действительность.
Однако при этом не учитываются другие
стороны государства и права. В частности,
вне поля зрения исследователей остаются
охранительные, протекционистские, защитительные,
воспитательные и иные функции государства
и права. Не учитывается, в частности, тот
факт, что государство в повседневной
жизни и многообразных отношениях может
выступать не только в качестве суверена,
устанавливающего общеобязательные для
всех «своих» граждан и организаций –
физических и юридических лиц – правила
поведения. Во многих отношениях с ними
оно может выступать также в качестве
равноправного партнера. «Это относится
в первую очередь к гражданско-правовым
отношениям. Согласно, например, п. 1 ст.
124 Гражданского кодекса РФ, «Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации:
республики, края, области, города федерального
значения, автономная область, автономные
округа, а также городские, сельские поселения
и другие муниципальные образования выступают
в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах
с иными участниками этих отношений –
гражданами и юридическими лицами»3.
К государству в целом, равно как и к другим
связанным с ним субъектам гражданско-правовых
отношений, согласно действующему законодательству,
применяются нормы, определяющие участие
юридических лиц, в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, если
иное не вытекает из закона или особенностей
данных субъектов. Рассмотрение государства
и права с социологических позиций помогает
глубже и разностороннее понять его и
с других позиций, в частности с точки
зрения теории государства и права. Этому
же способствует и широкое использование
теоретиками государства и права конкретных
социологических исследований жизнедеятельности
государственно-правовых институтов.
Помимо академической важности они имеют
определенную практическую значимость.
Данные социологических исследований
позволяют успешно решать, например, проблемы
совершенствования государственного
аппарата, дальнейшего развития форм и
содержания (функций) государства, повышения
эффективности права. Постоянная и последовательная
связь теории государства и права прослеживается
с социальной психологией. Сформировавшись
как самостоятельная отрасль знаний (отрасль
психологии) и самостоятельная дисциплина
в начале XX в., социальная психология представляет
собой науку, занимающуюся выявлением
и изучением закономерностей поведения
людей, обусловленных фактом их принадлежности
к определенным социальным слоям и группам,
а также изучением психологических характеристик
отдельных человеческих сообществ и групп.
Имея предметом своего изучения общие
закономерности возникновения, становления
и развития государства и права, теория
государства и права не может решать свои
задачи без учета достижений социальной
психологии, без знания социально-психологических
особенностей отдельных социальных групп
(властных и прочих структур) и всего общества
в целом. Попытки определения уровня правового
сознания общества, степени развития правовой
культуры населения, эффективности правотворчества
и правоприменения в той или иной стране
можно успешно осуществить лишь при условии
широкого использования достижений социальной
психологии. При рассмотрении проблем
возникновения, становления и развития
государства и права весьма важно иметь
в виду также, что это не формальные, социально
индифферентные или социально выхолощенные
процессы, протекающие сами собой, вне
поля зрения и участия в них отдельных
слоев или всего общества. Это социально
обусловленные, общественные процессы,
протекающие в рамках как отдельно взятых
стран, так и всего мирового сообщества.
«От состояния социальной психологии,
выражающегося в социально-политической
активности или, наоборот, в перманентной
пассивности населения, в душевной приподнятости
и целенаправленности народа и нации или,
наоборот, их психологической подавленности,
социальной апатии и безразличии к судьбе
общества и государства, в историческом
оптимизме народа и нации или же в их неверии
в будущее существующей общественной
и государственно-правовой системы, историческом
пессимизме, в уверенности перед грядущим
будущим или в страхе за будущее своей
страны, государства и общества, в полном
доверии и уважении к властям предержащим
или же, наоборот, в полном неверии в их
способности управлять страной и их общественном
презрении и от многого другого в значительной
степени зависят не только стабильность
и эффективность существующего государства
и права, но и реальные перспективы их
существования и развития»4. От этого
же зависит их жизнеспособность и конкурентоспособность
на мировой арене. «Современный опыт России
так же, как и многих других стран, со всей
очевидностью доказывает, что наряду с
системой иных факторов именно психологическое
состояние общества оказывает весьма
важное воздействие на процесс становления
и развития, а также на характер (демократический,
псевдодемократический, олигархический
и т.п.) вновь возникающего государственно-правового
и общественного строя»5.